вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ландшафт

Карлыгаш Еженова

На этот раз темой кухонной беседы была предложена тема, затронутая в редакторской колонке предыдущего номера «Эксклюзива». Каждый народ проецирует свои амбиции на имена тех, кто его прославил.  Казахстан сегодня относят  в лучшем случае к категории стран третьего мира. Обратите внимание, что эта категория, которую мы почти охотно приняли,  навязана  «цивилизованными» европейцами. И она подразумевает, что они, люди первой категории, не несут никакой ответственности за тот миропорядок, который поделил целые народы  по степени их полноценности.  Однако важно не это. Важно то, почему мы с этим соглашаемся?

Флегматик:  В общем, ты хочешь сказать, что это европейцы виноваты в том, что половина нашего населения бедствует?
Сангвиник:  Я хочу сказать, что европейцы мал-мал пограбили тех, к кому сегодня так высокомерны: иранцев, индусов, народы Юго-Восточной Азии, египтян, а нынче арабов и африканцев. Кстати, индейцев их предки просто истребили. Теперь все они – третий мир…
Флегматик:  Ничего, чуть раньше твои предки их тоже малость потрепали. Не в таких масштабах, конечно. И не так изобретательно. Но всему свое время. Зато сейчас азиаты составляют как минимум 70% населения Европы и Северной Америки. И белые ничего не могут с этим сделать. История знает, что делает. Закон всемирного равновесия работает медленно, но верно. Вся наша беда как раз в том, что мы все  оцениваем только со своей колокольни и никак не поймем, что мы просто вид зверьков во всем многообразии фауны…
Сангвиник:  А ты знаешь, что исчезновение одного вида  «зверьков» может вызвать необратимые изменения «во всем многообразии фауны»?
Флегматик: Природа сама регулирует этот вопрос: звери пожирают друг друга, одни народы порабощают другие. Прямо или косвенно – суть не меняется.
Меланхолик:  Давайте я резюмирую ваши сентенции. Наверное, суть в том, чтобы понять, поскольку мы все-таки не «зверьки», что позволяет одним народам доминировать над другими. То бишь вернуться к заявленной теме.
Сангвиник: Давай. Предлагаю даже еще более сузить тему: есть ли у казахов шанс самореализоваться? Полагаю, что такой шанс есть всегда. Вопрос только в том, как? В современной интерпретации Назарбаева это выглядит как «вхождение Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира». Видимо, это некая форма национальной идеи. Только одного не пойму – ведь была уже стратегия-2030. И она не стала национальной идеей именно потому, что ее в ней не было. В ней не было идеологического фундамента, в ней забыли сказать об истории, культуре, самобытности, и главное – цели… И сейчас опять повторили ту же ошибку – не догадались подвести идеологическую базу. А может быть, и сами ее не поняли…
Флегматик:  Даже говорить об этом не хочу…
Сангвиник:  Почему? Хотя, это тоже позиция…
Флегматик:  Тошно. Какая на фиг конкурентоспособность, когда рядом Китай? Он уже полмира сожрал и не заметил. А мы уже, по-моему, у него где-то в прямой кишке.
Меланхолик: Возможно. Но ведь когда-то Китай, чтобы уцелеть, построил Китайскую стену. Казахи – кочевники.  И это наложило неизгладимый отпечаток на их представления, язык, обычаи и поведение. Древний афоризм гласит: «Если хочешь узнать, кто ты – спроси мнение соседей». Сегодня как раз настал такой случай, когда казахам не мешало бы прибегнуть к этому совету.
Наши соседи столетиями казахов и их предков воспринимали как безжалостных кочевников, неожиданно обрушивавшихся на мирных землепашцев и горожан на диких лошадях. Кстати, так считали и китайцы, отгородившиеся своей Великой стеной; и русские, для которых мы были «иго». Правда, сейчас некоторые остроумные ученые в Калифорнии называют завоевание и порабощение оседлых стран, а также получение с них дани  кочевниками «дистанционной эксплуатацией».
Примерно такое же мнение сохранилось о кочевниках и у их мусульманских соседей Хорезма, Персии, Индии и арабских народов Ближнего Востока. Но историческая память – вещь цепкая. Она каменеет и превращает воспоминания в стереотип. В общем, наши соседи сохранили стереотип о казахах как о воинственных и поэтому опасных кочевниках. По закону психологии, все враждебное и чуждое человечек наделяет самыми негативными чертами: дикие, невежественные язычники, живущие в антисанитарных условиях, пахнущие козьим молоком и т.д.
В итоге узбеки до сих пор рассказывают анекдоты о том, как казах, впервые услышавший в большом городе призыв муэдзина к молитве, страшно испугался. А мы рассказываем байки о соседях, которые ведут себя в естественно-природной обстановке, как малые дети. Я уже не говорю, как любим высмеять торгашеский, мелочный склад характера своих соседей и их рабскую психологию. Но главное-то в другом - казахи сумели сохранить у себя царственную аристократию, которая котировалась на Востоке по высшему разряду.
Сангвиник: Да. Только куда она вся девалась? У нас сегодня критически не хватает национальных героев. Не хватает имен. Не хватает символов. Байтерек, барс  прочее б… Я знаю, что сейчас это оправдывают тем, что казахская интеллигенция была истреблена еще почти сто лет назад. Но ведь намыс – национальное самосознание – не передается по генам… Скорее наоборот -  история переполнена примерами, когда именно аристократия «сдавала» нацию, чтобы сохранить свой статус и имущество… 
Меланхолик: О-о, казахи всегда много внимания уделяли вопросу статуса. Казах без понтов беспонтовый казах. Это началось еще тогда, когда в традиционной иерархии подняться на самый верх было невозможно физически: все вакантные места в престижных родах - торе и кожа - были заняты потомками Чингисхана и пророка Мухаммеда. Поэтому простые казахи создали свою иерархию и новую аристократию: биев, батыров, баев. И заставили с собой считаться аристократию: султанов и ханов.  И потом, после прихода русских, казахи очень охотно работали на них, поскольку это обеспечивало заветный высокий социальный статус. Кстати, это тоже имело положительный эффект: к началу ХХ века сформировалась мощная интеллектуальная прослойка по-европейски образованных казахов. Но, как она благодаря одним русским появилась, так благодаря другим  русским и не очень, почти исчезла…
Флегматик: Ну совсем-то не исчезла. Кое-что за советские годы народилось. Надо понимать, что, хоть наши соседи и смеялись над казахами, «легшими» сначала под царскую, а потом  советскую Россию, в реальности речь шла лишь о модернизации. Сейчас ситуация примерно аналогичная. Пока соседи упорно не хотят расстаться с исламом и псевдоатрибутами псевдокорней, мы  уже обогнали их на десятки лет вперед. Этот разрыв  стал полностью очевиден. Уже никому в голову не придет смеяться или хотя бы свысока смотреть на потомков необузданных кочевников. Наоборот, сотни тысяч потомков гордых носителей «древней исламской цивилизации» устремились в Казахстан в поисках работы, рынков сбыта для своих  фруктов и вообще лучшей доли. Но надо не впасть в астрал от собственного величия. Это мы тоже умеем. Когда-нибудь соседи выберутся из экономической ямы. И уж тогда припомнят все…
В принципе с нами уже по-другому говорят и в России, и на Западе. А вот с китайцами пока непонятно. Ну в конце концов мы тоже народ восточный. Надо только об этом вспомнить… 
Сангвиник: Я одного только не могу понять – почему в 50 конкурентоспособных, почему не в 70? Или в не 700? Цель нации не должна определяться цифрами. Тем более двузначными… Тот, кто согласен быть вторым, уже точно не попадет в десятку. Вот если бы все казахские понты и любовь к статусности вылились в лидерские амбиции…  И не в рамках «соседей»…  А хотя бы континента…
Флегматик:  Чего-то тебя понесло. Зачем перед людьми ставить недостижимые цели? Ты услышишь такой гомерический смех на весь белый свет…
Сангвиник: Ну и что… соседи тоже смеялись. А потом – что значит недостижимо? Вообще-то уважают не тех, кто достиг всего уже все это имея, а тех, кто получил все именно потому, что это было невозможно. Что люди, что страны… Чингисхан – Сингапур… В этом и вся наша беда, что воображение у нас узенькое… Боимся мы быть амбициозными. А ведь кочевники! Мои предки не видели на степном небе государственных границ. Носились по земле как угорелые, а нам сейчас по газонам не разрешают ходить… 
Флегматик: Не паникуй. В том или ином виде сохранилась советская элита. Она обучила своих детей в престижных вузах. Интеллигенция восстанавливается. Теперь вопрос в том, насколько ей удастся свой контроль над ресурсами. Ведь кроме помимо так называемого экономического капитала существуют еще «культурный капитал» и «символический» капитал, под которыми подразумеваются обладания знаниями, специфическими навыками, аккумуляция престижа и уважения.
Как бы то ни было, мы подсознательно ментально мигрируем в сторону Запада. Но при этом сохранили свою эластичность как азиаты. Очень-очень хороший синтез. И, как бы мы ни ругали проклятое советское прошлое, я согласен с теми, кто считает, что фундаментом современной казахской идентичности является советское наследие. СССР не был пустым экспериментом. Я уверен, что он еще воспроизведется и теперь уже в более эффективной форме. И то, что мы жители этой территории, –  тоже очень хорошо. 
И наше родоплеменное сознание нам еще как пригодится. Оно помогало нам выжить до сих пор. И не проклятие это наше, а огромное преимущество. Просто мы этого не понимаем и пользуемся по-варварски. Переболели же мы, надеюсь, варварской зависимостью от внешних символов статусности: машин, яхт и пр. Нынче мы мечтаем о ее реальном наполнении. То есть о такой власти и экономической мощи, какой обладают лидеры глобализированной экономики, руководители крупных корпораций и банков.
Сангвиник: Многое будет зависеть от духа, воли и этнической композиции складывающейся элиты. Сегодня она в основном представлена казахами, взявшими на себя консолидирующую роль в строительстве новой нации. Не исключено, что в будущем Казахстан возьмет на вооружение концепцию мультикультурализма, которая подвергается сегодня острой критике на Западе. И мне так смешно, когда до сих пор говорят о том, что карьера по-прежнему зависит от принадлежности к клану. Ерунда. Теперь выбирают по экономическим интересам, воле, таланту, профессионализму. Другое дело, что как только казахи утратят свою способность при каждой ломке выстраивать прежнюю иерархию ценностей, основанную на кровнородственных и брачных, братских и дружественных связях, то они прекратят свое существование. В общем, именно в сочетании эластичности и национальной памяти мы сможем решить противоположные задачи вроде бы задачи: лидировать,  оставаясь самими собой.

Оставить комментарий

Антресоли

К зависти богов К зависти богов
Редакция Exclusive
08.07.2008 - 09:53
The Life of Mirza Haidar Dughlat The Life of Mirza Haidar Dughlat
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:32
ADILBEK  DZHAKSYBEKOV ADILBEK DZHAKSYBEKOV
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:32
1243-Crest park 1243-Crest park
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:32
Wash & Go, Two in one Wash & Go, Two in one
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:31
AKHMETZHAN ESIMOV'S RIDDLE AKHMETZHAN ESIMOV'S RIDDLE
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:31
Letter to the Editor Letter to the Editor
Редакция Exclusive
05.06.2008 - 09:31
Дублин и Алматы: Дублин и Алматы:
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:59
Жизненный путь Жизненный путь
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:58
Дети и сказка Дети и сказка
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:57
Путь воина Путь воина
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:56
Акмарал Кайназарова, Акмарал Кайназарова,
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:55
Он устал. Он устал.
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:55
Чай - простота Чай - простота
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:55
Комплекс Чингисхана Комплекс Чингисхана
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:55
«Ничего страшного…» «Ничего страшного…»
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:54
Письмо в редакцию Письмо в редакцию
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:52
Америка – America Америка – America
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:52
Рука Астаны Рука Астаны
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:50
Позитивный настрой Позитивный настрой
Редакция Exclusive
04.06.2008 - 09:48
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33