Перенимать добродетель, избавляясь от скверны
Расул Жумалы
Приближается священная для мусульман пора паломничества. Ежегодно со всех концов света миллионы последователей учения, ниспосланного некогда через Пророка Мухаммада, съезжаются в Благословенную Мекку и Освещенную Медину для того, чтобы поклониться святыням, совершить подобающие обряды. Это и есть Хадж — последний из пяти «рукнов», то есть столпов, которые приписываются Священным Кораном. Остальные четыре: Шахада — свидетельство, что нет Господа, кроме Аллаха, и Мухаммад, Его Посланник, Салат (Намаз) — совершение пятикратной молитвы, Саум (Ораза) — пост в месяц Рамадан и Закят — пожертвования в помощь нуждающимся.
К сожалению, глобальный финансовый кризис отразился и на выполнении этой благородной миссии: из квоты в 5 тысяч паломников, выделенной для Казахстана правительством Саудовской Аравии, осуществить в этом году заветную мечту, отдать долг и прикоснуться к Вечному смогут чуть более 3 тысяч наших соотечественников.
Тем, кому все же улыбнулась судьба, предстоит посетить Мекку, которая является родным городом Пророка. Именно там расположена Священная, иначе называемая еще Запретной, Мечеть, где на центральной площади стоит Кааба (дом, возведенный пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом) с установленным в ее стене священным «черным камнем», а поблизости — гора Арафат (где Пророк, по преданию, внимал строкам Корана от Всевышнего), Мина (где Пророк изгонял шайтана) и множество других культовых мест. Что касается Медины, то там покоится прах Пророка Мухаммада, первых праведных халифов, здесь же была построена первая в истории ислама мечеть, еще мечеть аль-Киблатейн, а в окрестностях города есть немало важнейших реликвий, включая братскую могилу на горе Охот, где пали первые шахиды (мученики) ислама.
Но имеются и другие святые для мусульман города, среди которых третье почетное место по праву принадлежит Иерусалиму. Именно там с Храмовой горы когда-то вознесся на Небеса Пророк Мухаммад, а сегодня располагаются мечети аль-Акса (Отдаленная) и Куббат Ас-Сахра (Храмовый купол), или, по-другому, мечеть халифа Омара.
Можно подолгу и с упоением рассказывать об этих древних городах, чудесных сооружениях, воздвигнутых в незапамятные времена и бережно хранимых нынешней «служительницей двух святынь» — Королевством Саудовская Аравия. Не поддается описанию и чувство прикосновения к возвышенному, совершенному, чувство удивительного единения, всеобщей любви и братства, которые охватывают всех паломников, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, что ступили на сокровенную землю, облюбованную оком самого Создателя.
Врезалось в память, как по прибытии в Джидду — воздушные ворота страны недалеко от Мекки — уже в аэропорту паломников принимали не как обычных туристов. Это было выражение неподдельной теплоты, гостеприимства местных властей. И такое отношение — к каждому прибывающему, а ведь ежегодно на Хадж сюда стекаются около 2,5 миллиона человек. Здесь надо отметить, что в финансовом плане Саудия во время Хаджа теряет гораздо больше, чем поступает средств. Однако хорошая организация, удобство и безопасность паломников, уход за святынями — вот основные обязанности, которые они определили для себя как для служителей веры. Отсюда, наверное, и проистекает уверенность саудитов, что нефтяные богатства, которые вывели их в разряд самых обеспеченных обществ в мире, есть ответная милость Аллаха к ним.
Случилось так, что во время прохождения одного из ритуалов мой друг потерял кошелек с приличной суммой. Понятное дело, сильно расстроился. Находившиеся по соседству саудовские ребята поинтересовались, в чем дело, сочувственно покачали головами, попросив почти неизвестного им казаха сильно не переживать, и удалились. Не прошло и получаса, как они вернулись с конвертом денег, которые собрали среди земляков буквально на улице. Нам самим стало как-то неудобно, и, от души поблагодарив, мы попробовали вернуть конверт, на что получили категорический отказ: «Мы мусульмане и должны помогать друг другу, тем более вы — наши братья, и мы не хотим, чтобы ваше пребывание здесь омрачилось чем-либо». Уже затем я подумал: а как бы поступили мы, окажись эти парни в аналогичной ситуации у нас?
Вспоминается начало 1990-х, когда, собственно, впервые с 1917 года мы, казахстанцы, стали возвращаться к своим духовным корням, наши люди получили долгожданный шанс на посещение главных исламских святынь. И здесь Саудовская Аравия, Египет, Иордания, другие арабские страны были в числе первых, кто протянул нам руку помощи. Приезжало множество делегаций с религиозными представителями, безвозмездно строились мечети. Большими партиями арабы направляли в Казахстан, другие мусульманские республики, обретшие независимость, издания Священного Корана, иную литературу, аудиозаписи, призванные утолить жажду единоверцев, восполнить религиозную оторванность на протяжении 70 лет. Но вот что поражает: не проходило и нескольких дней после отъезда арабов, и книги, переданные в отдельные мечети для бесплатного распространения среди прихожан, вдруг появлялись на стихийных прилавках и барахолках… Жизнь тогда действительно была тяжелой, но стремление нажиться на религиозных чувствах понять трудно, тем более оправдать.
Сам я всегда задумывался над смыслом поговорки, которая до сих пор в ходу среди казахов. В буквальном переводе она звучит так: «Поступай, как говорит мулла, но не как поступает он сам». И, честно говоря, долго не находил ответа, почему. Иногда даже возникала крамольная мысль, что народ, как известно, всегда мудрый и меткий на изречения, на этот раз ошибся или обронил сгоряча. Но ведь так же нещадно когда-то обличал некоторых мулл-современников и великий Абай, называя их «дyмше» (ограниченный сам и развращающий общество).
Признаться, эпизоды, подобные описанным, заставляли задуматься вновь и вновь.
Все в те же 1990-е ныне уже покойный Король Саудовской Аравии Фахд ибн Абдель Азиз за свой счет организовал Хадж для нескольких сотен казахстанских мусульман. В Алма-Ату был прислан специальный самолет. Списки самых достойных, как водится в подобных случаях, взялись составлять наши уполномоченные органы. И опять было обидно, стыдно, когда обнаружилось, что части паломников право быть занесенным в заветный список пришлось покупать. И вот итог — посольство Саудовской Аравии функцию отбора кандидатов замкнуло на себе.
Были и другие казусы. Даже сейчас не проходит и года, чтобы наши паломники не съездили в священные города без ЧП: то самолет задерживается на несколько суток из-за недобросовестности турфирм, то гостинцы бронируются совсем не те и т.д.
Осенью прошлого года довелось наблюдать и такую поучительную картину: в одной из мечетей Дамаска несколько наших бизнесменов совершили молитву, при сопровождении имама прочитали строки из Священного Корана. Уже уходя, как бы в знак признательности и в помощь мечети стали по очереди протягивать имаму зеленые купюры. Каково же было их удивление, когда служитель веры отказался, дав понять — так не принято. Наши земляки даже слегка обиделись: «Какие-то странные тут имамы, денег не берут». Но обиделся и имам, для которого кощунственна сама мысль совмещать религиозное служение с мирскими соблазнами. Так и разошлись, непонятые.