Время и риск
В майском номере журнала Exclusive мы представили нашим читателям интервью с известными российскими экономистами Егором Гайдаром и Андреем Илларионовым (см.№5(74)2008), участниками IV Международной конференции по риск-менеджменту. О том, зачем и как управлять рисками, мы спросили у инициатора прошедшей конференции Бориса Уманова, председателя правления АО «СК «Евразия».
Председатель правления страховой компании «Евразия»
Борис Уманов
За тот год, что прошел с нашей последней встречи, мы все еще раз убедились, что развитие человечества вообще и каждой страны в отдельности зависит от того, как мир научился понимать риски, измерять их и оценивать последствия принятия тех или иных решений.
Еще 30 лет назад мир не был так взаимосвязан, как сегодня, и проблемы одного предприятия, сектора экономики или страны не влияли друг на друга. Сегодня же даже незначительные события могут вызвать серьезные последствия, а цена любой катастрофы или банкротства неимоверно возросла. В финансовом секторе появляются все новые и новые инструменты, молодые рынки развивающихся стран растут с гораздо большей скоростью, чем рынки Европы и США. Финансово-экономические новости, а также новости, связанные с изменением климата, все чаще и чаще попадают на первые полосы газет. Глобальная взаимозависимость делает управление рисками все более сложным.
Конечно, люди всегда старались принимать правильные решения и так или иначе спасаться от неприятностей, однако в прошлом отсутствовало реальное понимание риска и природы принятия решений. Древние греки, например, верили оракулам. Эти жрецы общались с богами и от их имени предсказывали события и давали советы вопрошавшим.
Сама идея поставить будущее на службу настоящему была революционной, поскольку в результате цивилизация перестала быть беспомощной перед временем и природой и зависеть от предсказаний оракулов или гороскопов.
В основе риск-менеджмента лежит теория вероятности и математическая статистика. Без их использования, когда непонятно, какое событие и с какой вероятностью произойдет впоследствии, было тяжело принять то или иное решение. Сегодня мы меньше опираемся на предрассудки и традиции, чем это было в прошлом. Это произошло не потому, что люди стали более разумными или рациональными, а потому, что наши знания позволяют принимать более точные решения.
Мы не можем абсолютно точно подсчитать ситуацию в будущем, потому что так устроен мир. Но мы научились использовать математику, чтобы изучить то, что произошло в прошлом.
Время является основным фактором при управлении рисками. Время и риск сосуществуют взаимосвязано.
Если бы не было рисков, то развитие человечества бы остановилось, люди бы стали пассивными, поскольку риски стимулируют развитие.
Без вероятности все в мире было бы предсказуемо, и жизнь перестала бы быть тайной. В мире, где каждое событие совпадает с предыдущим, изменения не возникают.
С другой стороны, если бы не было завтра, то не было бы и рисков. Время трансформирует риски, а природа рисков ограничена временем, риски возникают в будущем.
Риск – менеджмент и теория выбора изучают, как лучше распознавать и реагировать на возникающие риски.
Первый постулат риск-менеджмента гласит: только свободные люди могут управлять рисками.
Свободная капиталистическая экономика основана, прежде всего, на свободе выбора, но сам выбор должен быть основан на теории управления рисками. Понимание природы рисков делает науку и искусство принятия решений осмысленными. Способность определить и понять, что может случиться в будущем и выбрать наилучший из всех возможных вариантов, определяет успех любого субъекта экономики.
На мой взгляд, ключевыми элементами, определяющими развитие экономики сегодня, являются желание рисковать и способность управлять рисками, принимая при этом оптимальные решения.
Сознательно или бессознательно, все мы управляем рисками, когда принимаем самые различные решения: от зачатия ребенка до вступления в конфликт, от покупки квартиры до выбора диеты, от приобретения страхового полиса до пристегивания ремня безопасности. Слава богу, это не ядерная физика, мы не собираемся посылать следующего космонавта на Луну, тем не менее каждый день вести эту битву с рисками достаточно утомительно.
Упрощенно говоря, всех людей можно разделить на две группы. Первая группа считает, что наилучшие решения основываются на расчетах и цифрах, определенных опытом прошлого. Вторая группа основывает свои решения на своей интуиции, веря, что будущее рассчитать невозможно. В конечном итоге все сводится к двум вопросам. Определяет ли прошлое будущее, то есть должны ли мы полагаться на опыт прошлого, чтобы сказать, как будет выглядеть будущее и что важнее, когда мы принимаем решение: факты или наша интуиция? Является ли риск – менеджмент искусством или наукой?
Хотя я и отношу себя скорее к первой группе, тем не менее смею заметить, что слепая вера в абсолютную точность науки, к сожалению, слишком часто приводит к банкротствам, бедам и даже катастрофам. В повседневной жизни мы окружены компьютерами и цифрами, но подчас забываем, что все они только наши инструменты, которые не следует идеализировать или демонизировать и превращать тот же бездушный компьютер в идола. Тем более, что мы не можем внести данные о будущем в компьютер по той простой причине, что эти данные недоступны для нас.
Поэтому мы вводим данные прошлого, чтобы запустить механизм принятия решений, действующий согласно созданной нами математической модели. Но именно здесь и лежит логическая ловушка. Данные прошлого из реальной жизни составляют последовательность событий, а не набор независимых наблюдений, который необходим нам согласно теории вероятности. История дает нам только один образец мировой цивилизации, экономики и рынка капитала, а не тысячи отдельных и случайно распределенных миров.
Таким образом, компьютер только отвечает на вопросы, а не задает их. Как только мы забываем эту истину, компьютер лишь помогает нам совершать концептуальные ошибки. Те, кто живут только одними цифрами, в один прекрасный день могут обнаружить, что компьютер сегодня просто заменил им оракула, помогавшего древним грекам принимать те или иные решения.
В то же время отрицание науки и интеллекта, использование только интуиции и поклонение жрецам и гороскопам, таким модным сегодня, отбрасывает нас в темное прошлое без автомобилей и электричества.
Как научиться управлять будущим, делая его более предсказуемым и безопасным? Для этого необходимо найти правильное соотношение между измерением рисков и интуицией. Теорию вероятности и математическую статистику надо просто выучить и понять, а вот искусство управления рисками приходит только с многолетним опытом.
Наука риск-менеджмента часто помогает контролировать нам известные старые риски, но при этом создает новые. Наша вера в риск-менеджмент поощряет нас принимать риски, которые мы бы в других условиях старались избежать. Приведу самый простой пример. Исследования американских ученых показали, что ремни безопасности, как это ни странно, подталкивают водителей вести машину более агрессивно. Как следствие, число ДТП растет, хотя размер ущерба в одном ДТП падает. Мне это очень напоминает деривативы, без которых риск-менеджеры многих банков были бы куда более осторожны.
Тем не менее я оптимист и считаю, что теория вероятности и математическая статистика позволяют кардинально изменить дефиницию риска – он перестает быть возможным убытком и трансформируется в предстоящую прибыль.
Во всех отраслях человеческой деятельности решения, которые относятся к ежедневной жизни, сегодня принимаются и должны приниматься в соответствии с уже существующими процедурами и алгоритмами, которые намного превосходят методы, использовавшиеся тридцать или даже десять лет назад. Именно риск-менеджмент позволяет нам избежать многих ошибок, которые в прошлом приводили к катастрофам.
Управление рисками позволяет превратить опасное и непредсказуемое будущее в благоприятную возможность, улучшить качество жизни, ускорить технологический прогресс и сделать экономический рост стабильным. Фактически мы уже живем в эру риск-менеджмента.