СТРАНА ЧУДЕС
Захар Носов
23 сентября 2008 года в Казахстане на базе интренет-портала www.alemart.kz стартовал интерактивный общественный проект «Семь чудес Казахстана». 7 июля 2007 года, в день «трех семерок», в Лиссабоне некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) были объявлены так называемые «новые семь чудес света»: Великая Китайская стена, Колизей (Италия), город инков Мачу-Пикчу (Перу), Петра (Иордания), Тадж-Махал (Индия), статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Идея проекта принадлежит швейцарцу Бернеру Веберу, авиатору, путешественнику и кинематографисту. Для многих служителей public relations и маркетинга малобюджетное и в каком-то смыле сомнительное предприятие г-на Вебера стало чудом само по себе, так как проект быстро набирал обороты и очень скоро трансформировался в многомиллионный проект, как в финансовом контексте, так и в плане количества вовлеченной аудитории. Позже аналогичные проекты (локализованные до государственных границ) стартовали в России и Украине. С 2008 года казахстанцы получили возможность определиться со своими чудесами.
«На дворе XXI век. Пришла пора понять, на чем построено наше настоящее и на чем мы строим свое будущее. Уже давно настало время перестать восхвалять все зарубежное и повернуться лицом к своим истокам, к своему наследию, своей истории» — это один из главных императивов, обозначенных в манифесте проекта «Семь чудес Казахстана», инициированный Общественным фондом «Алем арт».
Подобный проект не оригинален, но необходим, этот аргумент подчеркивают авторы проекта. Здесь с ними сложно не согласиться, как справедливо заметил Николай Бердяев, «чудо должно быть от веры, а не вера от чуда», а многие действительно поверили в осуществление этого предприятия: об этом говорят не только 24 тысячи голосов, принятых на сайте www.alemart.kz, но и персоны, сформировавшие экспертный совет проекта, в который вошли знаковые представители из мира науки, кинематографии, современного искусства и шоу-бизнеса Казахстана, личности с безупречным профессиональным авторитетом и социальной репутацией — музыкант Батырхан Шукенов, альпинист Казбек Валиев, кинематографист Мурат Нугманов, искусствовед Маргарита Амвросова, мастер фотографии Олег Белялов, культуролог Альмира Наурзбаева, композитор Куат Шильдебаев.
Стоит отдельно сказать о медийном резонансе: как это ни парадоксально, в случае с проектом «Семь чудес Казахстана» ведущие отечественные СМИ, как печатные издания, так и ТВ-каналы и интернет-порталы, вне зависимости от политической и культурной окраски, проявили редкое единодушие в преимущественно комплиментарной оценке проекта.
«Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются» (Дени Дидро)
По словам инициаторов проекта (ОФ «Алем Арт»), веб-портал заинтересовал не только казахстанцев, но и представителей ближнего зарубежья — подразумеваются не только многочисленные пользователи сайта, но и серьезные социальные и медийные институции. Среди них — российский сайт www.pravoslavie.ru (официальный интернет-портал Патриархии Московской и всея Руси), на странице которого казахстанским чудесам посвящен отдельный новостной блок. Естественно, даже единичное упоминание, прозвучавшее из рупора главной религиозной конфессии северного соседа, незамедлительно отразилось на ходе голосования. К примеру, после анонса на страничке российского сайта алматинский Свято-Вознесенский Православный Собор на протяжении нескольких недель уверенно держится в тройке лидирующих объектов сайта.
«На протяжении десятилетий мы были обделены знаниями о собственной истории, культуре, цивилизации. Нам неизвестно грандиозное количество чудес Великой степи, неизвестны тайны и чудеса лесов и горных бастионов, опоясывающих степные просторы. Многие чудеса, подобно Аральскому морю, утрачены безвозвратно. Проект «Семь чудес Казахстана» должен способствовать информированности общества о природном, историческом и культурном достоянии нашей земли выразительными и красочными примерами — архитектурными сооружениями и памятниками самых различных эпох, от палеолита до XXI века, чудесами природы от Каспийского моря до перевалов Джунгарского Алатау».
Вряд ли можно поспорить со справедливостью вышеприведенной цитаты. Согласно концепции проекта, голосование будет проходить до 1 декабря 2008 года, результаты будут объявлены 16 декабря 2008 года. Несомненно, что ход, динамика и результаты голосования заинтересуют не только участвовавших в нем пользователей, журналистов и туристических операторов, но и станут пищей для размышлений социологов, маркетологов и других аналитиков, изучающих социальные феномены, а также для представителей власти и бизнеса, потому что масштабные полустихийные предприятия, подобные описанному выше, — превосходная лакмусовая бумажка, которая после погружения в океан кибернетической пространства, меняя цвет и фактуру, проявляет массу скрытой информации. Да, проект, посвященный поиску чудес, не оригинален по определению, но для подавляющей части общества жизненно необходим. А в период системного экономического кризиса чудеса необходимы как никогда.
На момент верстки журнала завершился первый этап общественного проекта «Семь чудес Казахстана». В первой семерке проекта лидируют:
1. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (г. Туркестан);
2. Свято-Вознесенский Православный Собор (г. Алматы);
3. Озеро Балхаш (Карагандинская, Алматинская области);
4. Атырауский мост (г. Атырау);
5. Космодром «Байконур» (Кызылординская область);
6. Каньон Чарын (Алматинская область);
7. Высокогорный каток Медео (г. Алматы).
По данным интернет-портала www.alemart.kz