Шах объявлен, будет ли мат?
Магжан Куанышбаев
Не далее как месяц назад премьер-министр Карим Масимов по подобию антикризисных действий своих коллег в Европе и Америки сделал наиприятнейшее предложение четырем самым крупным банкам республики, от которого и впрямь трудно отказаться. «Альянс», БТА, Народный и «Казкоммерцбанк» огорошили известием, что государство вольет дополнительно в их акционерный капитал 5 млрд долларов США. Цель более чем благородная — укрепление устойчивости банков второго уровня (БВУ) на фоне лавинообразных потрясений, обрушившихся на мировую финансовую систему, поддержа тем самым отечественную экономику.
И нет чтобы возрадоваться неслыханной щедрости властей предержащих, новость № 1 в финансовой жизни Казахстана почему-то вызвала совсем другие отклики в самих банках и СМИ. Не помогло даже то, что глава Кабинета Министров, дабы избежать кривотолков, внушал: «Участие государства в капитале банков, которое решено осуществлять через фонд «СамрукКазына», не превысит 25%». При этом уже существующим акционерам «везунчиков» дается право преимущественной покупки вновь выпускаемых акций. Ну а в случае, если у последних не окажется заначки на «черный день», это сделает государство. Да и то лишь временно. Вот поутихнет финансовый шторм, и правительство с удовольствием продаст эти акции крупным участникам БВУ обратно. Все вроде бы выглядит убедительно. Тогда откуда весь этот сыр-бор?
С одной стороны, правы те, кто утверждает, что не может и не должно государство помогать деньгами налогоплательщиков (в данном случае из средств Национального фонда) частным, между прочим, финансовым конторам, ничего не требуя взамен.
Однако, судя по первой реакции самих банкиров, инициатива, родившаяся в умах астанинских чиновников, для них оказалась полнейшей неожиданностью. С ними не только не поделились планами правительства протянуть руку помощи в трудный час — банкиры вообще не просили никакой капитализации у государства, утверждая, что вполне способны справиться с трудностями самостоятельно, без постороннего соучастия.
Даже после озвученного плана по спасению БВУ председатель правления Народного банка Григорий Марченко однозначно заявил: «Нам на данном этапе помощь не нужна. Может быть, через 9—12 месяцев ситуация будет другой, но на данном этапе — нет».
В БТА ситуацию прокомментировали более дипломатично, но также дали понять, что не нуждаются в дополнительной капитализации со стороны государства: «Мы имеем сильную депозитную базу и достаточную ликвидность, необходимую для выполнения своих обязательств как перед клиентами, так и перед внешними инвесторами в полном объеме. С помощью привлекаемых государственных средств «БТА Банк» сможет произвести постепенное замещение ресурсов, привлеченных за рубежом, при этом не только не снижая, но и наращивая общие объемы кредитования казахстанской экономики и населения, даже в ситуации закрытых внешних рынков заимствования. И в условиях кризиса мы продолжаем расти высокими темпами, подтверждая успешность выбранной стратегии. Так, активы «БТА Банка» за первые 9 месяцев 2008 года выросли на 16,9%, привлеченные срочные депозиты клиентов — на 41,1%», — аргументировали в банке.
Но, как заведено, сверху команда дана и обсуждению не подлежит. И маховик завертелся. Остается только догадываться, какие чудеса убеждения проявили правительство, Министерство финансов, Агентство финнадзора и «СамрукКазына», что банкиры быстро и дружно сели за стол переговоров. Нужно полагать, не обошлось без предварительного артобстрела крупных акционеров. А что делать, если не понимают топ-менеджеры финансово-кредитных учреждений привалившего счастья? В общем, «недолго мучилась старуха, недолго фраер танцевал».
После первых же консультаций строптивцы согласились принять поддержку и даже определили параметры финансирования капиталов через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставления субординированных займов. В частности, по Народному банку данная сумма может составить не менее $500 млн, по «Альянс Банку» — не менее $370 млн, по «Казкоммерцбанку» — не менее $300 млн, по БТА — порядка $2,3 млрд. Более того, по окончании переговоров уже сами банкиры наперегонки стали заявлять, что их к этому «никто не принуждал, а участие государственного фонда в дополнительной эмиссии акций никак не ущемляет права существующих акционеров». Да и фонд «СамрукКазына» не будет влиять на операционную деятельность банков.
В итоге всем хорошо: банки могут повысить свою ликвидность, малый и средний бизнес может рассчитывать на более легкие кредиты, экономика может получить импульс к оживлению. Все, все могут, причем одновременно. Просто какая-та тихая гавань, островок стабильности посреди бушующего океана финансовых страстей.
Ну и государство не останется внакладе, став крупнейшим банкиром, пускай и временно, как заверяют правительственные сановники. Когда оно получит в собственность по четвертинке от «славной четверки» — Народного, БТА, «Казкома» и «Альянса», — то равных ему по финансовому могуществу просто не будет. Если же сюда прибавить акции банков, которые могут контролироваться правительством косвенно, через подставных акционеров, то этот потенциал может оказаться вовсе решающим.
Взять, к примеру, нашумевшую, хотя так и не обросшую подробностями сделку по покупке 25% акций «Казкоммерцбанка» ранее неизвестным арабским фондом. Тогда в качестве одной из версий «Эксклюзив» (№ 9, сентябрь 2008 г.) предположил, что за сделкой могла стоять Астана: «Налицо нарастающее давление на БВУ со стороны правительства и Агентства финансового надзора. Имеются вполне четкие попытки переложить ответственность за кризисные явления в экономике на банки. В свое время бывший зять президента, а теперь венский изгнанник, которому не откажешь в осведомленности, утверждал, что вслед за «Нурбанком» настанет время «Казкоммерцбанка» и «Банка ТуранАлем». Сюда же присовокупите ужесточение законодательства, позволяющее государству осуществлять внерыночное вмешательство во внутренние дела финансовых институтов, вплоть до выкупа контрольных пакетов акций БВУ. Уж очень хорошо выстраиваются все эти нововведения в стройную логическую цепочку.
При таком раскладе не исключено, что история с продажей акций ККБ может стать лишь первым шагом в большом переделе собственности. Главные козыри здесь находятся в руках правительства, которое и будет перераспределять активы не по принципу экономической целесообразности, а в угоду устойчивости действующего порядка. После зачистки политического поля и обеспечения безоговорочной монополии партии «Нур Отан» аналогичный сценарий разворачивается в поле экономическом, а именно той его части, которая не гарантирует полной лояльности и преданности.
Стало быть, проблемы с кризисом ликвидности могли и не быть исходной точкой в продаже акций ККБ. Они использовались всего лишь в качестве прикрытия, чтобы убедить (или склонить) банк к принятию «нужных» правил игры. Правила правилами, но вероятная смена в руководстве финансово-кредитного учреждения отнюдь не будет означать улучшения качества его активов, менеджмента. Скорее наоборот, ибо государство, как показывает мировой опыт, никогда не было хорошим менеджером.
Иными словами, вполне может статься, что так называемая «помощь» БВУ не что иное, как «троянский конь», цель которого — зачистить финансово-банковское поле. В этом наверняка и кроется ответ на вопрос, почему наши банкиры, в отличие от своих западных коллег, с таким пессимизмом восприняли предложение правительства.
Но самое печальное в том, что сделка будет провернута за счет Национального фонда, который копили всем миром. Еще парочка таких инъекций, и от Нацфонда ничего не останется. А народ и государство — понятия не абсолютно тождественные.
Между тем пока банки разбираются со своими проблемами, правительство силится заменить их в роли главного кредитора страны. Оно усиленно закачивает деньги в экономику, причем пытается делать это с максимальной отдачей. И его можно понять. Сам премьер-министр уже не раз сталкивался с медлительностью в освоении казенных средств. Ранее у госорганов отобрали не потраченные вовремя бюджетные деньги, направив их в Фонд стрессовых активов. Предполагалось, что ФСА даст их банкам в обмен на проблемные долги, банки же смогут пустить деньги на кредиты тому же бизнесу.
Так, недавно Карим Масимов раскритиковал программу кредитования через фонд «Даму». Государство дало ему бюджетные средства, которые, в свою очередь, были переданы коммерческим банкам для выдачи кредитов МСБ. Оказалось, однако, что деньги до адресата не дошли. Из общей суммы 50 млрд тенге было выдано кредитов лишь на 8 млрд. Кабмину пришлось отзывать у банков деньги и перераспределять их. Нечто подобное произошло с выделением $4 млрд в поддержку строительной сферы. Где сейчас эти деньги — неизвестно, а стройки как стояли, так и стоят.
Казалось бы, все делается достаточно грамотно: максимум средств запускается в оборот, чтобы оживить деловую активность. Но почему этого не происходит?
Во-первых, сказываются ставшие уже хроническими такие «болезни», как отсутствие прозрачности, ясного и четкого механизма действий по реализации принятых решений.
Во-вторых, налицо кризис доверия. Все участники рынка с опаской посматривают друг на друга: вкладчики и банки, правительство и банкиры, дольщики и строители, старики и пенсионные фонды.
И, в-третьих, сам кризис ликвидности, как известно, грянул не потому, что вдруг кончились деньги на выдачу кредитов, а потому, что перестали возвращаться кредиты, выданные ранее. В 2007 году при нехватке кредитных ресурсов казахстанские банки худо-бедно умудрялись сводить концы с концами, но латать дыры постоянно невозможно. И спустя год истинная причина проблемы — из рук вон плохое качество кредитного портфеля — заявила о себе во всей красе. При раздаче займов главным критерием была скорость и сверхприбыль. Цели займа и его возвратность ушли на задний план. В итоге получили то, что получили. Мало не показалось никому.
Теперь государство берет на себя роль банкира и само дает взаймы бизнесу. Но беда в том, что во главе угла как было, так и осталось то, что у банкиров называется «скорость оборота», а у государства — «освоение». Качество кредитов по-прежнему в тени их количества. Правительство волнует лишь быстрота освоения. По той же программе «Даму» чиновники дотошно подсчитали, сколько процентов бюджетных денег освоил каждый банк, — зато нет данных о том, на что дали кредиты и под какие гарантии.
Чем в итоге все это грозит обернуться? А тем, что государство точно так же, как ныне банки, погрязнет в проблемных кредитах. Сегодня кредиторы, дольщики, которые не хотят возвращать займы, пикетируют офисы коммерческих банков. Завтра они выйдут с требованием к правительству простить долги. Следовательно, чтобы не загонять себя в угол, правительству надо уже сейчас сосредоточиться не на скорости финансирования проектов, а на их качестве, под которым в первую очередь подразумевается продвижение тех сфер и проектов, которые создадут новую структуру производства, повысят конкурентоспособность страны. Но пока дальше разговоров дело не идет.