Торговый дом «КазМунайГаз»
Зарина Пахирдинова
- Данияр Шарипович, насколько известно, вы сейчас ведете работу с недавно приобретенной румынской компанией «Ромпетрол»? В чем ее суть? Как данная сделка повлияла на деятельность ТД «КазМунайГаз»?
Приобретение «Ромпетрол» не спонтанный шаг. Этой сделке предшествовали несколько месяцев напряженной работы всей команды «КазМунайГаз», достаточно сказать, что более четырех десятков предложений и непосредственно сами активы изучались на предмет покупки. Сама сделка состоялась в августе 2007 года, когда национальная компания «КазМунайГаз» приобрела 75% акций компании The Rompetrol Group NV. Общая стоимость пакета составила 1,65 млрд. долларов США, что стало крупнейшей в истории Казахстана инвестицией, вложенной в иностранное государство.
В мире большого бизнеса данный шаг нашей страны также вызвал большой резонанс. Контроль над «Ромпетрол» наряду с уже имеющимися активами в Грузии и России закрепил за «КазМунайГаз» статус компании международного уровня, повысил ее репутацию, конкурентоспособность. Увеличилась инвестиционная привлекательность, наконец, мы существенно умножили активы, имеющиеся в распоряжении КМГ.
Возросла и активность самой компании, ведь появилось отдельное и само по себе крупное направление деятельности. Во-первых, мы начали с оптимизации наших трейдинговых, маркетинговых структур во избежание дублирующих функций здесь, у нас, и в Румынии, во-вторых, уточняем бизнес-планы, перспективы развития с учетом казахстанских интересов, реструктурируем отдельные подразделения и финансовые потоки. В частности, мы приступили к реализации «Программы 2010» для The Rompetrol Group NV из 5 индивидуальных, но технически связанных между собой проектов. Они направлены на повышение конкурентных преимуществ НПЗ, достижение сбалансированной работы технологических установок при максимальной производительности. Общая стоимость программы обойдется в 327 млн. долларов до 2010 года. Особо следует отметить проект Выносного причального устройства стоимостью более 100 млн. долларов (входит в число 100 крупнейших гидротехнических сооружений мира), а также расширению розничной сети «Ромпетрол» в Румынии и других странах.
Но самое важное, что мы приобретаем – это опыт. Ведь речь идет об управлении концерном европейского уровня. Соответственно мы становимся крупной вертикально интегрированной компанией в сфере производства и сбыта нефтепродуктов.
- Хорошо, а расскажите о стратегии Торгового дома на ближайшее время. Планируются ли новые крупные сделки? Какие здесь приоритеты?
Усилия компании на краткосрочный период сосредоточатся на полной технической модернизации нефтеперерабатывающих заводов Торгового дома «КазМунайГаз». Это позволит сформировать технологические комплексы по углубленной переработке нефти и повышению качества продукции. Мы намерены повышать также эффективность управления сетью автозаправочных станций через снижение производственных и логистических затрат, применение лучших технологий управления. Думаю, все это существенно улучшит ситуацию на рынке сбыта ГСМ в Казахстане
Заключение новых крупных сделок в ближайшее время является для нас менее актуальным. Гораздо важнее выстроить эффективный алгоритм управления уже приобретенными активами. Вместе с тем мы постоянно отслеживаем предложения на рынке, которые, кстати, заметно увеличились после приобретения «Ромпетрол».
В целом, и сегодня и в будущем, наши приоритеты и критерии в вопросах приобретения нефтеперерабатывающих активов достаточно просты. Во-первых, мы заинтересованы в наращивании активов в тех регионах, которые выгодны с точки зрения логистики, инфраструктуры и, что особенно важно, темпов роста экономики. К их разряду я бы отнес, например, Балканы, Юго-Восточную Азию, Украину, Турцию. Во-вторых, сам актив должен быть привлекательным в технологическом и финансовом плане, с перспективой развития. И, в-третьих, это – имидж, история и известность актива. Такими критериями мы руководствовались при приобретении «румынской ласточки».
- Через какие каналы ведется экспорт в настоящее время, с какими компаниями Вы работаете? Ведется ли поиск новых рынков?
В настоящий момент основным рынком для Казахстана является европейская зона, в меньшей степени - Китай. Для экспорта нефти используется несколько направлений: по системе трубопровода АК «ТрансНефть» - в порт Одесса, по системе трубопровода КТК – в порт Новороссийск, по системе трубопровода ККТ (Атасу – Алашанькоу) – в Китай. В 2007 году по этим маршрутам мы экспортировали около 9,5 млн. тонн нефти.
Здесь наша конечная цель: самостоятельная реализация нефти до конечного потребителя без посредников, оптимизация расходов, связанных с фрахтом, страхованием, брокерскими и финансовыми услугами, увеличение доходности Торгового дома от экспорта нефти и продуктов переработки за счет привлечения дополнительных объемов нефти из сторонних организаций (небольшие нефтедобывающие компании и СП), минимизации рисков, относящихся к операционной деятельности (хеджирование).
- Некоторые специалисты высказывают мнение о необходимости строительства четвертого НПЗ в Казахстане. Другие, напротив, считают это нецелесообразным и предлагают увеличить мощности за счет реконструкции уже существующих НПЗ? Ваша точка зрения на этот счет?
Проблемы, которые время от времени возникают на отечественном рынке ГСМ, объясняются не дефицитом мощностей, а неполной загруженностью действующих НПЗ. И это не мое субъективное мнение. Такую оценку дают большинство независимых экспертов. Так, на сегодня проектная мощность трех наших НПЗ равна 17,4 млн. тонн нефти в год. Однако в прошлом 2007 году ими было переработано всего 12 млн. тонн (при объеме добычи 67.5 млн. тонн), то есть коэффициент использования производственных мощностей составил 65,4%. При этом внутренний рынок Казахстана потребляет не более 10 млн. тонн нефтепродуктов в год. Учитывая динамику последних 5 лет при ежегодном росте потребления нефтепродуктов на уровне 6-7%, объемы перерабатываемого сырья могут быть достаточными для удовлетворения спроса вплоть до 2015 года.
Сейчас мы участвуем в программе модернизации наших НПЗ с целью их вывода на мощность 19.5 млн. тонн год к 2017 году. Тем самым будет обеспечено превышение предложения над спросом по бензину на 400 тыс. тонн, по дизтопливу - на 600 тыс. тонн.
Что касается строительства нового НПЗ, то, как и в любой другой нефтедобывающей стране, это зависит от внутренней потребности в нефтепродуктах, и из объема экспорта. Следовательно, актуальность строительства такого объекта для Казахстане может появиться только в одном случае – резкого увеличения спроса на нашем рынке ГСМ, а это вряд ли предвидится в кратко- и даже среднесрочной перспективе.
- Как известно, многие страны уже давно активно занимаются развитием таких отраслей, как нефтепереработка и нефтехимия. И это очевидно, поскольку цена такой продукции вырастает в разы. Казахстан также неоднократно заявлял о подобных намерениях, даже собирался создать нефтеперерабатывающий кластер. Но почему-то серьезных подвижек пока не наблюдается. В чем причина?
Серьезные подвижки требуют серьезных капиталовложений и четкого планирования. И в этом направлении нами уже сделано немало. Еще в 2006 году был завершен первый этап реконструкции АНПЗ (99,17% принадлежат АО «Торговый Дом «КазМунайГаз»). Реализуется второй этап, хотя уже сейчас на Атырауском заводе заметно выросла доля выпуска высококачественного топлива и сырья для нефтехимических производств.
На АНПЗ будет построен Комплекс по производству ароматических углеводородов для нефтехимической отрасли. На эти цели будет инвестировано более 800 млн. долларов, и порядка 1,2 млрд. долларов в создание комплекса по глубокой переработке нефти. Выпуск обновленной продукции планируется с 2013 года, с полным завершением всех этапов реконструкции и модернизации.
Все это предусматривают комплексное развитие нефтеперерабатывающих и вспомогательных мощностей, чтобы достичь качества продукции по спецификациям Евро-2 в 2009 году, Евро-3 в 2012 году и Евро-4 в 2014 году.
Полагаю, перечисленное выше не просто подвижки, а реальное движение вперед.
- Вопрос вдогонку. Казахстан - крупный производитель нефти. В то же время внутренние цены на ГСМ весьма высокие. Можно ли что-то с этим сделать.
В целом, рынок сбыта ГСМ в нашей стране еще находится в стадии взросления. Это очень сложный и многоуровневый процесс, требующий усилий всех участников рынка и государства. Судите сами - для того, чтобы внутренние цены на бензин другие виды топлива были стабильными и адекватными для потребителя, необходимо увеличивать производство нефтепродуктов, причем именно их высокооктановый сегмент (пока более одной трети мы импортируем). И как я уже отмечал, чтобы увеличить количество нефтепродуктов, нужно модернизировать отечественные НПЗ. В свою очередь для этого требуются солидные капиталовложения. Нужны не административные меры регулирования, а экономического стимулирования. Стало быть необходимые шаги предпринимаются как Правительством, так и национальной компанией в лице ТД КМГ. Еще один немаловажный момент - в этой ситуации мы в качестве крупного игрока на рынке производства и сбыта ГСМ стремимся повысить планку требований демонстрируя открытость, прозрачность, повышение качества услуг и продукта, всех других предпосылок, предъявляемых к цивилизованному рынку нефтепродуктов.
- Ну а какие факторы влияют на процесс ценообразования на ГСМ? И могли бы привести статистику – какой объем нефтепродуктов на внутреннем рынке обеспечивают отечественные производители, а какой покрывает импорт?
Хотя мы владеем информацией, вопрос о показателях по казахстанскому рынку лучше адресовать уполномоченным органам. Касательно конкретно Торгового дома, в 2007 году объем реализации топлива всех видов через «ТД «КазМунайГаз» в розницу составил приблизительно 350 тыс. тонн. Розничная реализация дизельного топлива в январе-мае 2008 года на 10% превысила показатели соответствующего периода прошлого года, а бензина марки АИ-92/93 за тот же период - более, чем на 7%. В настоящее время общее количество АЗС по стране составляет 4443 единицы, из них порядка 170 принадлежат «КазМунайГаз» (4%). Причем нашей сетью АЗС охвачены не только населенные пункты, но и трассы республиканского и местного значения.
Теперь по цене реализации бензина, к примеру АИ-92. Его параметры на АЗС «КазМунайГаз» складываются на базе предлагаемой цены на условиях поставки DAF-граница и включает НДС -13%; акциз и таможенную очистку; а также расходы на услуги хранения, затраты по АЗС и транспортировку. Но на формирование цены при розничной реализации нефтепродуктов сильно влияет увеличение отпускной цены российскими НПЗ. Объем закупленного бензина марки АИ-92/93 в России за прошлый год составил около 40% от общего количества реализованного бензина этой марки.
Поэтому стоит задача поэтапного замещения импортируемых объемов топлива продукцией отечественных заводов. Так, согласно планам на 2008 год одним только Атырауским НПЗ будет выпущено 624 тыс. тонн автобензинов, что на 32,9% выше показателей 2007 года (469,9 тыс. тонн). В целом за текущий год нами планируется довести объем переработки нефти АНПЗ до 3,8 млн. тонн. Мы и в дальнейшем намерены придерживаться линии на увеличение поставок топлива на внутренний рынок.
- Вы работаете в компании с 2002 года и были недавно назначены на пост Генерального директора, в связи с этим какие планы или изменения ожидают ТД КазМунайГаз? Что Вы считаете нужно сделать или изменить в первую очередь? Какие процессы в работе Торгового Дома требуют модернизации?
Вы правы, в компании я не новичок. Поэтому долго вникать в суть проблем нет необходимости. Торговый дом имеет утвержденную стратегию развития, которая основана на государственной политике в сфере нефтепереработки и реализации нефтепродуктов. О краткосрочных перспективах я уже упоминал, это - завершение полной технической модернизации нефтеперерабатывающих заводов АО «ТД «КазМунайГаз». Первоочередной же задачей является развитие розничной сети АЗС. Если предыдущие годы мы были нацелены на капитальные вложения, строительство, создание и расширение инфраструктуру, то теперь надо повернуться к потребителю. Прежде всего, это касается бесперебойных поставок качественного топлива по доступной цене.
Стратегическим видением является выход на мировые рынки на основе переработки казахстанского углеводородного сырья.
Сверхзадачей же ТД «КазМунайГаз» было и остается отстаивание государственных интересов в сфере нефтепереработки и сбыта ГСМ. Ее выполнение будет достигаться через применение исключительно рыночных механизмов, повышение прозрачности в принятии решений и эффективности корпоративного управления.