Безопасность Центральной Азии через призму нового миропорядка
Виктория Кондаурова
«Сегодня мы не можем уйти от факта, что для предотвращения агрессии не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни нынешняя европейская архитектура безопасности в целом. Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТО-центризм. Из всего этого нужно сделать выводы».
Такое пожелание высказал Дмитрий Медведев на Конференции по международной политике в г. Эвиане (Франция). Российский президент призвал к созданию нового формата евро-атлантической безопасности.
Картина неприемлемого более однополярного миропорядка, неэффективности международного права и несостоятельности контроля над вооружением в рамках ответственных региональных блоков сейчас ясна всем. Однако Европе, связанной с США активными рыночными отношениями, а с Россией поставками энергоресурсов, пока сложно балансировать свои силы. Необходимость построения новой системы безопасности в Европе и в мире очевидна, но морально Европа еще не готова к пересмотру своих позиций: к отказу от США в условиях острого экономического и финансового кризиса, вина за который в некоторой степени единогласно возлагается на Вашингтон. В самих Штатах ситуация также еще не установилась: выборы завершились, но политический курс пока не определен, а экономическими проблемами уже сейчас занимаются как демократы, так и республиканцы. Мир тем временем пытается сократить влияние подорванных рынков на национальные доходы.
Между тем Центральная Азия, со своей стороны, уже приступила к укреплению безопасности в регионе. Здесь безопасность не ждет. Стратегический Каспийский регион, богатые газовыми ресурсами Узбекистан и Туркменистан, европейские амбиции по поводу еще не утвержденного Nabucco, стремительно развивающийся и поглощающий рынки Центральной Азии Китай, а также нуждающаяся в укреплении своих позиций в регионе после кавказского кризиса Россия не оставляют центральноазиатским государствам много времени на раздумья. Если в период распада СССР потенциальной зоной влияния «сильных мира сего» являлись бывшие советские республики, то сегодня буферной зоной оказался весь мир. В первую очередь учитывается, безусловно, энергетический потенциал. Так, Казахстан и Узбекистан, который, к слову, недавно был освобожден от санкций ЕС по правам человека, для некоторых западных стран являются одними из главных потенциальных зон влияния. Конечно, отказ Каримова от сотрудничества с США в военной сфере отрицать нельзя, так же как и фактические приоритеты Казахстана, ориентированные на Россию и Китай, однако в условиях перекройки миропорядка стоять на месте и ждать, как будут развиваться события, — неприемлемо. Нужна быстрая и осмысленная реакция.
Военное сотрудничество в интеграционных блоках ЦА
После некоторой оттепели в отношениях ведущих держав биполярного мира контроль над вооружением и его размещением вновь теряет вектор мирного назначения. Теперь уже не только на примере отдельно взятых государств, но и на глобальном уровне.
Принцип неприменения силы и угрозы силы стал одним из ключевых тезисов не только президента Медведева во французском городе Эвиане. Он также был озвучен на ряде конференций, прошедших в период после августовского кавказского кризиса. Так, например, на конференции «Каспийский диалог-3» эксперты отметили необходимость демилитаризации Каспийского региона в силу его стратегической значимости для достижения энергетической безопасности не только региональных государств непосредственно, но и мира в целом.
Однако страны не планируют и не хотят «обезоруживать» себя во всех смыслах этого слова. Сегодня никто не способен дать гарантий безопасности. В условиях кризиса международного права, системы безопасности ООН, а также обострения очагов нестабильности в Афганистане, Пакистане и ряде других конфликтных точек планеты вопрос стоит не в разоружении, а в сотрудничестве и понимании! Необходимо не только осознать опасность и безрезультативность обострения ситуации, сложившейся в геополитической среде, но и использовать все возможные рычаги сотрудничества и взаимопонимания. В отличие от НАТО, созданного в противовес Варшавскому договору, которого, как правильно заметил Дмитрий Медведев, нет уже 20 лет, странам Центральной Азии есть что укреплять и совершенствовать в своем военном сотрудничестве.
Находясь в регионе между двух держав (Китаем и Россией), руководствуясь успехами все еще ориентированных на сырье экономик и разделяя государственные границы с одной из самых нестабильных стран региона, постоянно несущей угрозу терроризма, наркотрафика и религиозного экстремизма, Афганистаном, государства Центральной Азии обязаны обеспечить свою безопасность в любых условиях, тем более в условиях кризиса международных принципов и ценностей международного права. В этот период «революции международных отношений» в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ идут дискуссии о мерах по укреплению и выводу на новый стратегический уровень военного сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе. Сегодня эти вопросы как никогда актуальны.
Более того, государства Центральной Азии, а также некоторые из вышеперечисленных интеграционных организаций уже приступили к практическому применению своих идей. Так, 9 октября текущего года Парламент Республики Казахстан ратифицировал Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности). Согласно данному соглашению государства—участники ОДКБ на постоянной основе создают миротворческий контингент, состоящий из сил каждого государства-члена, для его дальнейшей подготовки по единым стандартам ОДКБ. Целью соглашения является «обеспечение эффективного участия ОДКБ и ее государств-участников в мероприятиях по поддержанию международного мира и безопасности». Особый акцент, безусловно, делается на территории по периметру ОДКБ.
В белорусском парламенте проект закона о ратификации данного соглашения был принят 21 мая 2008 года.
Напомним, что в сентябре 2008 года на саммите ОДКБ в Москве странами—членами организации также была подписана декларация, главными принципами которой участники заседания выделили:
• укрепление ключевой роли Организации Объединенных Наций как универсального механизма по поддержанию международного мира и безопасности, повышение ее эффективности, ее дальнейшая адаптация к реалиям современных международных отношений;
• урегулирование международных, региональных и локальных конфликтов в соответствии с нормами международного права и с учетом интересов всех вовлеченных сторон;
• необходимость продолжения сотрудничества в воссоздании эффективного механизма контроля над вооружениями в Европе.
Кроме того, членов ОДКБ беспокоит возможное расширение НАТО непосредственно к границам ответственности ОДКБ. В условиях сложившегося кризиса системы безопасности они также выражают беспокойство по поводу распространения ракет средней и малой дальности наземного базирования, особенно в районах, близких к непосредственной ответственности организации. В связи с этим государства—члены ОДКБ высказали надежду на инициативу выработки универсального документа по ликвидации этих двух типов ракет. Также на встрече отмечался договор 2006 года о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Здесь страны—члены ОДКБ призывают еще не подписавшие документ страны дать гарантии безопасности. В деле о нераспространении участники ОДКБ отметили данный документ как важный фактор укрепления безопасности.
Что касается России, члены ОДКБ поддерживают ее методы разрешения кавказского конфликта, а также приветствуют инициативу российского президента по выработке нового формата безопасности в Европе. Это объясняется прежде всего тем, что Россия в любых условиях и при любом кризисе в международных отношениях остается главным гарантом безопасности на пространстве Центральной Азии. Сегодня эту роль РФ разделяет с Китаем, однако уровень сотрудничества, который государства ЦА, в частности Казахстан, имеют с Россией, превышает по качеству и объему любое двустороннее сотрудничество в регионе.
Также участники ОДКБ придают огромное значение обострению обстановки в Афганистане, угрозе наркотрафика из региона. Здесь члены ОДКБ рассматривают возможность сотрудничества с НАТО для стабилизации обстановки и борьбы с наркобизнесом. Но, безусловно, данный выбор некоторым странам ОДКБ будет сделать непросто, поскольку нужно принимать во внимание обострившиеся отношения России с Североатлантическим альянсом.
Наряду с ОДКБ активизация военного сотрудничества наблюдается и в СНГ. Так, в ходе заседания Совета министров обороны стран СНГ (15 октября 2008 г.) планировалось обсудить вопросы взаимодействия оборонных ведомств и перспективы военной интеграции. Особое внимание планировалось уделить совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) и рассмотрению вопросов организации летом 2009 года Седьмой спартакиады дружественных армий и укрепления объединенной системы ПВО СНГ.
Кроме этого необходимо заметить, что двустороннее сотрудничество стран—участников центральноазиатских объединений тоже обретает более четкие и направленные ориентиры в сфере обеспечения безопасности в регионе. Так, 16 октября министры иностранных дел РК и РФ Марат Тажин и Сергей Лавров на совместной встрече обсудили ряд вопросов, в том числе и по взаимодействию в обеспечении безопасности, противодействии современным вызовам и угрозам в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ.
Марат Тажин считает также, что и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), имеющее репутацию дискуссионной платформы, переходит в практическое русло своей работы.
Сейчас много говорят о смене внешнеполитических ориентиров государств Центральной Азии, борьбе США за позиции стран региона по вопросу кавказского конфликта. Однако все это сложно основывать на фактах, противоречащих амбициям некоторых политиков. Приоритеты центральноазиатских государств четко выверены, и было бы неверно утверждать, что Казахстан готов поменять свои ориентиры развитого двустороннего сотрудничества с Россией и Китаем на заокеанские гарантии. Более того, основным козырем казахстанских властей была и остается многовекторная политика. До сих пор Казахстан успешно пользовался своим мирным настроем и добрососедскими отношениями со всеми государствами. Безусловно, кавказский кризис изменил расстановку сил в мире, но не для Центральной Азии. У стран региона не слишком много альтернатив внешней политики, а также масса проблем, сплотивших регион на пути их решения. Ввиду всех этих условий государства Центральной Азии не только не будут кардинально менять свою политику — они будут укреплять свои приоритеты. Сегодня это ярко выражается как в экономической составляющей двусторонних и многосторонних отношений стран—участников региональных организаций, так и в военном сотрудничестве, активизирующемся на пространстве Центральной Азии.
Перспективы «политики силы»
Все вышеперечисленные инициативы и успехи организаций и отдельных государств на территории Центральной Азии имеют огромное значение для сохранения мира и обеспечения дальнейшей безопасности в регионе. Сегодня мир имеет полное право на вооружение, однако не на применение его против мирных государств и тем более мирного населения. Как отметил Нурсултан Назарбаев на Форуме СМИД СВМДА, состоявшемся 25 августа т.г. в Алматы, «государства в своих противоречиях с другими странами все чаще используют силовые методы, радикальную риторику, усиливая взаимное недоверие и напряженность». Миротворческие силы необходимы, так же как необходимо взаимопонимание между государствами.
Что касается борьбы США за позиции стран Центральной Азии по кавказскому вопросу, Вашингтон всегда вел эту борьбу, при этом неофициальными методами и не только в Центральной Азии. В некоторых случаях была применена тактика силы. Однако, как показали несколько военных операций США, в частности Ирак 2003 года, эта политика не принесла успеха ее инициатору, равно как и вся стратегия США по линии однополярного мира. Но самое плачевное последствие — она не только не обеспечила безопасности, но внесла свой вклад в разрушение системы безопасности ООН. В результате сегодня мир нуждается в выработке, построении и укреплении новой системы международной безопасности, а возможно, и международного права в целом.
Так, укрепление военных рубежей и развитие военного сотрудничества в Центральной Азии сегодня выглядит вполне объяснимым и логичным пунктом в повестках дня заседаний интеграционных объединений региона.
(При написании данной статьи использованы: выступление Президента РК Нурсултана Назарбаева на III СМИД СВМДА; Vladimir Socor.Hungarian MOL advancing acquisitions and regional integration in oil and gas sectors. Eurasia Daily Monitor, The Jamestown Foundation, Vol. 5, Issue 195, и др. источники)