Рука Астаны
Турсынай Буробаева
Казалось, не так давно были распроданы «последние останки» имевшихся в руках государства активов. Согласно прежней концепции развития мизерная часть их, которая оставалась в собственности государства, предназначалась для решения социальных задач общества и обеспечения занятости. При щадящем налогообложении недропользователей. В нефтегазовой отрасли показательной в этом смысле была роль, отведенная национальной компании «Казахойл». В горно-металлургической отрасли в собственности государства оставались пакеты акций в ССГПО, принадлежащий ENRC, в «Казахмыс», «Казцинк», УК ТМК, Васильковский ГОК.
Тем более странными выглядят нынешние решения правительства по созданию госхолдингов и приобретению долей в проектах не только добывающих отраслей: нефтегазовой и горно-металлургической или инфраструктурных компаний, но также и в банковской сфере, которая фактически полностью является частной.
Темпы наращивания активов и «наступательная» позиция руководства страны в этом направлении, как видно невооруженным взглядом, вызывает значительное напряжение в среде казахстанских капиталистов, в особенности тех из них, что в настоящий момент далеки от правительства. Государство, заявляют его представители, ни в коем случае не будет конкурировать с бизнесом, что оно будет помогать в партнерстве. В отсутствие четко заявленной программы, например, по масштабному возвращению государства в социальную сферу, возникает вопрос: эта новая концентрация активов осуществляется ли для последующего перераспределения? От этого вопроса – один шаг до политики, проблемы которой мы все-таки не будем поднимать в настоящей публикации.
1. Восстановление из пепла
Создав в феврале 2006 года АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», правительство стало стремительно наращивать его мощь. В течение года были разработаны и утверждены пятилетние Стратегические направления развития национальных компаний на 2007-2011 годы. При этом правительство ссылалось на опыт других «страновых» компаний, таких как SEPI в Испании, Khazanah в Малайзии, Temasec в Сингапуре, а также австрийский OelAG, портфель которого также состоит из пяти компаний.
В мае текущего года на заседании специализированного совета при правительстве был рассмотрен проект долгосрочной стратегии развития госхолдинга «Самрук» на 15 лет и заслушан доклад министра финансов РК Болата Жамишева к Дорожной карте по выводу акций компаний АО «Холдинг «Самрук» на фондовую биржу. Стратегия разбита на три этапа. Третий этап с периодом реализации 2010-2015 гг. и далее вплоть до 2023 г. предусматривает «формирование высококачественного портфеля и создание высокоэффективной организации».
После создания первого холдинга по управлению государственными активами «Самрук», в который были включены предприятия разных отраслей, стало очевидным, что эта структура сориентирована на решение стратегических задач в области энергетики. Поэтому позже были созданы другие дочерние структуры и новые отраслевые госхолдинги.
Итак, правительство, активно распродавая госпакеты еще в 2005 году, вдруг решило кардинально изменить свои намерения уже в следующем году. Почему? С одной стороны, стало очевидным, что никто не собирается создавать в Казахстане новые отрасли с высокой добавленной стоимостью. Крупным недропользователям это неинтересно, им и без этого вольготно в условиях роста цен на сырье. А мелким компаниям такая задача не под силу, им нужен быстрый оборот капитала.
В мае 2006 года после создания госхолдинга по управлению активами правительство на очередном совещании по вопросу создания Казахстанской горно-металлургической компании отметило необходимость ее вывода на международный фондовый рынок и поручило в недельный срок решить все спорные вопросы по созданию компании.
Может быть, в этом дело?
Однако в 2006 году это поручение не было реализовано, а евразийская корпорация, открыв контору в Лондоне, разместила акции на LSE за счет новой эмиссии, сократив тем самым размер госпакета в ENRC plc. с 24,8% до 19,3%.
В феврале 2007 г. уже правительство Карима Масимова распорядилось о создании горнорудной компании в структуре госхолдинга «Самрук». Эта тема также обсуждалась в правительстве не раз, однако информации о какой-либо работе по созданию горнорудной компании еще нет. Известно лишь, что в текущем году ТОО «Казахмыс» распространило сообщение о предложении правительства РК выкупить у него 15% долю. Напомним, что 10% и 5% гопакеты этой компании были реализованы в 2001 – 2002-м годах. Как изменились размеры госпакетов в других компаниях на сегодня неизвестно, однако выкуп долей сегодня обойдется очень недешево: цены на металлы выросли теперь в разы.
Возможно, у правительства имеются какие-то иные резервы для создания горнорудной компании?
В прошлом году МЭМР РК по результатам проведенного мониторинга было расторгнуто 97 контрактов, по которым финансовые обязательства исполнялись менее чем на 30%. В текущем году 182 компаниям направлено уведомление о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных условий. По всем месторождениям в сфере недропользования, где не были исполнены обязательства, контракты, согласно поручению правительства, будут расторгнуты, а объекты возвращены государству и распределены между холдингом «Самрук» и СПК.
Социально-предприниматель-ские корпорации как региональные структуры, а также 30 корпоративных лидеров, которые будут созданы при поддержке правительства, - еще недавно, до кризиса об этом говорили во всеуслышание – можно, наверное, рассматривать, как локомотив, на котором государство хочет подтянуть экономику и «поставить на рельсы» реальный сектор, точнее обрабатывающие отрасли? Но пока этого не видно, а в «прорывные проекты» стремятся прорваться те же недропользователи, которые о диверсификации экономики Казахстана в общем-то и не помышляют. Партнерство с государством их тоже привлекает.
Социальные проекты - в партнерстве с государством
Создание государственных структур, начавших активную экспансию на внутреннем рынке, с одной стороны, тревожит частных инвесторов, обеспокоенных конкурентной средой, в которой появился новый и уже довольно сильный игрок. С другой, вступая в партнерство с государственной компанией, частные инвесторы получают возможность реализовывать новые капиталоемкие социально значимые проекты. Строительство дорог, линии электропередачи, газопровода, электростанции и других объектов с участием государства снижает и риски компаний. Привлекает и то, что правительство заявило о намерениях продать в дальнейшем свои акции на фондовом рынке.
Ранее крупные иностранные компании заявляли о намерениях реализовать тот или иной проект в Казахстане и даже создавали совместные предприятия. Но на том все и оставалось. В качестве примера можно назвать проект нефтехимического завода в Атырауской области, в котором намеревалась участвовать крупная иностранная компания, о чем говорилось на протяжении нескольких лет. Впрочем, не только этот, а многие проекты после громкой презентации на конференциях оставались на бумаге.
Новую инвестиционную политику, основанную на тесном сотрудничестве правительства с частными структурами, казахстанские власти пытаются осуществить через реализацию государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Цель и задачи государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» - практический прорыв в приоритетных экономических направлениях. Но какие проекты сегодня посильны частным структурам? На встрече главы государства с бизнесменами, проходившей в прошлом году, они предлагали разные проекты, но, кому поможет государство, пока сложно судить. Похоже, сейчас пока на первом плане иные задачи, связанные с влиянием последствий ипотечного кризиса в США.
Движение начинается
Для них ничего не происходит…
Для крупных иностранных инвесторов в поведении местных властей нет ничего удивительного – нагляделись они такого по всему миру. Они рассчитывают на незыблемость своих контрактов, в которых прописана стабильность условий. У них отработанная методика, официальные, неофициальные и полуофициальные лоббисты. С волками жить - по волчьи выть. Скажут они. Но скажем и мы!
Поэтому, наверное, то, что сегодня происходит, важно, прежде всего, для отечественных инвесторов. Тем более что, несмотря на решения и довольно смелые заявления властей, оттока крупных иностранных инвесторов из страны не происходит. Разве что, может, кто-то выводит капиталы? Но здесь приходится иметь в виду, что крупные иностранные компании реинвестируют казахстанские доходы через головные офисы в других странах.
Как уже было заявлено премьер-министром Каримом Масимовым, власти готовы через определенное время по взаимному согласию сторон реализовывать свой пакет акций через фондовую биржу. Таким образом, взяв на себя роль партнера частного бизнеса, государство намеревается стимулировать развитие фондового рынка. Созданные Институты развития, которые потом были собраны под крышей фонда устойчивого развития «Казына», призваны участвовать в софинансировании проектов. Формально участие государства ограничивается оптимальным пакетом 25% плюс одна акция.
До банков тоже хотят добраться
В Казахстане и раньше говорилось о том, что капиталы выводятся, потому что мало кто инвестирует в обрабатывающий сектор и другие высокие переделы. Вкладывались в основном в строительный и финансовый сектор, но это оказалось «чревато последствиями». Настолько, что некоторые банки второго уровня оказались в сложном положении. Этот факт государство также не оставило незамеченным. Помимо заявлений о том, что в случае временных затруднений с ликвидностью у банков монетарные власти обладают достаточным набором инструментов и способны оказать необходимую поддержку, государство изъявило готовность выкупить акции таких банков.
Для этого в Казахстане, заявила глава АФН Елена Бахмутова, в целях обеспечения финансовой стабильности предусмотрено дополнение статьи 17 закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» положением о праве правительства республики выступать акционером банка, в том числе единственным.
Разрабатываемый ведомствами законопроект предусматривает, что в установленных случаях правительство республики вправе принять решение о приобретении им либо национальной управляющей компанией, уполномоченной правительством на распоряжение госсобственностью, объявленных акций банка в размере 10% и более от общего количества размещенных акций. По ее словам, при отсутствии объявленных (не размещенных или выкупленных) акций банка либо при недостаточности их количества для улучшения финансового состояния банка правительство принимает решение об увеличении количества объявленных акций.
Собственно, и в существующем законодательстве прописаны некоторые нормы. В соответствии с п. 8 ст. 16 закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» при установлении отрицательного размера собственного капитала у банка уполномоченный орган вправе по согласованию с правительством принять решение о принудительном выкупе акций у его акционеров. Кроме того, он вправе незамедлительно реализовать их новому инвестору по цене приобретения на условиях, гарантирующих увеличение капитала банка и его нормальное функционирование с учетом взятых инвестором обязательств. Такое положение в законе, наверное, способно «вызывать мурашки» у собственников, однако банковский бизнес имеет свою специфику, потому что связан с кровными финансовыми интересами миллионов физических и лиц и сотен компаний.
Так что же все-таки в Казахстане происходит и вписывается ли это в какие-то исторические аналогии?
Казахстанские реалии
Созданию в январе 2006 года государственного холдинга «Самрук» предшествовало изучение мировой практики и роли крупных корпораций в мировой экономике и экономике отдельных стран. Наверное, можно сказать, что правительство наше в 90-е годы уступало транснациональным компаниям богатейшие месторождения на невыгодных, по сути, условиях.
Но после 2000 года в Казахстане, а в первую очередь в соседней России, начали проявлять обеспокоенность тем, что на постсоветском пространстве стали очевидными признаки олигархического капитализма. Такой результат тоже, наверное, в какой-то мере объясним: здесь все вершилось по воле стихии дикого рынка. Мир был немало удивлен тому, что за короткий период список Forbes стал быстро пополняться выходцами из стран СНГ.
Среди небольшого числа богатых, пополнивших список Forbes, оказались бизнесмены, приближенные к властям или вышедшие из ее же недр. В целом, очевидно, что сильную самостоятельную национальную буржуазию сформировать не удалось. Да и ставилась ли такая задача?
Помимо того, что в Казахстане в первую очередь был и остается главным вопрос развития реального сектора экономики, не решена даже проблема развития отраслевого сервисного сектора. Инвесторы, пришедшие в нефтегазовую и горно-металлургическую отрасль, вынуждены зачастую отдавать предпочтение не из рыночных соображений. Местные кадры использовались в основном для труда низкой квалификации. По сути, отдав ТНК крупные действующие месторождения и комбинаты, власти вытолкнули независимый отечественный бизнес в торговлю, надеясь при этом, что пришедшие инвесторы «вдуют меха» отечественных сервисных компаний. На деле независимые, оставшись не у дел, наоборот, зачахли. Потом, приняв программу импортозамещения, правительство на протяжении лет пыталось поднять сервисный сектор, но особых успехов не достигло.
Теперь, быть может, идея государственно-частного партнерства послужит реальной основой для формирования эффективной национальной экономики?
Дискуссии продолжаются
Заметим, что споры об участии государства в управлении рыночной экономикой происходят не впервые и не только в Казахстане. В мире уже сломано немало копий, а трем американцам, которые отстаивают право государства на участие в регулировании рынка в интересах всего общества, присудили даже Нобелевскую премию за разработку теории «невидимой руки». В России раньше, чем в Казахстане, пришли к выводу, что в результате распада СССР и ваучерной приватизации сформировался олигархический капитализм. Такой капитализм сегодня, по мнению некоторых экспертов рыночной экономики, обречен на вымирание в ближайшей перспективе. Вот только об арабской модели капитализма мало что говорится.
В странах Ближнего Востока, богатых нефтью, вплоть до 70-х годов государства получали не более 5-7% от стоимости добываемой на их территории нефти. Согласно условиям долгосрочных концессионных соглашений власти не имели права вмешиваться в деятельность компаний, которые фактически продавали нефть дочерним структурам в странах-импортерах, получая там баснословные прибыли. Но короли и шейхи потом пришли к простой мысли о том, что богатства недр должны принадлежать им, как избранникам всевышнего, после чего ОПЕК выдвинул ультиматум ТНК.
В Казахстане прошло достаточно времени, позволяющего оценив пройденное, понять ошибки. Новая книга «Экономика независимого Казахстана: история рыночных реформ» известного ученого-экономиста Арыстана Есентугелова - один из наглядных примеров. В свое время автор выступал с критикой обвальной либерализации казахстанской экономики и масштабной приватизации госсобственности. Теперь профессор работает над новой книгой о том, как должно, на его взгляд, развиваться Казахстану. Так, как же?
«САМРУК». На первом этапе в уставный капитал холдинга были переданы «Казахстан темир жолы», КЕГОК, «КазМунайГаз», «Казпочта», а также госпакеты в АО «Казтелеком» и «Международный аэропорт «Астана». Позже в течение 2006 года было принято решение о передаче в уставный капитал госхолдинга еще 17 акционерных обществ. И буквально через год, по оценке аудиторской компании «Эрнст энд Янг» из международной четверки, активы «Самрука» по состоянию на 1 января 2007 года достигли порядка $30 млрд.
В управление госхолдинга были переданы госпакеты НК «Казахстан инжиниринг» (100%), «Казмортрансфлот» (50%), «Майкаинзолото» (25%), «Эйр Астана» (51%), «Шульбинская ГЭС» (92,13%), «Усть-Каменогорская ГЭС» (89,99%), «Мангистауская РЭК» (94,25%), «Бухтарминская ГЭС» (90%), «КазНИИ энергетики имени академика Ш.Ч.Чокина» (50%), «КазКуат» (100%), «Экибастузский энергоцентр» (100%), КОРЭМ (100%), «Аэропорт Павлодара» (100%), «Международный аэропорт Актобе» (100%).
Однако наиболее показательным примером за этот период стали сделки по приобретению долей в нефтегазовой отрасли. Рост добычи АО НК «КазМунайГаз» произошел благодаря приобретениям долей в компаниях «PetroKazakhstan» -33%, ТОО СП «Казгермунай» и CITIC Canada Energy Limited, занимающейся разработкой месторождения Каражанбас в Западном Казахстане по 50%. В текущем году эта работа была продолжена.
В январе правительство договорилось с международным консорциумом инвесторов об увеличении доли в Северо-Каспийском проекте c 8,33% до 16,81%. Кроме того, КМГ в 2007 году АО «НК «КазМунайГаз» осуществлено приобретение 75% акций компании Rompetrol Group N.V. с широкой сетью АЗС у холдинга Rompetrol Holding S.A. завершается сделка по приобретению комплекса Батумского порта, в состав которого входит Батумский нефтяной терминал. На этом, заметим, планы приобретения активов не заканчиваются.
Согласно отчету госхолдинга за 2007 год в настоящее время в собственности «Самрука» находятся акции 19 дочерних структур, в которые входят 334 компании. Суммарные доходы семи крупнейших компаний холдинга за 2007 год, по словам его председателя Каната Бозумбаева, улучшены на 8% и составили свыше Т2 трлн.( порядка $16,6 млрд.). Итоговая прибыль составила Т281 млрд., рост капиталовложений - 17% (Т431,5 млрд). В бюджет выплачено налогов на сумму Т281 млрд.
В госхолдинге «Самрук» с момента создания была проведена реструктуризация активов и с привлечением McKinsey & Company разработана его инвестиционная стратегия. Созданы дочерние компании ТОО «Самрук Инвест», ТОО «Телеком-Инвест Самрук», «Самрук Энерго», в уставный капитал которого переданы энергетические активы холдинга и АО «КазТрансГаз». Созданные дочерние структуры начали работу над реализацией крупных инфраструктурных проектов по формированию топливно-энергетического комплекса страны. В текущем году с российской компанией «Русал» подписано соглашение о сотрудничестве и приобретении в собственность 50% акций компании, владеющей 100% долей участия в ТОО «Богатырь Аксесс Комир».
Как отмечалось в отчете председателя холдинга Каната Бозумбаева на заседании правительства по итогам минувшего года, Инвестиционным комитетом «Самрука» приняты решения по 12 крупным инвестиционным проектам, из которых 9 относятся к сфере электроэнергетики, 2 – к железнодорожной отрасли и 1 – к телекоммуникационной сфере.
Сюда включены такие проекты, как строительство Мойнакской ГЭС, мощностью 300 МВт, стоимостью порядка $340 млн, который предполагается завершить в 2012 году. Проект строительства Балхашской ТЭС, мощностью 2640 МВт предполагает строительство двух модулей по 1320 МВт каждый, общая стоимость проекта порядка $4,5 млрд., из которых $2,5 млрд. долл. приходится на первый модуль со сроком сдачи в 2013 году, а второго - в 2016 году.
Реализация проекта строительства энергоблока ст.№3 Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 500 МВт, стоимостью $610 млн. будет начато в 2008 году после определения схемы финансирования с российской компанией «Интер РАО ЕЭС». Проект строительства второй линии электропередачи ВЛ 500 кВ «Север-Юг» протяженностью 1115 км стоимостью порядка $364 млн. предполагается завершить в 2009 году.
На принципах государственно-частного партнерства осуществляется также строительство межрегиональной ЛЭП «Северный Казахстан – Актюбинская область» напряжением 500 Кв протяженностью 500 км стоимостью $166 млн.
В нефтегазовом секторе среди социально важных проектов, за реализацию которого взялся госхолдинг - строительство магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шалкар-Шымкент», который позволит снизить дефицит природного газа в южных регионах.
Строительство и модернизации железнодорожной инфраструктуры также осуществляются через государственно-частное партнерство АО «Казахстан темир жолы». Предусматривается строительство новых железнодорожных линий: Бейнеу – Жезказган; Жетыген - Коргас, Шар-Усть-Каменогорск, Мангышлак – Баутино, Ералиево – Курык, электрификация грузонапряженных железнодорожных участков Макат – Кандагач, Алматы – Актогай, Костанай – Железорудная и Хромтау – Алтынсарин. В течение 5 лет планируется приобрести свыше 24 000 грузовых вагонов и 950 локомотивов. Холдинг считает необходимым развивать транспортное машиностроение в республике. С этой целью совместно с компанией «General Electric» начато строительство локомотивосборочного завода в Астане стоимостью 15,3 млрд. тенге. Срок сдачи - август 2009 года.
Разрабатывается ТЭО по строительству вагоносборочного завода с мощностью до 2000 грузовых вагонов в год. Холдингом прорабатывается вопрос модернизации и сборки электровозов на электровозо-ремонтном заводе в городе Атбасаре.
Сеть разветвляется
Национальный научно-технологический холдинг «Самгау», созданный в апреле 2007 г. включает 12 компанией: АО «МИТ», Центр электронной коммерции, Национальный центр научно-технической информации, Фонд науки, АО «Казтелерадио», АО «Кателко», АО «Казпочта» и другие. Цель такого холдинга - обеспечение доступа к информационным технологиям. Основной его задачей на среднесрочную перспективу является создание национального инфо-коммуникационного оператора (НИКО), который обеспечит создание национальной транспортной сети передачи данных.
В холдинг «Самгау» предлагается интегрировать формирование «электронного правительства» в качестве единого системного интегратора информационных систем и ресурсов госорганов, создать инфраструктуру передачи данных в масштабах республики. Холдинг «Самгау» совместно с Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК инициировал макропроект, целью которого является оценка и финансирование геологоразведочной деятельности на территории Казахстана, создание Казахстанского геологоразведочного консорциума.
АО «Национальный холдинг «КазАгро» было создано в этот же период указом главы государства. В его состав включено семь акционерных обществ, в которые вошли фермерские хозяйства, занимающиеся заготовительной деятельностью, сервисом и переработкой продукции, и 47 потребительских кооперативов.
В горно-металлургической металлургической отрасли в 2005 году, согласно утвержденному правительством перечню, госпакет в акционерном капитале компаний был еще существенным. Так, в ССГПО госкомитету по имуществу принадлежало - 39,5%, Казцинке - 27,64%, Казхроме - 31,37%, Евроазиатской энергетической корпорации - 25,18 %, Павлодарскм нефтехимическом заводе - 45,16%, а также в морской судоходной компании «Казмортрансфлот» - 50%. Казахстанские телекоммуникации - Кателко -37,36%, ОАО Майкаинзолото – 25%, СП Васильковское золото 40%.