Лизинг в эпоху перемен
Павел Морозов
— Мы надеемся, что пройдет определенный период времени, произойдет коррекция, поубавится эйфория, и все вернется на свои места, — уверен наш собеседник заместитель председателя правления АО «БРК-Лизинг» Ерген Абдраманов. — Но пока чуда не происходит, сидеть сложа руки и ждать у моря погоды никто не собирается. В ситуации, когда целые отрасли, считавшиеся локомотивами экономики, откровенно пробуксовывают, никто не отменяет прорывные проекты и необходимость развития экспортно - ориентированных производств. В силе остаются государственные программы индустриального развития и технологической модернизации, по-прежнему стоит цель попасть в список 50 конкурентоспособных стран мира. Все эти проекты без совершенных финансовых инструментов едва ли могут когда-либо стать реальностью. Одним из способов, которые позволят выправить ситуацию в лучшую сторону, можно назвать финансовый лизинг.
— Может ли лизинг стать сегодня лекарством от финансового кризиса?
— Дело в том, что финансовая ситуация отразилась и на банках, и на лизинговых компаниях. В основном частные лизинговые компании, представленные на рынке Казахстана, — это «дочки» банков второго уровня. Все фондирование, которым они обладали, — это средства головных банков, соответственно, снижение объемов поддержки с их стороны отразилось на объемах финансирования со стороны лизинговых компаний. Сегодня как в части предоставления услуг финансового лизинга, так и со стороны их спроса наблюдается спад деловой активности. Яркий пример — снижение темпов в строительной сфере, которая еще в прошлом году являлась фаворитом…
Однако следует отметить, что лизинг не заменит стандартные схемы кредитования. Лизинг — это инструмент, который направлен на обновление фондов и приобретение основных средств: оборудования и спецтехники. При этом мы не можем заниматься финансированием оборотного капитала, поэтому в любом случае необходимы банковское кредитование или собственные средства инвесторов.
— Снижение деловой активности и темпов экономического роста — существенный риск для кредитных организаций…
— При рассмотрении любого проекта мы ориентируемся на дальнейшую его реализацию. Для нас важно, что будет являться источником дохода и за счет каких средств компания будет выполнять свои обязательства. Снижение объема производства в любой отрасли негативно сказывается на возможностях по исполнению обязательств перед лизинговой компанией. В нынешней ситуации требования лизинговых компаний ужесточены, более тщательно идет отбор проектов. Все чаще ставка делается на приоритетные отрасли, в то время как раньше финансировалось практически все, что могло приносить доход.
Вы правы, риски увеличились. Но у нас есть своя экспертиза, и мы можем сделать адекватную оценку любого инвестиционного проекта. Для повышения эффективности этого процесса мы перешли на систему аутсорсинга экспертизы проектов. При рассмотрении заявки каждый проект проходит независимую экспертизу, которая касается технической стороны проекта, его правовой и маркетинговой части. И как результат — все проекты, запущенные с участием нашей компании, успешно работают. Естественно, в связи с изменением некоторых внешних факторов иногда приходится вносить корректировки. Это неизбежно. Но случаев дефолтов из-за неправильного анализа или оценки у нас не было и, смею надеяться, не будет.
— Можно подробнее раскрыть тему приоритетности отраслей при финансировании? У кого больше шансов стать вашим партнером?
— В основном мы финансируем обрабатывающую промышленность, производство и транспортную инфраструктуру. Это напрямую связано со стратегией индустриально-инновационного развития. Во главе угла — диверсификация экономики и поддержка проектов по переработке сырья, транспортной отрасли и получение добавленной стоимости.
Наша компания ориентирована на развитие отрасли в целом, а не на поддержку определенного проекта внутри нее. Когда мы начинаем новый проект — изучаем всю отрасль, существующие тенденции, задействованных игроков, затем определяем свою роль в ее развитии. Наглядный пример — текстильная промышленность. Наша компания реализует бюджетную программу по развитию текстильного кластера. Мы профинансировали ряд проектов, которые направлены на выращивание хлопка, затем задействованных в процессе переработки хлопковолокна, а также ряд проектов, занимающихся изготовлением готовой продукции. То есть мы работаем со всей технологической цепочкой.
— Какую тенденцию лизинг как явление имеет в республике?
— Последние несколько лет в данном направлении был очевидный рост. Так, если в 2005 году в Казахстане было заключено договоров лизинга на сумму 192 млн долларов США, то в 2007 году этот показатель составил свыше 600 млн долларов. Тенденция роста налицо. Хотя, думаю, сейчас спад в этом направлении неизбежен.
— Помимо кризиса поправки в Налоговый Кодекс и отмена нулевой ставки НДС при импорте — тому причина?
— Я бы не стал на данном этапе увязывать между собой эти факторы. Спад деловой активности стал следствием потрясений на мировых рынках.
Что же касается изменений в Налоговый Кодекс в части лизинга, то основным является вопрос отмены нулевой ставки НДС на импорт. При ввозе в страну оборудования по некоторым позициям лизинговые компании освобождаются от НДС. Возможно, в новом Налоговом Кодексе льготы будут отменены, и тогда лизинг как инструмент может потерять свою привлекательность. При покупке оборудования в кредит можно будет освободиться от налога методом зачета, а при покупке в лизинг НДС придется оплачивать полностью, а это удорожание проекта.
Лизинг начал развиваться в стране только восемь лет назад, с принятием Закона РК «О финансовом лизинге», и внесение таких изменений в Налоговый Кодекс затормозит его развитие, если вовсе не остановит.
— Частные лизинговые компании уже заявили, что в случае отмены нулевого НДС им придется свернуть свою деятельность. Как вы оценивает свои шансы?
— Если законопроект выйдет в таком виде, в каком он есть сейчас, льгот не будет. Какой выход? Будем продолжать работать. Естественно, произойдет удорожание фондирования, привлекательность приобретения оборудования в лизинг снизится. Определенные коррективы в нашу деятельность, вероятно, придется вносить. Как работать дальше — подскажет рынок и время.
— Еще одна неприятная перспектива — прогнозируемый приход на лизинговый рынок иностранных компаний. У них дела с финансированием обстоят лучше, чем у наших банков второго уровня. Достаточно ли у вас ресурсов, чтобы конкурировать с иностранцами?
— Сейчас в Казахстане на рынке лизинга всего одна иностранная компания. Были еще проекты, но ситуация с мировым финансовым кризисом скорректировала эти планы. Я считаю, что пока все не стабилизируется, ожидать вхождения на наш рынок иностранных лизинговых компаний не стоит. Но даже в случае если они придут, это не изменит наших позиций. Основной ориентир частных компаний — получение прибыли, а это сказывается на размере ставок вознаграждения. У иностранцев они будут на уровне рыночных, а значит, выше, чем у нас. С учетом базы фондирования «БРК-Лизинг», мы сможем с ними успешно конкурировать.
— Есть еще какие-то нюансы, позволяющие вам существенно отличаться от конкурентов?
— Дело в том, что частные лизинговые компании преследуют одну цель — получение дохода, для нас же главное — диверсификация экономики и предоставление бизнесу возможности развиваться.
Основное наше отличие — мы не занимаемся розничным лизингом. Компания «БРК-Лизинг» заняла определенную нишу — мы финансируем проекты от миллиона долларов США. У нас есть база фондирования, позволяющая финансировать проекты сроком до 20 лет (против 3—5 лет у частных лизинговых компаний). Наши ставки вознаграждения значительно отличаются от существующих на рынке.
Кроме того, нами практикуется предоставление длительных льготных периодов по выплате вознаграждения и основного долга. Мы реализуем крупные и капиталоемкие проекты, соответственно, период от момента размещения заказа на оборудование до ввода его в эксплуатацию длится достаточно долго. Поэтому, принимая во внимание специфику данных проектов, мы идем навстречу клиентам и на это время предоставляем льготный период.
Еще одна наша особенность — мы выступаем не только как лизингодатель, но и как партнер, предоставляющий консультации. Мы можем на основании проведенного анализа предложить нашему клиенту альтернативные варианты. Например, по каждому виду оборудования у нас есть своя база поставщиков и производителей, то есть мы можем предложить альтернативу как по цене, так и по качеству.
— Подобные условия позволили компании добиться успехов на рынке лизинга?
— Компания была создана в 2005 году, и лизинговый портфель был равен нулю. С начала 2006 года и до ноября года нынешнего наш портфель вырос в 24 раза. Сумма одобренных проектов выросла в 11 раз. За три года мы закрепились на рынке и заняли свою нишу. Сегодня объем рынка лизинга в Казахстане составляет свыше 1 млрд долларов США, и мы занимаем в нем не менее 15 процентов. Это заслуга команды профессионалов, сделавшей значительный вклад в поступательное развитие компании.
— Представители лизинговых компаний озвучили мысль, что в период кризиса и изменений в законодательство необходима компания, которая могла бы выполнять роль регулятора на рынке лизинга. В свое время в ипотечной сфере такой была Казахстанская ипотечная компания. Может ли «БРК-Лизинг» взять на себя такие функции?
— Такое предложение требует определенных решений на соответствующих уровнях. Во-вторых, необходимо внесение ряда изменений в действующее законодательство. Если проводить аналогии с ипотечным рынком, существовали ряд принятых нормативных документов и четкая позиция государства, благодаря которым КИК способствовала развитию ипотечного кредитования.
Что касается лизингового регулятора, то, на мой взгляд, в первую очередь необходимо начать с создания ассоциации лизинговых компаний. Надо активизировать работу в данном направлении. И уже в рамках этой организации можно было бы обсуждать основные тенденции развития отрасли, проблемы и пути их решения.
Говорить же о том, что наша компания может играть роль регулятора, наверное, на сегодняшний день преж-девременно.