Если завтра война
Расул Жумалы
США вот-вот нанесут удар по Ирану – уже почти пять лет заголовки подобного рода не сходят со страниц западной прессы. Даже успели порядком набить оскому. Однако есть множество тревожных симптомов, которые заставляют серьезно отнестись к перспективе появления новой «горячей точки» на планете. Недавнюю же агрессию Грузии в Южную Осетию ряд экспертов склонны рассматривать в качестве элемента антииранского плана, разработанного в вашингтонских кабинетах.
На фоне страстей вокруг конфликта на Северном Кавказе практически незамеченной осталась информация о том, что США, Великобритания и Франция направили крупные группировки своих военно-морских сил в зону Персидского залива. После их прибытия в регионе окажутся сразу 5 ударных авианосных соединений из 40 военных кораблей. Подобной концентрации силы здесь не наблюдалось со времен войны в Ираке в 2003 году.
В частности, журнал Middle East Times сообщил, что США отправили в Персидский залив группы ударного авианосца «Теодор Рузвельт», авианосца «Рональд Рейган» и вертолётоносца «Иводзима». Они присоединятся к уже дислоцированным в регионе группам авианосцев «Авраам Линкольн» и «Пелелиу». Один только «Теодор Рузвельт» несёт на борту 80 самолётов ВВС США. Британские и французские силы представлены авианосцем «Арк Роял» и ещё несколькими кораблями, а также атомной подводной лодкой «Аметист». Примечательно, что в конце июля эта морская армада уже провела у американского побережья Атлантического океана учения под кодовым названием «Бримсторн», целью которых скорее всего была, отработка блокады иранского побережья. Уже одно то, что переброска столь внушительных сил в Персидский залив обошлась не в одну сотню миллионов долларов, позволяет судить о приближающейся развязке. Дядя Сэм не станет разбрасываться деньгами, только лишь для демонстрации силы.
Тем временем налицо другой тревожный симптом, который, как правило, предваряет силовые операции США в тех или иных уголках земного шара. Речь идет о нарастающем финансовом кризисе за Атлантикой. Напомним лишь последний эпизод, связанный с взрывами в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Внешним фоном для последовавших тогда ударов по Афганистану и Ираку стали мотивы борьбы с международным терроризмом. Однако, почти никто не обратил внимания на странное стечение обстоятельств – накануне крушения башен-близнецов в Манхэттене, в августе 2001 года, показатели американской экономики также были на грани катастрофических.
Основной повод для грядущей войны давно известен – осуществление Тегераном собственной ядерной программы, несмотря на настоятельные претензии ООН. При этом ввод в действие первой иранской атомной электростанции в Бушере может произойти до конца 2008 года. Президент Махмуд Ахмединежад заявил, что в стране уже работают 5000 центрифуг. А в ядерном центре в Натанзе готов новый цех, где устанавливаются ещё 3500 этих высокотехнологичных устройств. Иными словами, иранцы стремительно приближаются к своей заветной мечте – получить технологию обогащения урана. Согласно официальной версии, Тегерану она нужна для производства собственного горючего для атомных станций. Однако Вашингтон уверяет, что на самом деле Иран пытается обзавестись ядерным оружием. И если это действительно произойдёт, то американцы могут распрощаться со статусом регионального гегемона.
Сам Джордж Буш в своих публичных выступлениях ни разу не исключал возможность применения военной силы против Ирана. А конгресс США принял Акт о поддержке свободы в ИРИ, требующий «призвать нынешний режим к ответственности за его угрожающее поведение». Этот документ очень напоминает резолюцию ООН по Ираку, открывшую когда-то путь к войне в этой стране.
Американский журнал New Yorker опубликовал статью под названием «Грядущая война», в которой говорится: Вашингтон нанесёт удар не только по строящейся в Бушере АЭС, но и по ядерным объектам в Исфахане, Араке и Натанзе. Эти цели находятся глубоко под землёй, и поразить их можно только высокоточными ракетами и авиабомбами весом более полутонны.
По версии того же издания, на территорию Ирана затем будут введены сухопутные части армии США. Вероятно, они оккупируют «зону энергетической безопасности», включающую в себя нефтеносный юг, что создаст условия для контроля над добычей 60–70% иранской нефти и её экспорта через Ормузский пролив. Уже затем на подконтрольной территории будет создано марионеточное правительство, с которым США тут же заключат договор, касающийся разработки и экспорта «черного золота». Правда, New Yorker почему-то закрывает глаза на возможность ответных действий Ирана. Тем более что, вряд ли есть смысл приравнивать мощь этой страны к соседнему Ираку. Исламская республика намного более сильна, экономически самодостаточна, а главное, ее народ гораздо более сплочен вокруг своего руководства, в решимости защитить свою страну.
Понятно, что военная операция против Ирана потребует несравнимо больше сил и средств, чем это было пятью годами раньше в Ираке. Она не станет легкой прогулкой.
И здесь появляется главный вопрос - откуда будет нанесен удар?
Стоит посмотреть на карту, и становится понятно, какие проблемы связаны с этим у американцев. Вроде бы, вокруг ИРИ сплошь дружественные США режимы, но… в Афганистане американцы контролируют только столичный Кабул и зону вокруг военной базы в Баграме. Надежды на Турцию не велики, которая оказала лишь пассивную поддержку США во время антииракской кампании, к тому же в ходе недавнего грузино-российского конфликта пропустила корабли ВМС США через свои проливы в Черное море только после окончания активной фазы военных действий. В традиционно союзном Пакистане сошел с дистанции давний и преданный «друг» американцев Первез Мушарраф, и внешнеполитические пристрастия новых властей в Исламабаде пока не гарантируют лояльности. Это при том, что на западе страны находится огромная по размерам «зона свободных пуштунских племён», где фактически властвует «Талибан». Об Ираке нечего и говорить. Режимы этих стран вполне могут помогать американцам, но собственному народу это вряд ли понравится. А кому нужна гражданская война на своей территории?
США не могут также всерьез положиться на княжества Аравийского полуострова. В Эр-Рияде и других местных столицах прекрасно отдают себе отчет в том, что широкомасштабная военная операция против ИРИ взорвет и без того хрупкую региональную стабильность. К тому же они хорошо помнят недвусмысленные предупреждения Махмуда Ахмединежада, что его армия нанесет удары возмездия по тем странам, которые предоставят свои базы силам НАТО. Это не блеф. Недавно ИРИ провела успешные испытания стратегической ракеты «Шахаб-3», способной поражать цели на расстояниях более 1500 километров. Радиус её действия покрывает обширную территорию, включающую базы НАТО в Турции, а также Израиль и Пакистан.
Стало быть, для выбора плацдарма американской атаки по Ирану остаются Израиль с запада и северное направление. На придерживающуюся политики нейтралитета Туркмению и пророссийскую Армению рассчитывать не приходится. Азербайджан фактически отказал Вашингтону в использовании своих военных баз, опасаясь возмущения своих шиитов – иранских единоверцев. Последняя на очереди - Грузия с прилегающими к ней просторами Чёрного моря. Именно оттуда, вполне вероятно, и будет нанесён удар.
По словам замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, «вызывает недоумение чрезвычайная активность военно-морских сил НАТО, которая продолжает наращивать свою группировку в акватории Чёрного моря». Если 25 августа в ней было 9 кораблей НАТО, включая флагман 6-го флота ВМС США «Mount Whitney», то в ближайшие дни их будет уже 18!» По официальной версии, эти корабли прибывают «с гуманитарной помощью», во что, разумеется, верится с трудом. Использование военной техники как транспорта алогично с экономической точки зрения. Стоимость такой транспортировки в несколько десятков раз больше, чем фрахт обычного сухогруза.
В этой связи вполне возможно, что вооружённая акция Грузии против Южной Осетии была частью операции прикрытия, обеспечивающей подготовку к нанесению американского удара по Ирану в конце августа. И если это так, то решительная реакция России поставила этот план под угрозу срыва из-за вскрытия созданной военной инфраструктуры и возможности перегруппировки части сил ПВО Ираном.
Любопытно и то, что Израиль в тот самый день, когда российские войска вошли в Южную Осетию, поспешил выступить с заявлением о немедленном сворачивании военно-технического сотрудничества с Грузией. Там сразу смекнули, что у России найдется ответ для тех, кто поддерживает Грузию оружием. Израилю совсем не хотелось, чтобы в Иране на момент начала бомбардировки ядерных объектов оказались современные российские средства ПВО.
Сама Москва продолжает выступать за урегулирование ситуации вокруг ядерной программы ИРИ исключительно дипломатическими средствами. И попытки Вашингтона усилить давление на Тегеран могут встретить более жёсткое, чем прежде, противодействие со стороны Кремля. Активизация сотрудничества ИРИ в ядерной сфере может стать своеобразным ответом на угрозы Запада. Показательно, что именно сейчас в Бушер впервые приехал глава «Атомстройэкспорта» Леонид Резников. Среди мировых тяжеловесов определенные симпатии к Ирану испытывает и Китай, особенно, имея в виду далеко идущие энергетические интересы своей экономики. Если сюда присовокупить Мусульманский мир, часть которого рассматривает Исламскую республику как борца на переднем крае борьбы с американским империализмом, то расклад сил в предстоящей схватке выглядит не столь однозначным.
Наконец, по словам председателя Центра современных исследований Ири Мохсена Сазегара, «Иран уже давно прогнозировал нападение на атомные объекты и переместил центрифуги на новую секретную станцию, где продолжится разработка ядерной программы». По его словам, атомные станции находятся в разных районах страны и атаковать их не представляется возможным. По уровню оснащённости вооружением и военной техникой Иран на данный момент уже превосходит все страны региона. Кстати, в ближайшие месяцы на вооружение ВВС Ирана поступят новые истребители собственного производства с многозначительными названиями - Azarakhsh («Молния») и Saegheh («Гром»), которые спроектированы с применением технологий обеспечения малозаметности в радиолокационном спектре. Обзавёлся Иран и собственной атомной подводной лодкой. Так что война, если США её действительно начнут, имеет все шансы перерасти, как минимум в затяжную, а как максимум и в третью мировую.
Ясно, что последствия пока еще гипотетического конфликта ощутят на себе, в первую очередь, страны в ближайшем окружении. Наш регион Центральной Азии здесь с непосредственно прилегающим к ИРИ Каспийским морем на особом положении. И в случае победного конца американцы целиком будут контролировать не только нефть Персидского залива, но и получат физический доступ к богатствам Каспия.