Легенда о NomenСlaturа
Д. Сатпаев, Е. Жумагулов
«…В мире есть вещи, о которых многие слышали, но никто не видел. Взять хотя бы коммунизм или землю обетованную, что, впрочем, одно и то же. Но бывают вещи, о которых знают немногие, а видели вообще единицы, как, например, таинственный трактат «NomenСlaturа», чье истинное появление скрыто толстым тысячелетним слоем пыли.
Первое упоминание о нем было найдено в древнеегипетских источниках эпохи Аменхотепа III, и назывался он «Ключ власти», и сделан трактат был из человеческой кожи. Форма, судя по всему, соответствовала содержанию, так как, по отрывочным данным, трактат был посвящен тайнам власти, ее сохранения и приумножения.
Но сам манускрипт, скорее всего, был написан задолго до того, как первый египетский фараон ввел в политическую моду облекать свои неуемные властные амбиции в монументальные гробницы. Как оказалось впоследствии, свои почитатели древнеегипетской моды найдутся и в Казахстане.
Некоторые исследователи предполагают, что первые следы трактата надо искать у шумеров, которые оставили важнейший след в культуре Месопотамии. Профессор Крамер называет 39 предметов, первооткрывателями которых были именно шумеры. Помимо первой системы письменности, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первый «альманах земледельца». В Шумере, по его мнению, появился и первый сборник пословиц и афоризмов. Здесь впервые велись даже литературные дебаты, появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги, впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведено некое подобие социальных реформ. Можно предположить, что с этим трактатом таких предметов было все-таки 40.
Но автор таинственного путеводителя в греховный мир власти все равно не известен. Да и само название «NomenСlaturа» трактат прибрел только в эпоху Римской империи, кстати, где его и попытались полностью расшифровать. Странно, что этот древний письменный источник, мечту любого правителя, решили назвать таким унизительным именем, ведь в Древнем Риме «номенклатором» назывался раб, провозглашавший на приемах имена входивших гостей. Возникло подозрение, что это было сделано специально, чтобы запудрить мозги любопытным и скрыть за незначительным названием величайшую тайну.
Проходили тысячелетия. Следы трактата в истории человечества то исчезали, то появлялись. Его видели в руках Саргона Аккадского и Тутмоса III. В свои военные походы трактат, по совету Аристотеля, брал Александр Македонский, который мог найти его в Вавилоне. Здесь он хранился со времен Хаммурапи. Затем трактат перешел к Птолемею, основавшему свою египетскую династию. Потом его следы опять затерялись.
И вот манускрипт всплывает в руках римского диктатора Луция Корнелия Суллы, проведшего первые масштабные административные реформы в империи. Среди владельцев трактата был замечен и Юлий Гай Цезарь. Некоторые считают, что именно с ним он входил в здание сената, когда Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут с другими заговорщиками пронзили его кинжалами. Говорят, что пятна крови самого Цезаря остались на трактате, который вдруг исчез на долгие столетия, пока не всплыл в Китае, а затем не оказался в руках Чингисхана. После смерти «великого и ужасного» трактат, по традиции, опять исчез.
Но не прошло и столетия, как он возник у рыцарского Ордена тамплиеров, обретшего богатство и влияние, пока его не уничтожили, обвинив в ереси. Хотя на самом деле папа Римский Климент V и король Франции Филипп IV хотели заполучить их сокровища и, самое главное, «NomenСlaturа». До сих пор не известно, где находятся сокровища уничтоженных рыцарей - «храмовиков», но какой-то злой рок и кровавый след присутствовал там, где появлялся таинственный трактат.
В этот же период, в средневековом мире, среди монархов и алхимиков распространился слух, что настоящим автором «NomenClatura» является сам дьявол. Именно он преподнес этот коварный дар первым государствам земли лишь только для того, чтобы посеять зерна властолюбия. При этом часть историков считает, что и эти слухи распространялись специально, чтобы сократить число охотников за этим трактатом. А их количество не уменьшалось. Более того, возникло подозрение, что у трактата появились копии, но первоисточник никуда надолго не исчезал. Его видели у Карла V. Чуть позже, по одной из исторических версий, Никколо Макиавелли написал своего «Государя», лишь мельком увидев первые страницы «NomenClatura» в тайной комнате библиотеки Чезаре Борджио.
Затем странным образом трактат снова оказался на Востоке, побывав в руках нескольких арабских халифов, индийских раджей и китайских императоров. Это продолжалось до тех пор, пока он не всплыл у Ордена иезуитов, долгое время игравших роль католической политической разведки. Кстати, возникает подозрение, что их столь известный тезис «цель оправдывает средства» на самом деле был взят из «NomenClatura». До них столь публичное использование тайных законов власти посмел сделать только Никколо Макиавелли.
Но, несмотря на жесткий контроль, трактат, по привычке, долго не задерживался у своих хозяев и через какой-то период времени всплыл в России. Можно предположить, что его украл у иезуитов известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон, который сам входил в этот орден и доставлял секретные послания французского короля Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. По-видимому, это был заказ самой императрицы. Но, как говорится, Россию умом не понять, и поэтому трактат здесь долго не задержался, отправившись снова на Восток, по пути немного побывав в казахских степях, в среднеазиатских городах и в Китае, пока не оказался у японского сегуна Токугава. Некоторые историки утверждают, что большое количество самурайских сражений того периода было вызвано простым желанием заполучить трактат. Да уж! А ведь сколько славных сипоку (добровольное вспарывание живота) принес этот кровавый документ неудачливым самураям!!! До сих пор фильмы снимают!
В конце концов трактат снова оказался в руках одного миссионера-иезуита, трудящегося во благо церкви на Острове Восходящего Солнца, который тайно его вывез в Европу, где он затерялся на долгие два столетия. И это продолжалось до тех пор, пока однажды в одном из антикварных магазинов Цюриха его не нашел лысоватый человек с иностранным акцентом и томиком «Капитала» под мышкой. В историю он вошел под партийной кличкой «Ленин»...
(продолжение следует)
Отрывок из книги
Д. Сатпаева
и Е. Жумагулова
«Бюрократическая сага,
или Легенда о NomenСlaturа»