вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Wash&Go два в одном

Ниже – расшифровка одной  магнитофонной ленты: разговор 4 людей в середине апреля 2008 года. Сей жанр довольно популярен с недавних пор. Но в отличие от некоторых коллег мы не украли эту запись, мы не вламывались в чужие телефоны или квартиры. Здесь другое: участники знали, что разговор записывается, но пожелали остаться неизвестными. Человек, передавший нам пленку, пользуется нашим абсолютным доверием.

По счастью, собеседников оказалось легко «поименовать» – настолько разнятся темпераментами их голоса на ленте. Так и назовем участников беседы:
1. Холерик – настойчивый, где-то даже назойливо пытающийся протолкнуть свою точку зрения собеседник; весьма энергичен, создается впечатление, будто бы он часто размахивает руками – кажется иногда несколько грубоватым; генератор идей.
2. Флегматик – всегда спокоен, чуть ироничен, чувствуется большой запас знаний вообще и в большой политике, в частности; готов разделить позицию собеседника, если его убедят; но твердо стоит на некоторых позициях, составляющих, видимо, фундамент его мировоззрения.
3. Меланхолик – у нас возникло впечатление, что он наиболее близок к научным кругам; немногословен, осторожен; когда высказывается, то говорит негромко, но продуманно.
4. Сангвиник – объединяющее начало, хороший модератор, позитивный; искренен, легко переходит с темы на тему; готов согласиться с собеседником, но тут же выдвинуть новое положение; помогает углубить тему; избегает конфликтных ситуаций.
Как мы поняли (см. ниже), Холерик подготовился к обсуждению заранее, а остальные участники с листа оппонировали ему
{самое начало пленки нам не удалось расшифровать, там какое-то не слишком внятное обсуждение сторонних для нашей темы вещей; неоконченные фразы, сленг - собеседники, по-видимому, хорошо знакомы между собой – Exclusive}.

{ниже все, что заключено в фигурные скобки, замечания от нас – Exclusive}

Флегматик: Теоретически я согласен с тобой – Да! Теоретически, Джаксыбеков – да, ведущая фигура. Теоретически! Но он…
Холерик: Но Мамин пошел на КТЖ…
Ф.: Ну, это понятно. Кулекеева сдали. Просто сдали. Возможно, он и украл чего-то… {помехи}. Весь вопрос заключается в том, что его просто сдали. А то, что вот эти назначения, перемещения – понятно, почему он Таса {очевидно, речь идет о Тасмагамбетове} назначил в Астану.
Х.: Почему?
Ф.: Есть восточная мудрость: врага, в нашем случае   потенциального политического конкурента, надо держать ближе к себе.
{ПАУЗА}
Х.: Э-э-э… А разве я не про то же вот здесь {это наводит нас на мысль, что Холерик подготовил исходные для беседы аргументы; и этот листок передал нам наш источник – приведен на вставке  на следующем развороте}. Почему Есимов сюда {в Алмату Есимов назначен акимом вместо Тасмагамбетова}?
Ф.: Совсем не обязательно, что Есимов будет сажать. Возможно, это договоренность. Сегодня правильно пишут: возможно, это одно из условий Таса – назначить сюда Есимова…
Х. {явно прерывает}: Ничего себе! Вы представляете себе, что Тас может ставить какие-то условия?!!
Ф.: Почему нет? Тас на сегодняшний день – это самая сильная фигура в политическом истеблишменте – кроме Назарбаева. Он самодостаточен! В отличие от всех остальных. И еще – Джаксыбеков.
Сангвиник: А Тимур Аскарович {речь идет, видимо, о Кулебаеве}?
Ф.: Тимур Аскарович не имеет политических амбиций {на пленке мы слышим голос Меланхолика, но разобрать фразу не удалось – кажется, он как-то возражал}. А этот имеет политические амбиции.
Х.: С моей точки зрения Тасмагамбетов не устраивает вообще никого!
Ф.: Это сложный вопрос. Это сложный вопрос! Часть элиты казахстанской, особенно – казахской он очень устраивает…
Х.: О! Очень правильно: он устраивает – и прежде всего – именно казахскую элиту! Кто из вот этих верхов готов разыгрывать казахскую карту в этом аспекте?
Ф.: Очень многие, очень многие…
Х.: Как ловля в мутной воде? – безусловно! Но давайте посмотрим вот на эту восьмерку Форбса {очевидно, речь идет о списке богатейших людей мира от журнала Форбс, куда вошли 8 казахстанских представителей}. Это ведь некая квинтэссенция того, что и хотел Назарбаев. И там совмещение и нового и старого. Из старого там – Тимур. Но реально его мечты о госкапитализме: был КРАМДС, который сейчас возрождается через «Казыну» и все такое прочее – вот эти все построения. И государством будут управлять нищие люди вроде Келимбетова…
Ф.: Келимбетов не такой нищий…
Х.: Не-не-не! На уровне вот этих людей – он совершенно нищий и как бы он – служащий. И чем больше служащих, тем меньше риска. Это старая идея Нурбулата Масанова, когда он говорил, что все, кто там будут, будут нелегитимны. Вот если вот эту восьмерку рассмотреть с этой точки зрения, так там сидят – я прошу прощения, еврей и два узбека, кореец, Утемуратов – все его люди. Кроме единственного там Нуржана Субханбердина, который там – недоразумение, в этом смысле.
Ф.: М-м-м… Почему недоразумение? Он богатый человек…
Х.: Но он не из этой генерации мыслимой. Остальные все – люди умышленные…  И в этой связи я хочу сказать, что Тасмагамбетов – он как раз-таки полная копия Назарбаева. Но только в 2008 году он не устраивает ни Китай, который имеет здесь огромные уже экономические рычаги…
Ф.: Почему?
Х.: Потому что он будет опираться именно на казахскую часть – вот его опора. Он не устраивает их. Ни Россию.
Ф.: Сложный вопрос. В политике не бывает такого… Он может опираться внутри страны на одну часть населения. Но он должен играть по правилам – есть правила игры. Он никогда не станет президентом, если он не будет устраивать Китай и Россию.
Х.: И Тасмагамбетов на том поле – вообще незасвеченный игрок. Когда Келимбетов в Москве – не вылазил оттуда в свое время.
Ф.: Это – не игрок.
Х.: Хорошо! Итак, Тасмагамбетов, утверждаете вы, – самая влиятельная политическая фигура…
Ф.: Самодостаточная!
Х. Самодостаточная… Это знаете, как неуловимый Джо сейчас проскакал… А кому он нужен? А Вы что думаете?
Меланхолик: А я недавно в Вашингтоне был {громкий дружный смех}. Перемещения логичные: единственное сомнительно – Таса  перекинуть, ничего он не успеет нормально. Это подозрительно: юбилей это так… Вы думаете, действительно, думаете передать это кому-то – это кто-то опубликует?
Ф.: Все перемещения – они вписываются в логику перемещений, начиная с февраля. Назначение Кайрата {Келимбетова} – раз, чтобы перенести экономический блок в администрацию президента, потому что правительство Масимова явно не тянет, а менять его он не собирается пока. Ну сидят и сидят, группа {плохая слышимость}. Год стоят стройки, правительство ничего не делает.
С.: Хорошо, почему просто не поменять премьера?
Ф.: Нету человека, не на кого менять!
С.: Хорошо, оттого, что он назначил Кайрата. Келимбетов даже на процедурном уровне не может оказать никакого влияния даже на такую мелочь как {плохая слышимость}. В чем логика?
Ф.: Логика в том, чтобы все перенести под крыло Келимбетова, который более не связан с правительством...
С.: Ну, хорошо. Помнится, была версия, что когда-то Кажегельдин сказал так: Ну не барское это дело – заниматься канализацией, проблемой нехватки угля, выплаты пенсии. Вот, давай, разделим: администрация будет заниматься стратегическим, а мы, черви, на самом дне пищевой пирамиды, мы будем заниматься канализацией, пенсиями, как раз тогда света не было, газа не было, хлеба не было.
Ф.: То есть, решая соцпроблемы, он хотел завоевать себе авторитет.
С.: Келимбетов, кроме таких фабул, как кластерная инициатива, индустриально-инициативная стратегия – как и его патрон бывший по 2030 {имеет в виду, очевидно, Ержана Утембаева}... Они ничего не родили. Я не могу понять: если ему не на кого менять, что изменит Келимбетов, будучи не операционистом при плохом премьере?..
Х.: Если бы он назначил нового премьера, это действительно обозначало, что премьер выступит политическим игроком в этот момент, и возьмет на себя ответственность. Он просто распределил, распылил полномочия, потому что дело действительно пахнет керосином. В кризисный момент политическую фигуру допустить на пост премьера он не мог.
С.: А кто такая политическая фигура?
М.: Вы не имели в виду чуть подняться вверх? Эти судороги они будут все чаще и чаще…
С.: Президент просто не знает, что делать…
Ф.: Никто не знает, что делать!
С.: Потому что сегодня в стране нет человека, который готов взять на себя всю полноту ответственности и при этом взять на себя все полномочия.
М.: Он не в стране, а он – в Австрии! {смех}.
С.: Если с высоты птичьего полета – нынче часто так говорят, посмотреть на ситуацию: то Казахстан – в полной {пропущено по соображениям этики}…
Ф.: Ну это да, это неоспоримо.
С.: Накануне дефолта, причем этот дефолт с каждым месяцем обретает все более реальные очертания. Дефолт – это автоматически межнациональная напряженность – все вылезет, и социальная напряженность. 15 лет мы жили за счет того, что худо-бедно шли реформы, худо-бедно… {неразборчиво} Реформ еще не было. Худо-бедно отпустил поводок. Есть барахолка, которая кормит эти 80 процентов населения. Вместо того чтобы потихоньку выпускать пары, он начинает национализацию. Ровно за счет чего Казахстан жил 15 лет, он все это откатывает и собирается национализировать. Создает госхолдинги, национализирует банки, под Машкевича копать. Куда?! Ведь они все подконтрольны. Вот у казахов есть пословица: ребенок, который должен умереть, бежит в сторону могилок. Вот у меня такое апокалипсическое настроение. И сегодня все его волчата вокруг, начиная с Булата Джамитовича, Адильбека Рыскельдиновича и даже Кайрата Кематовича, прекрасно видят эту разбалансированность. Ходят и думают, против кого, с кем они будут дружить? Акелла промахнулся, Маугли в Австрии.
М.: Этого Маугли звать не надо.
С.: Маугли дискредитирован здесь максимально… {неразборчиво} Книжку за него написали.
Ф.: Не надо ничего писать, и так они переборщили: в героя он превращается, никакой он не герой. Человек осужден за измену Родине. Он полностью дискредитирован, измена Родине, привет, Вася. Ведь это доказано, на втором суде не было фарса, кое-что подтянуто, но, извини, доказать измену Родине - это все. Доказано: и Мусаев и он, по самой страшной статье. {Кто говорит ниже, непонятно из записи – тут плохое качество}: Царь не знал… {очень шумный спор, технически трудно поддается расшифровке}
Ф.: Он хочет взять под контроль основные активы. По банкам там простая вещь, и так он взял, создание «Казыны», «Самрука», «Самгал», СПК - это и есть процесс взятия под контроль всех активов.
С.: Зачем?
Ф.: Потому что появились очень богатые люди, способные аккумулировать капитал, чтобы противостоять ему. Дело Рахата Алиева - это показуха, надо убрать этих людей, выбить из-под них финансы.
С.: Теперь интересно: кто будет следующим? {Пауза} А потом?
Ф.: Потом время покажет. Для чего создаются СПК? Для того чтобы выбить из-под акимов финансовую базу. Для того чтобы не было регионализма. С одной стороны, правильно, с другой стороны, у нас всегда получается по-советски…
С.: Что завтра будет?
Ф.: Будет хаос. По простой причине, что не может наше государство быть эффективным управленцем. Вопрос в системе. А система, извините, воровская.
С.: Я не могу понять: он этого не понимает? Вот есть два пути, один, по которому он сейчас идет, и второй – ну, по которому Европа пошла, Америка и так далее. Я не могу понять его логику: почему он пошел налево, а не направо? Шел, шел направо, а потом раз – и налево!
Ф.: Временщики они. Прежде всего, потому что никто не думает об интересах государства. Наплевать им на это.
С.: Хорошо, я прекрасно понимаю, что уже глупо рассчитывать, что они будут думать о стране. Они о себе, почему не думают?
Ф.: Они о себе прекрасно думают.
С.: Они захлебнутся.
Ф.: Я повторяю, все воруют: наворовали – свалили, наворовали – свалили. Не мне тебе объяснять, что из Казахстана выводятся активы, умные люди отсюда выводят.
С.: Я не могу это понять. Видишь, я именно на их инстинкт самосохранения и рассчитываю. Он почему-то у них не срабатывает, у свиты. Как они не понимают, что оттого, что они будут контролировать, это не станет работать лучше?
М.: Ну, способ выживания…
Х.: Представьте себе, что все, что вы сказали, правда: так мы берем врага своего и держим его ближе к себе. Чтобы иметь врага… Конкурента? Ну, хорошо, конкурента. Если мы эту логику принимаем, то я полезу во вражий (конкурентский) огород и достану против него такое {пропущено по соображениям этики}.
Ф.: Правильно.
Х.: И пошлю сюда Есимова. И скажу ему: поезжай, парень, у тебя такой опыт! И-ы-ы… нарой на него там!
Ф.: Нароет, но это ничего не будет вскрываться.
Х.: О! Но это будет вот здесь висеть!
Ф.: Обязательно.
Х.: Ровно про это вот я говорю. Причем в этом сейчас заинтересована вся элита!
Ф.: Ну, не знаю, насколько…
Х.: Потому что, когда случится крах, они {непонятно} еще неизвестно, что оттуда вылезет. Поэтому Есимов сюда направлен нарыть! Сначала намечались торжества – кого направили на торжества? А здесь – в рамках нашего местного политического триллера его людей будут закрывать.
Ф.: {решительным голосом} Никто никого не будет закрывать, а просто собирать компру.
Х.: А они теперь умные! Чтобы иметь доказательную компру, уже кто-то должен сидеть!
Ф.: Не обязательно.
Х.: Как?!
Ф.: Для того чтобы иметь доказательную компру, достаточно иметь документы. А документы есть! Не может стоить дорога переход 10 миллионов долларов за километр. Не может!
С.: Я думаю, компры там нарыто {пропущено по соображениям этики}…
Х.: Зная вот это правосудие и зная ему доверие, они должны получить какие-то реальные вещи. Понимаете, вот сейчас: если раньше эту компру можно было разыгрывать. То сейчас ее доведут до того, что твой зам уже сидит – я прогнозирую, что его зам сядет. Один, другой, третий, они сядут.
С.: А их уже сняли, кого должны были посадить, их уже сняли.
Х.: А {шепотом} лучше Есимова здесь никого нету, он не умеет это делать: у него опыт есть.
Ф.: У него есть имидж агашки: сижу вот, смотрю издалека, как будто ничего не делаю. Вот у него имидж вот… такого товарища. Он никому не враг, он со всеми работал. У него такой именно имидж. Но, с другой стороны, он дело тонко знает. Он абсолютно доверенный человек! Абсолютно!
Х.: Причем этот абсолютно доверенный человек идет на место человека, которого надо держать вот здесь близко. Зачем он сюда идет!!?
С.: Для меня неясно, почему именно он закручивает гайки национальной буржуазии? Хотя при всех их ресурсах они трусливые люди, они ни на что не способны.
{далее ниже – плохо слышимые отрывки}
…быть нелегитимны …это фиксация прибыли, те обязательства, которые были неформальны… …он перепишет не просто акции, а поделится деньгами …Ты посмотри, кто провел первое IPO …если не уверен в своей частной собственности, то, что уже говорить про всех остальных?.. Главный закон, закон о собственности. Почему он до сих пор не принят… Я полагаю, что цель этого всего не сколько капиталы… негодует, что эти ребята, пользуясь общей ситуацией… И распилили их… будут работать на меня, но они будут работать на меня …они не могут опереться на широкую соцбазу, половина по-казахски не говорит, половина вообще другие. В этом смысле Тас очень выгодно отличается…
М.: {этот голос уверенно можно идентифицировать}: Население немного постарело, оно в политику лезть не будет, вот экономика…
…сажать, потому что общая ситуация, что надо сажать, и чем хуже будет экономика, тем больше будут сажать … но все это какие-то неважные перемещения. Потому что реальную политику сейчас делает Джаксыбеков, именно политику. Именно политику у нас делает один человек …Почему именно Джаксыбеков? …Потому что есть задумка поменять политическую систему …Правительства нет в том смысле, что сейчас главный экономический блок сейчас решает именно Келимбетов, в рамках администрации …орготдел сейчас…Джаксыбеков расчистил …вся эта незавершенка, все вот эти движения по кругу СПК-акимы… еще непонятно …СПК это серьезно …СПК это ближе к телу
…Вы правы, что это витает в воздухе.
{и т.д. Далее вовсе неясно – конец расшифровки}.

Как мы понимаем, эту записку подготовил для встречи 4 именно Холерик. Мы получили распечатанный листок вместе с магнитной лентой.

Вот высказывание Назарбаева при назначении Тасмагамбетова Акимом Астаны: «Накануне 10-летия Астаны предстоит огромная работа, и я уверен, что он сделает это в лучшем виде. Времени мало, и 10-летие необходимо провести на должном уровне. Поэтому я назначил человека, которому доверяю», - заключил глава государства.
Мы хотим «прочитать» это высказывание следующим образом:
- Юбилей Астаны – только на проведение этого мероприятия Я беру его!;
- это утверждение (только на юбилей) ОН проговаривает для самого ближайшего своего окружения, т.е. в целом – для высшей элиты;
Можно добавлять еще психологии («которому я доверяю» легко прочесть наоборот и т.п.).
А пока сделаем наше утверждение: Назарбаев отодвигает Тасмагамбетова от Алматы, переводит временно в Астану, затем что будет готовить на Тасмагамбетова материал по его деятельности в Алмате. Мы вовсе не будем утверждать, что найденные материалы тут же будут пущены в ход. Нет! Но, как скоро Назарбаев -  и его окружение - их получат, эти материалы будут висеть.
Главная проблема Алматы – стройка. Именно разгребанием ее и займется Есимов. А у кого (прошу извинить за выражения) «хоботок увяз» там?
Давайте вспомним: именно Есимову Назарбаев поручил присматривать за Кажегельдиным – еще в начале 1996 года – в срок более чем год до отставки последнего. Стоит прочитать должностные полномочия, которые Есимов с таким удовольствием перечисляет в книге «Кто есть кто в Казахстане».
Таким образом, как мы хотим показать, что по линии Тасмагамбетов-Есимов все просто. Так мы хотим увидеть  пунктир Кажегельдин-Тасмагамбетов.
В целом же это только лишь арьергардные бои.
Материал публикуется в сокращении. Полная версия может быть доступна подписчикам.

Оставить комментарий

Антресоли

Найти Обаму Найти Обаму
Редакция Exclusive
06.05.2008 - 11:10
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ
Редакция Exclusive
06.05.2008 - 11:10
Profitable Meters Profitable Meters
Редакция Exclusive
02.04.2008 - 13:51
Vicious circle Vicious circle
Редакция Exclusive
02.04.2008 - 13:51
Heavyweights Have Rest Heavyweights Have Rest
Редакция Exclusive
02.04.2008 - 13:50
DOOMED TO TRANSIT DOOMED TO TRANSIT
Редакция Exclusive
02.04.2008 - 13:50
Diagnosis For Whimperers Diagnosis For Whimperers
Редакция Exclusive
02.04.2008 - 13:49
Доходные метры Доходные метры
Редакция Exclusive
31.03.2008 - 11:06
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33