О проблеме преемственности:
Талгат Исмагамбетов, независимый политолог, к. полит. н., доцент, специально для Exclusive
Для постсоветских людей, от простых граждан до искушенных мастеров политической интриги, как много значит слово «преемственность». «Ближний круг» предчувствует неизбежность предстоящих персональных расстановок после смены лидера. Перемещения вокруг и внутри «ближнего круга» жизненно важны для власть предержащих: вопрос не столько в должностях, вопрос в формальном и неформальном влиянии.
1. Вокруг нас
Что необходимо для реализации схемы преемничества? Согласие если не всей, то подавляющей части правящей элиты на нового лидера. В этом отношении постсоветское пространство являет сложную картину. Аскар Акаев потерпел неудачу подготовить преемника из своей жены Майрам. Но пять лет назад сумел передать власть сыну Ильхаму Гейдар Алиев. Намерение высшего руководителя передать власть жене или сыну выполнимо, если «верхи», т.е. лица из правящей элиты, дают одобрям-с. Мнение оппозиции при этом не важно. Примеры Азербайджана и России с ее двумя успешными операциями «Преемник» (Путин в конце 1999 г., Медведев в конце 2007 г.) показательны.
Все же Азербайджан и Россия демонстрируют два разных варианта преемничества. В первом – это передача власти по наследству. Этот вариант подразумевает узкий круг претендентов: жена и дети лидера.
Во втором, российском варианте производится своеобразный кастинг потенциальных кандидатов. Один из критериев – доверие уходящего лидера к вероятному преемнику. Известно, что до декабря 2007 г. в качестве возможного преемника В.В. Путина называлось несколько имен.
Операция «Преемник» в таком исполнении подразумевает, что масса граждан оказывается в разряде статистов, обязанных просто наблюдать за действиями правящего класса. Затем после определения имени преемника избирателям остается подтвердить уже сделанный за них выбор. Конечно, мысли «про себя» и вслух мелькают в сознании обывателей. В первую очередь насчет уровня экономического благосостояния, порядка и стабильности.
Первая операция «Преемник» выявила еще одну особенность преемничества на постсоветском пространстве. От Путина не требовали на все 100% продолжать политический курс Ельцина. Коррекция, особенно в сторону державности и патриотизма, считалась допустимой. В противном случае общественные настроения могли сыграть на пользу двух влиятельных политиков – Евгения Примакова и Юрия Лужкова и их блока «Отечество—вся Россия». По существу, декабрьские (в 1999 и 2007 гг.) выборы в Государственную думу России были частью сценария преемничества.
Россия в историческом измерении подвержена неформальному характеру передачи власти. Так, Петр I установил порядок, по которому император самодержавно выбирает себе преемника. Павел I, так долго дожидавшийся «очереди» на престол при всех своих формально законных правах на него, установил порядок «законного» престолонаследия по старшинству. Нарушение уже Павловского уложения при передаче императорской власти от его наследника Александра I к Николаю, минуя Константина, привела к декабрьскому двухнедельному междувластию в 1825 году. В новейшем времени в двух операциях «Преемник» Россия продемонстрировала внешнюю приверженность установленным формальным нормам: выдвижение кандидата от партии или партий, избрание на общенациональных президентских выборах. Однако на деле доминирует неформальность отношений - и в случае Б. Ельцина, и теперь В. Путина. Каждый случай преемничества оказывался строго индивидуальным и ситуативным. Что случилось бы, если Путин поддался на уговоры известных персон и согласился выдвинуть себя на третий срок подряд? Особого сопротивления не было бы, пришлось бы только подправить Конституцию России.
2. Взгляд на Юг и на Восток
Передача власти по наследству – процесс, десятилетиями опробованный в странах Востока. Более того, процесс избрания лидером страны вдовы или сына прежнего лидера выглядит вполне органичным для Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Сингапура. Однако следует заметить, что преемничество в этих государствах Востока имеет черты, близкие западным демократиям.
Во-первых, избрание преемника – это дело руководства этой партии и происходит без вмешательства высших чинов государственного аппарата (в отличие от постсоветских реалий с влиянием президентских администраций). Руководство партии, будь хоть правящей, хоть оппозиционной, при таком избрании партийного лидера «по наследству» консолидируется вокруг персоны преемника. Дополнительные выигрыши для партии - большая узнаваемость, популярность и понятность для рядовых граждан.
Во-вторых, это преемничество лидерства в партии не всегда означает наследование власти в государстве. Беназир Бхутто в Пакистане, Сиримаво Бандаранаике в Шри-Ланке, Корасон Акино в Филиппинах стали лидерами своих партий «по наследству», но им приходилось достигать власти, завоевывать голоса избирателей, конкурируя с правящими на тот момент партиями. Индира Ганди в середине 1960-х гг. не сразу стала преемницей своего отца Джавархалала Неру, поскольку после Неру премьером был его соратник Шастри. Утратив власть в конце 1970-х гг., И. Ганди побывала в оппозиции, затем вновь доверие граждан склонилось в ее сторону.
Учитывая, что «Единая Россия» и «Нур Отан» являются партиями власти (точнее бы партиями при власти) в отличие от Индийского национального конгресса, Пакистанской Народной партии, бывших и у руля государства и испытавших периоды пребывания в оппозиции, то вряд ли будет в нашем Отечестве «индийский» или «сингапурский» варианты выбора преемника. С одной стороны, от Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Филиппин, Сингапура мы далеки как по характеру партийной системы, так и по культуре, особенностям политической и экономической жизни. С другой стороны, не до конца осознали, что близки к образцу преемничества по-российски, что искать преемника придется не в кругу родни.
В странах Востока институт преемника более строг в части соблюдения норм и правил как собственных, так и заимствованных. Избрание лидером партии вдовы или сына (а после убийства Беназир Бухтто в декабре 2007 г. –
ее овдовевшего мужа) – правило прошлых времен, когда главой общины избирался обычно сын покойного вождя. А жесткая конкуренция партий в большинстве этих стран все больше напоминает западную практику.
Китай после «культурной революции» (1966-1976 гг.) взял на вооружение практику пребывания руководителей на одном и том же посту не более 2 сроков подряд. В 2002 г. сменились все три первых лица Китая. Практика неспешных согласований фигуры преемника начинается уже в третий раз, поскольку в 2012 г. лидер Китая завершает второй срок пребывания на своем посту.
3. Тунис и Хабиб Бургиба
Жизнь многолетнего главы Туниса Хабиба Бургибы (3 августа 1903 - 6 апреля 2000) – дополнительный материал для осмысления вопроса о преемничестве. Тунис – редко упоминаемая в отечественной прессе страна Северной Африки. Тунис являет собой островок стабильности, что сложно сказать о его соседях – Алжире (рост исламского фундаментализма) и Ливии (поддержка в не очень давнем прошлом международного терроризма). Тунис – единственная из арабских стран, в которой официально запрещено многоженство. Действуют несколько политических партий, но в течение многих десятилетий правящей партией Туниса является Демократическое конституционное объединение (прежняя Социалистическая дестуровская партия). Президент избирается на 5 лет, законодательный орган (однопалатный парламент) - палата представителей состоит из 189 депутатов, также избираемых всеобщим голосованием на 5 лет. Орган исполнительной власти – Совет министров во главе с премьер-министром.
Тунис с 1881 г. до 20 марта 1956 г. находился под протекторатом Франции. С марта
1956 г. правитель (бей) Туниса стал королем независимого государства, а возглавлявший борьбу за независимость Х. Бургиба был назначен премьер-министром. Впрочем, этот пост он занимал недолго, с 14 апреля 1956 г. до 25 июля 1957 г. В июле 1957 г. была упразднена монархия и провозглашена Тунисская Республика. Хабиб Бургиба стал президентом на долгие 30 лет.
В далеком 1934 г. молодой Х. Бургиба создал партию «Новый Дестур». Партия продолжила борьбу за независимость, начатую основанной в 1925 г. партией «Дестур»(«Конституция»). После прихода Бургибы к власти партия была переименована в Социалистическую дестуровскую партию (СДП).
Прежний революционер добился эвакуации военно-морской базы Франции из тунисского порта Бизерта в октябре
1963 г. Отмена многоженства продемонстрировала светскую направленность политики Бургибы. Отделить религию от государства – на это не осмеливается ни один лидер в арабских странах. Поэтому многозначителен жест Бургибы, когда он выпил стакан воды в священный месяц мусульманского поста Рамадан, сказав, что, когда страна отстала на столетия, незачем отдыхать и терять еще один месяц.
Доктрина «дестуровского социализма» ориентировалась на гармоничное развитие государственного, кооперативного и частного секторов экономики и укрепление национального единства в рамках «социального пакта». Поддержка национальной буржуазии в городе и на селе – была сердцевиной экономической политики при Бургибе.
Ум, хитрость, предприимчивость Бургибы были частью его лидерских качеств. В 1974 г. Х.Бургиба разорвал заключенный ранее договор с Ливией об объединении государств. Союз был рискован для Туниса по ряду причин, включая антизападные настроения ливийского лидера и просуществовал только один день.
Однако накапливались нерешенные противоречия. К середине 1980-х гг. из 7 млн. тунисцев 250 тысяч были безработными. Полмиллиона граждан выехало в поисках работы в Европу. Профсоюзы объявили 26 января
1978 г. всеобщую стачку с целью улучшить положение рабочих. Забастовка была подавлена полицией и армией. Отношения между СДП и профсоюзами, объединенными во Всеобщее тунисское объединение труда (ВТОТ), обострились. Ряд руководителей ВТОТ, включая генерального секретаря, были арестованы и преданы суду. На досрочных парламентских выборах 1 ноября 1981 г. блок СДП и ВТОТ получил все 136 мандатов. Но эти отношения не имели уже прежнего доверия и общности интересов. Наряду с этим активизировались мусульманские круги, в том числе сторонники «чистого ислама».
В апреле 1981 г. чрезвычайный XI съезд СДП провозгласил переход к началам политического плюрализма. Железная хватка Бургибы сменилась поворотом к многопартийности. Разрешена была деятельность Тунисской Компартии, запрещенной с
1963 г. по июль 1981 г. В конце 1983 г. были легализованы выступавшие за демократизацию режима «Движение народного единства» и «Движение демократов-социалистов».
Однако переваливший 80-летие лидер терял политическое чутье. Хабиб Бургиба желал видеть в качестве преемника своего сына. До этого, в
1974 г. Бургиба был избран пожизненным президентом. На пути младшего Бургибы стоял премьер-министр Зин эль-Абидин Бен Али (родился 3 сентября
1936 г.). Президент хотел отстранить премьер-министра, назначенного на этот пост 2 октября 1987 г. Но консенсус правящей элиты был не в пользу ничем не проявившего себя сына Х. Бургибы. Возможно, Х. Бургибе надо было решать вопрос о преемнике годами ранее. Консилиум врачей признал 84-летнего Бургибу неспособным исполнять обязанности президента. И в соответствии с конституцией Туниса с 7 ноября 1987 г. власть перешла к нынешнему президенту Зин эль-Абидин Бен Али.
Так закончилась эра Хабиба Бургибы. Он прожил в отставке еще 13 лет. Именем Бургибы названы аэропорт, мечеть, авеню. Пусть не удалась его версия операции «Преемник». Но навсегда остались в истории страны его борьба за национальное освобождение и проведенные им преобразования.
Бургиба Хабиб
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Хабиб Бургиба, фр. Habib Bourguiba, араб. произн. Habīb Būrqība) (3 августа 1903, Монастир—6 апреля 2000) — политический деятель Туниса и первый президент Туниса с 25 июля 1957 по 7 ноября 1987 г.
В молодости был юристом и издателем ряда газет, активистом партии «Дестур». Неоднократно подвергался заключению за агитацию против французских колониальных властей. В 1942 г. освобождён из-под ареста гитлеровцами
и в 1943 г. был принят Муссолини, который надеялся склонить его на свою сторону. Тем не менее, вернувшись в Африку, в речи 7 апреля 1943 г. Бургиба заявил, что уверен в поражении Германии и Италии, и призвал к борьбе против них.
По окончании войны совершил поездки по многим странам Европы, собирая деньги в поддержку антиколониального движения в Тунисе. В 1949 г. вернулся в Тунис, где продолжил политическую борьбу за независимость. В 1952 г. вновь арестован. После прихода к власти во Франции правительства Пьера Мендес-Франса, поддерживавшего идею о расширении политических полномочий французских колоний, Бургиба был освобождён и продолжил легальную борьбу за независимость. В марте 1956 г. Бургиба избран председателем Конституционной ассамблеи Туниса.
25 июля 1957 г. была провозглашена Республика Тунис, а Бургиба занял пост её президента.
4. Мы
Не рисковать и предпочесть несменяемого лидера – это путь, по которому мы пошли. Это стремление формально проявилось в исключительной возможности для Первого Президента выдвигаться неограниченное количество раз. Преемничество отодвигается по времени.
Известен принцип хана Аблая – усиливать рознь среди элиты, чтобы укрепить власть правителя. На деле это выдвигает того, кто сумеет быть над суетной борьбой в стане элиты. Высшим мастером этого искусства является действующий президент Н. Назарбаев. В целом же представляется, что правящий класс страны не способен подняться над личными и групповыми амбициями и взаимными претензиями. А некоторые из претендентов потеряли выдержку и оказались за бортом.
В отличие от ситуации в России никто из правящего класса страны не имеет «изюминки», привлекательной для простого обывателя. Когда-то Путин использовал в качестве такой «ноты» державнические настроения, перехватив их у анти-ельцински настроенной части элиты. Но что можно перехватить у нашей сегодняшней оппозиции? Так что преемничество для нас – это пока понятие, контур и содержание которого не расшиты.
Здесь два пути для исследователя: рассуждая о будущем, увидеть ростки в сегодняшнем, подождать будущего: О проблеме преемственности.