НОВЫЙ ЗАКОН О ТРАНСФЕРТНОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Керим Нурыев
Еще в апреле 2006 года постановлением правительства РК законопроект «О государственном контроле при применении трансфертных цен» был внесен на рассмотрение мажилиса парламента. И вот 9 июля 2008 года в день рождения налоговой службы главой государства подписан новый Закон «О трансфертном ценообразовании», который начнет действовать с 1 января 2009 года. О том, в чем отличие вновь принятого закона от прежнего, насколько в нем учтены пожелания заинтересованных сторон, мы и попросили рассказать председателя налогового комитета Министерства финансов Казахстана Нурлана Рахметова.
- Нурлан Кусаинович, что побудило налоговую службу еще в 2006 году приступить к разработке нового закона о трансфертном ценообразовании? Получается, что действующий закон исчерпал свой потенциал?
- На самом деле идея разработки нового закона возникла еще до 2006 года, но я, пожалуй, начну с истории принятия пока еще действующего закона. Если вспомнить 1999 и 2000 годы, мировые цены на основные стратегические ресурсы росли стремительными темпами, при этом цены казахстанских экспортеров значительно отличались от мировых. Не секрет, что основной объем экспортных сделок заключался с оффшорными зонами. К примеру, если в 2000 году мировая цена на нефть составляла 28 долларов США за баррель, то средневзвешенная цена экспортеров казахстанской нефти не превышала 19,9 доллара США. То есть отклонение равнялось 29,4%. По экспорту цинка, например, такой показатель составлял 24%, и аналогичная картина складывалась по большинству товарных позиций нашей страны. Все это указывало на применение казахстанскими экспортерами трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, в период до принятия действующего закона. Таким образом, государственный бюджет недополучал большие средства в виде налогов и других обязательных платежей. Тогда, чтобы предотвратить порочную практику, которая наносила ущерб экономическим интересам республики, и был принят Закон «О государственном контроле при применении трансфертных цен».
По-моему, действующий закон сыграл свою положительную роль в сближении экспортных с мировыми ценами, уменьшении количества и объема сделок с оффшорами. Позитив заключался и в том, что наши уполномоченные органы приобрели достаточный опыт в вопросах ценообразования на мировых рынках, и это подтверждается цифрами.
Однако на протяжении многих лет действующий закон был подвержен критике со стороны иностранных инвесторов как несоответствующий международным стандартам. Немало было также судебных разбирательств. Все это обусловило принятие нового закона, что помимо прочего стало весомым аргументом в пользу скорейшего вступления Казахстана в ВТО. Понятно, что подобный статус обеспечит нашему государству гораздо более благоприятные и стабильные условия в доступе на мировые рынки.
- Вы сказали, что действующий закон сыграл положительную роль в сближении экспортных и мировых цен, увеличении доходов государства в виде дополнительных налогов. Есть конкретные цифры?
- Безусловно. После принятия действующего закона нами совместно с таможенными органами был выявлен сокрытый от налогообложения доход в 3,2 млрд. долларов США, в результате чего доначислено 1,7 млрд. долларов. Из этой суммы только в прошлом году доначислено 1,6 млрд. долларов, из которых 66,3 млн. долларов взыскано в бюджет.
В целом же работа налоговых и таможенных органов привела к значительному сближению экспортных цен с мировыми. Я уже упоминал, что в 2000 году среднемировая цена на нефть составляла 28 долларов США за баррель, тогда как наша средневзвешенная экспортная цена равнялась 19,9 доллара (отклонение 29,4%). В 2006 году среднемировая цена на нефть уже достигла отметки в 64,9 доллара США за баррель, средневзвешенная же цена нашего экспорта была 61,6, соответственно отклонение снизилось до 5%. При этом аналогичная тенденция наблюдается и по другим товарным позициям. К примеру, мировая цена на цинк в 2000 году составляла 1128 долларов США за тонну, наша средневзвешенная - 852 доллара (отклонение 24%). В 2007 году, когда мировая цена на цинк достигла 3275 долларов, наша средневзвешенная составила 3255 долларов, то есть отклонение снизилось до 0,6%. Другой показательный пример - за 2001-2007 годы косвенный эффект за счет сближения рыночных и экспортных цен составил более 5,3 млрд. долларов США в виде поступления КПН только от нефтяных компаний.
- Новый закон обсуждался более двух лет. Известно, что многие представители бизнес-сообщества выступали против его принятия. Основным спорным моментом послужила отмена 10-процентного отклонения цены сделки от рыночной цены, за исключением сельскохозяйственной продукции. Как вам удалось убедить парламентариев отменить это положение? И почему 10-процентное отклонение предоставлено именно экспортерам сельхозпродукции?
- Действительно, дискуссии вокруг нового закона проходили нелегко и заняли довольно длительный срок. Высказывались различные мнения и предложения по содержанию документа, но мы прямо шли к своей цели – найти оптимальный баланс между интересами государства и бизнеса. Новый закон, в частности, не предусматривает какого-либо допустимого отклонения цены сделки от рыночной цены, за исключением экспортеров сельскохозяйственной продукции. Объясню почему.
Во-первых, в ходе разработки законопроекта мы досконально изучили международный опыт. Представители рабочей группы посетили уполномоченные органы Великобритании и Китая, встретились с экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются США, Япония, страны Евросоюза. Заметьте, именно к рекомендациям ОЭСР и обращаются многие государства при разработке законодательства по трансфертному ценообразованию.
Так вот в законодательных актах большинства развитых стран не предусматривается никакого допустимого отклонения, и контроль осуществляется по всем сделкам. Так происходит, например, в Канаде, США, Австралии, Нидерландах. Это и предопределило решение об отмене 10-процентного отклонения и более того, нам не пришлось никого убеждать, так как все понимают, что товары, реализуемые либо приобретаемые, должны соответствовать рыночным ценам. И это общемировая практика.
Что касается экспортеров сельскохозяйственной продукции, то речь идет лишь о временной мере, направленной на поддержку отечественных аграриев. Цель ясна - повышение конкурентоспособности продовольственной продукции на внешних рынках.
- Нурлан Кусаинович, а какие предложения высказывали в процессе разработки законопроекта представители бизнес-среды и депутаты парламента? И главное - почему они были отклонены?
- Предложений по совершенствованию трансфертного ценообразования на самом деле было много. Но я хотел бы остановиться на тех, которые носили концептуальный характер. Так, в частности, предлагалось ограничить сферу применения контроля путем его распространения только на связанные стороны, увеличить допустимое отклонение до 20% и вывести из-под контроля финансовые услуги, использовать любые источники информации, которые доступны налогоплательщику, наконец, расширить расходы и другие условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены.
По всем перечисленным моментам рабочей группой было единогласно выражено категорическое несогласие, поскольку принятие поправок, прежде всего, привело бы к потерям бюджета и вывозу капитала за рубеж.
- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях нового Закона?
- Новый Закон нацелен на совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием, исходя из таких концептуальных нововведений, как принцип «вытянутой руки», применяемый для определения рыночной цены на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами. Как я уже говорил, новый Закон не содержит допустимого 10- процентного отклонения в целях ограничения перераспределения прибыли и увода капитала за рубеж. Усилен контроль в отношении участников сделок, зарегистрированных в государствах с льготным налогообложением. Специально для целей трансфертного ценообразования введена отчетность по мониторингу сделок. Четко определены понятие диапазона цен, иерархия источников информации, предоставлена возможность подписания соглашения по применению трансфертного ценообразования.
Все это и составляет основные отличия нового закона, который является более прогрессивным и соответствует требованиям сегодняшнего дня.
- Вы упомянули о введении налоговой отчетности по мониторингу сделок.
- Отчетность по мониторингу сделок введена специально для целей трансфертного ценообразования. Сама идея заключалась в обеспечении единого подхода налогоплательщиков и налоговых органов к пониманию самой сути трансфертного ценообразования, а также в предоставлении возможности вести равный учет по экспортным и импортным сделкам. По тому, насколько содержательно будет заполнена и представлена такая отчетность, можно будет делать выводы о налоговой культуре налогоплательщика. Кроме того, нормами закона предполагается, что содержание отчетности будет настолько насыщенным и достаточным, что уполномоченные органы, исходя из результатов анализа, будут проверять только те предприятия, которые в действительности уклоняются от уплаты налогов и совершают сделки с оффшорами.
- А что насчет предприятий, которые имеют дело с оффшорами. Какие последствия или санкции их ожидают, исходя из норм нового закона?
- Принципиальный момент – это предельно жесткие меры к сделкам через оффшоры. Это общемировая практика. И коль скоро Казахстан является частью глобального рынка, мы должны избавляться от практики, которая считается признаком плохого тона. Не секрет, что существует множество схем увода капитала с использованием оффшорных зон. Сами оффшорные компании играют роль промежуточного звена между казахстанской компанией и ее иностранным партнером. Это позволяет манипулировать контрактной ценой товара и в конечном итоге уходить от уплаты налогов. Проблема оффшоров наиболее остро ощущалась в 1999-2000 годах, когда, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру на мировых рынках сырья, экспортные цены наших предприятий практически остались на уровне кризисного 1998 года.
Для решения проблем вывоза капитала и ухода от налогообложения путем использования оффшорных схем в 2000 году был разработан действующий закон о трансфертном ценообразовании. Корректировка дохода в соответствии с нормами действующего закона осуществляется при любом отклонении, но с учетом дифференциала. Поэтому еще раз повторюсь - налогоплательщиков, осуществляющих сделки с оффшорами, согласно нормам вновь принятого закона ожидают жесткие меры.
- Нурлан Кусаинович, а проявляется ли «снисхождение» к тем налогоплательщикам, которые самостоятельно скорректировали доход?
- Отвечу коротко - статья 73-1 Налогового кодекса предоставляет возможность налогоплательщику самостоятельно скорректировать свой доход. В этом случае налогоплательщик освобождается от уплаты штрафов.
- Тема трансфертного ценообразования весьма актуальна и порождает много вопросов. Есть наверняка и определенные препятствия при осуществлении полноценного контроля за трансфертными ценами? Может быть, это какие-либо нормативные правовые акты, не позволяющие осуществлять контроль?
- Постараюсь ответить на основе примера с одной из металлургических компаний в Казахстане. Данная компания осуществляет реализацию товара в оффшорную зону через дочернее предприятие по ценам значительно ниже рыночных. Сам факт трансфертного ценообразования не оспаривается налогоплательщиком. Однако в рамках инвестиционного контракта ему представлена льгота по налогам, что является единственным основанием для признания доначисленных сумм налогов незаконными. Существует также судебная практика, которая указывает на то, что применение действующего закона правомерно вне зависимости от положений законодательства и контрактов на недропользование о стабильности налогового режима.
Новый же закон как раз и поможет избежать в дальнейшем подобных споров, так как позволяет осуществлять корректировку дохода тех компаний, у которых установлено отклонение от рыночной цены и которые имеют льготы по налогам.
- Ну и последний вопрос. Принятие законов подобного рода, как правило, влечет за собой сопутствующие нормативно-правовые акты. Что можно ожидать?
- В настоящее время проводится работа по разработке совместного приказа «Об утверждении Инструкции по осуществлению контроля за трансфертным ценообразованием в международных деловых операциях, проектов постановлений правительства «Об утверждении Перечня биржевых товаров», «Об утверждении Перечня официальных источников». Вместе с тем планируется разработка Правил заполнения отчетности по трансфертному ценообразованию. В ходе подготовки данных документов, безусловно, будут учтены предложения всех заинтересованных сторон.