Он устал.
Владимир Марусич, mmarusich@yandex.ru
Мой друг рассказывал мне, как он утром громко ставил Гребенщикова и отправлялся на бой! Это было начало-середина перестройки. Он отправлялся делать бизнес. И это бизнес для него был бой! Для него это было не просто делание денег – это была миссия.
Прошли годы, кто-то разбогател, кто-то не очень, кто-то вообще никак. Этот-то мой друг, вообще-то, не разбогател.
Но вот недавно в разговоре прозвучало: другой мой знакомый – успешный и обеспеченный человек, и жизнь его со стороны кажется весьма благополучной – как-то вдруг уныло заявил: он не видит смысла в своей жизни; он готов пожертвовать тем материальным накоплением, за которое боролся, если увидит какой-то иной, истинный смысл своего существования.
Бизнес для него перестал быть смыслом!
Мне кажется, что в целом та романтика прошлого канула: бизнес перестал быть смыслом!
Смыслы не работают.
Неужели все так просто: смысл жизни в том, что мы наполняем смыслом, так? А как это сделать?
Вместе с Советским Союзом рухнули смыслы, которые худо-бедно были опорами для общества. Древние смыслы сегодня больше напоминают археологические артефакты, которые откапывают археологи и как-то трактуют по своему пониманию. А молодые смыслы устаревают быстрее, чем земля делает один оборот. И я не уверен, что дело тут не в том, что слишком уж медленно она сегодня крутится.
Какой-то смысл был в деньгах, в их накоплении, в «золотом тельце» или золотом теленке. Но это не те смыслы, что посылают полки в бой, не те, за которые идут на гильотину, и не те, что отзываются лазурным свечением в сердце.
Что есть?
То, что смыслы не работают, очевидно уже давно. А вот то, что это становится очевидным для многих, начинает быть понятным только сейчас. Вот что иллюстрирует история о моем знакомом. Банально, но даже люди, которые выиграли гонку за деньгами, начинают не понимать, но проживать: не хлебом единым жив человек.
Замечательно, что именно люди, которые бежали быстрее всех в гонке за деньгами, поняли это первыми – не все из них еще кричат об этом, правда. А ведь только люди, имеющие, могут отказаться.
Как-то странно звучит, когда нищий человек говорит, что он отказывается от материального богатства в пользу своей духовной жизни. От чего-то отказаться можно, если ты это имеешь, и невозможно, если у тебя этого нет.
Но кто богат? Дао Дэ Цзин говорит: «Богат тот, кому хватает».
В древнем писании сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». А если ты не богат ни материально, ни духовно, то у тебя нет возможности отказаться.
Только тот, кто бежит, может остановиться. Тот, кто стоит, остановиться не может, ему стоит попробовать пробежаться.
Если мы долго пасемся на «зеленых» лугах, то возникает какое-то странное отношение к себе. Какая-то часть разума, та, что взирает на пастбищные рефлексы, начинает спрашивать о смысле жевания.
И мы начинаем поиск иных смыслов.
Форест Гамп бежал долго. Форест Гамп бежал три года, два месяца, четырнадцать дней и шестнадцать часов. За это время за ним увязалась толпа. Когда он остановился, огромная его свита, бегущая за ним, ждала, что же он скажет, и он произнес:
- Я здорово устал. Думаю, что теперь я иду домой.
«Как я могу освободиться?»
«Кто связал тебя?»
Наставление адвайты
Услышав удар колокола в ночной тишине, пробуждаешься ото сна, в котором видишь сны.
Созерцая отражение луны на глади вод, прозреваешь сущность помимо всех сущностей.
Хун Цзычэн «Вкус корней»
Ясно помню, что в предыдущем воплощении был цветком, а в предпредыдущем - гамадрилом, предшествующее этому мутно и неопределенно...