Гонконгская биржа выросла из обломков кризиса 1998 года
— Доктор Аркулли, расскажите, пожалуйста, об основных этапах создания и развития Фондовой биржи Гонконга, которой Вы руководите.
— Торговля ценными бумагами как таковая существует в Гонконге вот уже более столетия, но только начиная с 1960-х этот рынок стал претерпевать существенные изменения. За прошедшие 40 лет или около того мы постоянно стремились продвинуться вперед, несмотря на любые испытания и трудности реформ. В результате из маленького, незрелого рынка периферийного значения Гонконг превратился в крупный международный центр, получив мировое признание.
Важной вехой в нашей истории стал 1999 год, когда мы оперативно отреагировали на финансовую суматоху в Азии всеобъемлющей программой реформ. Наши фондовая, фьючерсная биржи видоизменились и вместе с клиринговой компанией ценных бумаг слились в единый холдинг Корпорацию бирж и клиринговых организаций Гонконга (КБКОГ). Данный процесс завершился 6 марта 2000 года, а уже 27 июня 2000 года КБКОГ зарегистрировала свои акции, выведя их на фондовую биржу.
Значение гонконгского рынка в Китае особенно возросло за последнее десятилетие, что позволило преобразоваться из рынка, сосредоточенного на внутреннем рынке, в один из ведущих финансовых центров мира. Китайский размах гонконгского рынка начался в конце 1980—начале 1990-х годов, когда ни одна из других международных фондовых бирж, стремящихся теперь зарегистрироваться в списках континентальных предприятий, не проявляла большого интереса к континенту. Сегодня предприятия, относящиеся к материковой части КНР, стали главными игроками на рынке Корпорации бирж и клиринговых организаций Гонконга.
Сам я возглавил КБКОГ в апреле 2006 года и стремлюсь продолжить дело предшественников, внеся собственный вклад в дело повышения статуса Гонконга. Моя роль как председателя состоит в том, чтобы вместе с другими членами правления формировать политику по ключевым стратегическим, финансовым, коммерческим и эксплуатационным проблемам, а также по вопросам управления рисками.
Приоритетом является защита интересов наших акционеров, включая пайщиков и общественных инвесторов, гарантирование высоких корпоративных стандартов управления и их соответствие уставными обязательствам КБКОГ. Считаю, что мне очень повезло работать с профессионалами высочайшего уровня, будь-то правление или на уровне руководства. Все это помогает мне успешно исполнять свою роль.
— Каковы были главные слагаемые успеха вашей корпорации, которые помогли ей занять одно из лидирующих позиций в мире?
— Оба фактора, вне пределов и в пределах нашей компетенции, оказали влияние на наше становление в качестве ведущего финансового центра. Здесь я выдвинул бы на первый план решение об интеграции гонконгских фондовых бирж и клиринговых палат в 2000 году. Это повысило статус Гонконга в глобальном масштабе. Слияние понизило затраты и значительно улучшило нашу производительность, управление рисками, поскольку операции с ценными бумагами и обмен производных ценных бумаг, а также их расчетные палаты обосновались под одной крышей. Кроме того, мы стали пионерами среди других фондовых бирж, которые стали открытыми, и тем самым обеспечили эффективное корпоративное управление с фокусом на бизнес.
Во-вторых, подъем континентального Китая как крупной экономики внес импульс в привлечение гораздо большего количества компаний и инвесторов на наш рынок. Мы же с самого начала понимали, что китайский бизнес будет нуждаться в капитале для роста и что Гонконг может служить главной площадкой для формирования такого капитала для КНР. Еще до первой регистрации гонконгских акций в 1993 году мы начали привлекать множество «красных фишек» (первоклассных китайских акций). Сегодня более 450 континентальных фирм зарегистрированы на нашей бирже, которые представляют почти 60 процентов капитализации нашего рынка.
Ну и, в-третьих, мы никогда не забываем о поддержании высокого рейтинга наших рынков, служа при этом общественным интересам. Здесь ставка делается на продвинутые регулирующие меры, которые отвечают стандартам мирового класса, работают на повышение конкурентоспособности и продвигают нашу инфраструктуру так, чтобы она оставалась устойчивой и надежной. Все это вкупе с усилиями участников нашего рынка помогло нам достичь впечатляющих результатов.
— В прошлом году Вы сделали заявление о необходимости формирования в Китае объединенной фондовой биржи, в частности создания общей системы регистрации и объединенной торговой платформы для акционерного капитала Гонконга, Шеньженя и Шанхая. Как идут дела в указанном направлении?
— Корпорация бирж и клиринговых организаций Гонконга продолжает работать в тесном сотрудничестве со своими шеньженьскими и шанхайскими партнерами, а также различными регулирующими властями материкового Китая. Налажен регулярный диалог по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, включая мероприятия по одновременной регистрации. Мы также плодотворно сотрудничаем и по другим аспектам, как, например, обучение персонала и обмен информацией.
В целом взаимопроникновение экономических систем Гонконга и континентальной части КНР является уже необратимым процессом, и наши связи укрепляются. Однако для того, чтобы выработать объединенную торговую платформу, нужно прежде решить проблемы, связанные с либерализацией операций с капиталом, конвертируемостью «женьминьби» (т.н. «народных денег» КНР). Есть и другая актуальная задача—дальнейшее согласование наших правил и инструкций, поскольку гонконгские рынки и соответствующие рынки материка все еще отличаются.
— Казахстан делает первые шаги на пути развития своего фондового рынка. Ваши рекомендации как главы одной из самых больших в мире фондовых бирж, конечно, будут иметь высокую ценность. Что, на Ваш взгляд, является главными предпосылками для создания сильного фондового рынка?
— Как я уже неоднократно отмечал, качество рынка является ключевым фактором на пути к успеху любого рынка ценных бумаг. Оно придает уверенность инвестору, доверие инвестора ведет к интенсивному торговому потоку, который, в свою очередь, привлекает регистрацию большего числа продвинутых компаний. Все это создает действенный цикл, ведет к улучшению ликвидности рынка. Среди иных важных компонентов я бы также выделил роль законов и грамотно выстроенную юридическую систему, коммуникации и СМИ, соответствие международным стандартам, высокую прозрачность, рентабельность и эффективность операций, надежную технологическую инфраструктуру, широкий диапазон предлагаемых продуктов и услуг. Достижение всех этих целей немыслимо без высококвалифицированных и профессиональных кадров: финансистов, банкиров, адвокатов, бухгалтеров, брокеров и т.д.
— Наше Правительство поставило задачу превратить Алматы, самый крупный мегаполис Казахстана, в региональный финансовый центр Центральной Азии. Также планируется, что в течение последующих 5—10 лет он войдет в десятку ведущих финансовых центров Азии, обеспечив свою капитализацию от сегодняшних $65,7 млрд до $300 млрд. Каковы Ваши комментарии?
— Я могу лишь приветствовать подобные амбиции Казахстана, который, с его обширными ресурсами и стабильным экономическим ростом, имеет существенный потенциал для ускорения своего развития. Живой рынок капитала помог бы вашим компаниям мобилизовать силы, активизировать операции и приносить пользу акционерам.
— Ваши оценки перспектив сотрудничества между фондовыми биржами Гонконга и Казахстана?
— Гонконг с нетерпением ждет укрепления сотрудничества. Корпорация бирж и клиринговых организаций Гонконга подписала с Казахстаном договор о взаимопонимании в декабре 2006 года, а уже в мае прошлого года мы организовали конференцию в Алматы совместно с Агентством РК по регулированию деятельности РФЦА и Генеральным консулом Казахстана в Гонконге, чтобы объяснить преимущества регистрации в нашем городе. Здесь, в Гонконге, мы будем рады видеть казахстанские компании, которые хотели бы мобилизовать капитал и поднять свой престиж не только в Азии, но и во всем мире, а также ближе изучить передовые стандарты и методики. В то же время мы поддерживаем усилия Алматы на пути к превращению в региональный финансовый центр и готовы поделиться накопленным у нас опытом.
— На Ваш взгляд, как азиатские рынки чувствуют себя в условиях кризиса ликвидности и спада в США и Европе?
— Наши рынки неразделимы. Внутриазиатская торговля и внутренний спрос должны возместить до некоторой степени экспортную слабость, однако темпы развития Азии, скорее всего, уменьшатся. В текущем году рост валового внутреннего продукта, например Гонконга, ожидается на уровне 4 — 5 процента против 6,4 процента в 2007 году. Экономика континентального Китая, как ожидают, тоже замедлится в росте приблизительно на уровне 9 - 10 процентов после прошлогодних 11,9 процента. Но подобное замедление не обязательно плохо, поскольку увеличиваются шансы избежать перегрева экономики КНР. Вместе с тем справедливости ради скажу, что приведенные выше цифры являются весьма обнадеживающими.
— Сегодня идет много разговоров о кризисе доллара США. Некоторые эксперты считают, что появятся альтернативные валюты. Что Вы думаете об этом?
— Я не экономист, но опыт показывает, что валюты сверхдержав могут со временем ослабевать. Альтернативы доллару США уже появляются. Так, например, часто обсуждаемой темой является конвертируемость «женьминьби», которая со временем может привести к появлению другой главной международной валюты.
Мы никогда не забываем о поддержании высокого рейтинга наших рынков, служа при этом общественным интересам.
Рональд Аркулли
Член исполнительного совета Специального административного регионального правительства Гонконга и председатель Корпорации бирж и клиринговых организаций Гонконга. Он также является старшим партнером фирмы «Arculli Fong & Ng», которая возглавила стратегический союз с компанией «King & Wood» — крупнейшей юридической фирмой в континентальном Китае.
В 2000 году Рональд Аркулли стал преемником герцога Эдинбургского в качестве председателя Международной ассоциации по присуждению премий, программы молодежного развития, существующей приблизительно в 100 странах. Эту должность он занимал до ноября 2007 года. Имеет членство во Всемирном консультативном совете Института международного бизнеса и Школы правительства им. Джона Кеннеди в Университете Колорадо в Денвере (США), в правлениях нескольких крупных компаний в Гонконге.
В ноябре 2005 года Гонконгский университет присудил Рональду Аркулли ученую степень доктора общественных наук.
Рональд Аркулли имеет длинный и безукоризненный послужной список общественной деятельности в качестве члена Законодательного совета Гонконга, многочисленных комиссий, правления гонконгского жокей-клуба и совета управляющих Лондонской школы бизнеса. Он также работал председателем гонконгского жокей-клуба в 2002—2006 годах.