Колеса
Арман Турсунбеков
Каковы автомобильные вкусы деловой и политической элиты Казахстана? По каким критериям успешные отечественные бизнесмены и высокопоставленные чиновники выбирают себе автомобили? Какие марки и модели пользуются популярностью, что в моде, а что нет? На все эти вопросы мы постараемся ответить в нашем эксклюзивном материале.
ДЕЛО ВКУСА
Состоятельные казахстанцы в целом и бизнес-элита в частности на сегодняшний день достигли такого уровня разборчивости в автомобильных предпочтениях, что им подойдет далеко не каждая модель Mercedesa, BMW или Lexus, чего раньше не наблюдалось. Отрадно, что у казахстанских «акул бизнеса» и политиков появляется настоящий вкус. Теперь для них главными критериями при выборе автомобиля являются не только марка, цена и набор определенных потребительских качеств, но и стиль. Не столько стиль дизайна, сколько общий характер автомобиля, определяющий его предназначение. К примеру, если это представительский седан, то его можно использовать прежде всего для деловых поездок. Большой престижный внедорожник более универсален и вполне подходит как для разъездов по делам, так и для выездов на отдых. А, например, утонченное купе класса люкс - автомобиль более праздный, идеально вписывающийся в светский образ жизни со всевозможными вояжами по элитарным местам.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
В принципе политическая и бизнес-элита всего мира, в том числе и в Казахстане, тяготеет к одному и тому же типу автомобилей - большим и солидным представительским моделям. Раньше под ними подразумевались лишь седаны высшего класса, такие как Mercedes S-Class. Но теперь к разряду представительских относят и дорогие кроссоверы/внедорожники, такие как Range Rover и Toyota Land Cruiser.
Особым авторитетом у бизнесменов пользуются европейские, а в последние годы еще и японские премиум-марки. Европейцы славятся своими давними традициями создания автомобилей класса люкс, отличной родословной и выдержанным стилем. Японцы привлекают клиентов высочайшим качеством, надежностью и богатым базовым оснащением своих моделей. А вот американские и корейские машины в число любимчиков состоявшихся деловых людей не входят по определению. «Американцы» во всех отношениях, кроме, пожалуй, размеров и монументального дизайна, проигрывают как «европейцам», так и «японцам». А относительно молодой корейский автопром вообще не делает по-настоящему престижных автомобилей - не дорос еще.
Свои коррективы в когорту избранных моделей элиты вносит и мода. А как же? Когда вы покупаете машину за 100 тысяч у.е. и дороже, вам хочется приобрести нечто не только красивое, солидное, комфортное и т.п., но и актуальное. Что-то новое, «незаезженное» и не примелькавшееся. В Казахстане такой подход более чем актуален. Сегодня популярны одни модели, завтра - другие. Так, например, прошла мода на такие брутальные дорогие внедорожники, как Hummer H2, Cadillac Escalade и Infiniti QX56. А их место в гаражах состоятельных казахстанцев заняли более удобные и цивилизованные кроссоверы Range Rover Sport и Audi Q7. Но и они кому-то уже приелись: сейчас набирает обороты очередная ультрамодная новинка - BMW X6, более элегантный и спортивный кроссовер, нежели всем хорошо известный BMW X5.
ХИТ-ПАРАД
Каков же сегодня топ-лист любимых автомобилей богатых казахстанских бизнесменов, банкиров, политиков, промышленников и прочих «сильных мира сего»? Ответить на этот вопрос несложно. Достаточно понаблюдать за центральными магистралями и стоянками у бизнес-центров и государственных учреждений двух столиц нашей республики, внимательно смотреть новости по телевизору, а также проштудировать рекламные издания.
Вот модели, встречающиеся чаще всего (расположены в алфавитном порядке):
Audi Q7 (по цене от 61 тыс. евро). Относительно свежий конкурент BMW X5 приятен во многих отношениях. И хотя этот большой вседорожник не имеет такого агрессивно-драйверского имиджа, как «баварец», зато свое дело в привлечении покупателей делает эффект новизны: первый большой кроссовер марки Audi - это дорогого стоит.
Разумеется, в нашем рейтинге нельзя не отметить и флагманский седан Audi А8 (от 89 тыс. евро). Это единственная модель высшего класса, которая имеет версию с 12-цилиндровым двигателем и одновременно полным приводом, а также «заряженный» вариант S8 с 10-цилиндровым мотором Lamborghini. К тому же «а-восьмая» отличается легким алюминиевым кузовом. Это сильные козыри в борьбе с конкурентами! Быть может, именно техническая продвинутость и интеллигентный имидж марки Audi привлекли к модели А8 внимание Имангали Тасмагамбетова, который пользовался этим автомобилем в качестве служебного в бытность акимом Алматы. Председатель совета директоров группы компаний «Меркур» Есенгали Байменов тоже является традиционным клиентом Audi, предпочитая другим авто «а-восьмую» в самой престижной модификации А8 L 6.0 quattro.
BMW X5 (от 57 тыс. евро). Баварский кроссовер, ставший знаковым благодаря ярко выраженному спортивному характеру, мощности, комфорту и универсальности. На этом автомобиле одинаково удобно ездить как по делам, так и на отдых куда-нибудь за город.
Еще один BMW, востребованный в кругах бизнесменов, - представительский седан 7 series (от 70 790 евро), он же «семерка», он же «черный бумер». Например, BMW 7 series в наиболее дорогом исполнении 760Li Individual пользуется президент холдинга «Астана Групп» Нурлан Смагулов.
Lexus LS (средняя цена - $130 тыс.). Благодаря неплохому стилю, высокому комфорту и ультрасовременным технологиям новому флагману чрезвычайно популярного в Казахстане японского премиум-бренда Lexus удалось то, что не получалось у его предшественников: стать реальным сильным соперником образцового «немецкого триумвирата» - Mercedes S-Class, BMW 7 series и Audi А8. Одним из приверженцев марки Lexus и модели LS460, в частности, является генеральный директор известного казахстанского холдинга «Вираж» Владимир Котельников.
Mercedes S-Class (от 120 тыс. евро) – классика жанра седанов высшего класса, служебная машина руководителей доброй половины стран мира, включая Казахстан и Россию. Известно, что Нурсултан Назарбаев уже давно неравнодушен к автомобилям с трехлучевой звездой на капоте. Однажды он даже заметил: «Нет лучше самолета, чем Boeing, и нет лучше машины, чем Mercedes». Флагманская модель Mercedes-Benz действительно подкупает непререкаемым имиджем, сдержанно-солидным стилем, высочайшим уровнем комфорта, обилием новейших высокотехнологичных систем и множеством модификаций, в том числе удлиненной, и с полным приводом. На самой вершине линейки S-класса стоит версия S65 AMG c 12-цилиндровым битурбодвигателем мощностью 612 л.с., которую в Казахстане продают за $360 тысяч. Среди других известных владельцев Mercedes S-Class можно отметить старшую дочь главы нашего государства Даригу Назарбаеву и председателя наблюдательного совета ТРК «31 Канал» Арманжана Байтасова.
Наш обзор не был бы полным и без классического Mercedes G-Class (более известного как «Гелендваген»), который очень любят представители силовых структур, особенно служба охраны президента России. Сейчас этот истинный внедорожник, ведущий родословную от армейского джипа образца 1979 года, находится на пике своего развития – его неотесанная внешность и образцовая проходимость как нельзя лучше дополнены шикарным оснащением и мощнейшими моторами. Наибольшей популярностью у наших богатых сограждан пользуется именно самый крутой «Гелендваген» - 500-сильный G55 AMG Kompressor по прозвищу «реактивный кирпич» за $175 тыс. Классика всегда в моде!
Стоит отметить и пришедшийся ко двору в Казахстане большой внедорожник Mercedes GL (от $93 500). Хоть он и не обладает обезоруживающей харизмой G-Class, зато более современен и комфортен, а это, согласитесь, тоже немаловажно.
Range Rover Sport (от $140 тыс.) и Range Rover (от $154 тыс.) - аристократы среди дорогих внедорожников. Менее габаритный Range Rover Sport отличается от «просто» Рэйндж Ровера более динамичным имиджем. Но в любом случае обе эти модели производства легендарной компании Land Rover являются эталоном английского стиля и роскоши. Что и говорить, если Range Rover есть даже в гараже королевы Великобритании!
Toyota Land Cruiser (от $84 тыс.) и ее более дорогой и роскошный двойник Lexus LX (средняя цена - $140 тыс.) в Казахстане стали безоговорочными бестселлерами в разряде дорогих внедорожников. На Land Cruiser 100, к примеру, на работу ездит председатель правления Народного банка Григорий Марченко - скромно и весьма удобно. Японские «близнецы» пользуются среди наших состоятельных автолюбителей таким бешеным спросом, что на нем не отразился даже подвергшийся критике спорный дизайн нового поколения Land Cruiser 200 и LX570.
ЕЩЕ ПРЕСТИЖНЕЕ
Но даже такие великолепные автомобили, как Mercedes, BMW или Range Rover, не являются пределом мечтаний современной казахстанской элиты. Те наши соотечественники, кто заработал не просто много, а очень много денег и к тому же «созрел» морально, покупают автомобили элитарных марок Bentley, Rolls-Royce, Maserati, Aston Martin и т.д. Это уже не «премиум», а самый что ни на есть высший свет автомобильного мира - эксклюзив, подчеркивающий безупречный вкус и высочайший статус владельца.
Наиболее популярной маркой из когорты элитных в Казахстане является немецкая Porsche. Основу ее успеха составляет спортивный внедорожник Cayenne (от 89 440 евро за стандартную версию мощностью 290 л.с. и от 144 820 евро за 500-сильный Cayenne Turbo), к которому, кстати, неровно дышат джигиты из службы охраны президента Чечни Рамзана Кадырова. Немало у нас и британских «аристократов» Bentley. Большей частью это модели «младшего» семейства Continental – шикарные полноприводные купе GT и представительские седаны Flying Spur мощностью 560 л.с. (они стоят в среднем по $320 тысяч). Одним из таких автомобилей с удовольствием пользуется член совета директоров и председатель правления финансовой корпорации «Сеймар Альянс» Маргулан Сейсембаев. Но и это еще не предел: в Алматы имеется с десяток куда более престижных и роскошных лимузинов Bentley Arnage, каждый из которых стоит не менее $500 тысяч, около двадцати немецких лимузинов Maybach, чья базовая цена также начинается с полумиллиона долларов, и не меньше десяти величественных английских Rolls-Royce Phantom стоимостью от полумиллиона до 650 тысяч долларов. Красиво жить не запретишь!