суббота, 21 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Рейтинг репутаций

Зарина Пахирдинова

Проводя под занавес 2008 года очередное исследование репутаций компаний, работающих в Казахстане, мы отдавали себе отчет, что в условиях кризиса фактор устойчивости репутации не только не теряет своего значения, но, напротив, зачастую становится определяющим при выборе потребителя. Именно фактор доверия поможет в 2009 году устоять одним компаниям и подорвет рыночные позиции других. Тем ценнее, репутационные итоги 2008 года, и «Эксклюзив» искренне поздравляет лидеров.

Признаться, мы ожидали капитальных перестановок в нашей 50-ке, но они оказались даже более радикальными, чем мы предполагали.
Впервые за довольно продолжительный период «Казкоммерцбанк» уступил золото национальному оператору «Казахтелекому», а среди ближайших конкурентов—коммерческих банков — «БТА Банку». Таким образом, наш четырехкратный чемпион остался с бронзой, что, впрочем, тоже неплохо, учитывая переменчивость Фортуны, особенно во времена кризиса. В свою очередь, «Казахтелеком» вернул себе пальму первенства, которая была завоевана им однажды — в 2005 году.
Что касается давней борьбы двух банковских гигантов — ККБ и БТА, — то она имеет весьма интересную предысторию. Оба дебютировали в нашем рейтинге в 2004 году. Тогда «Казкоммерцбанк» захватил безоговорочное лидерство, а БТА (тогда еще «Банк ТуранАлем») скромно расположился на 7-м месте. В следующем году «Казком» уступил знамя «передовика» «Казахтелеком», а БТА, показав слабые результаты, скатился до 20-й строчки в нашем ранжире, пропустив вперед «Банк ЦентрКредит» и «Народный банк». Но уже в 2006 году оба гиганта оказались на пьедестале почета — ККБ вновь вернул себе чемпионство, а БТА совершил резкий скачок сразу на второе место. Далее, с завидным постоянством, конкуренты удерживали свои позиции в течение 2007—2008 годов, когда отрыв между ними составлял лишь несколько процентов, да и тот с каждым годом только сокращался. Наконец, в этом году БТА оторвался не только по количеству упоминаний, но и по баллам за все представленные нами критерии. В частности, достаточно высок уровень узнаваемости бренда.
В обобщенном виде если «Казкоммерцбанку» оставаться на лидирующих позициях позволяет сложившаяся за долгие годы репутация надежного кредитно-финансового учреждения с сильным менеджментом, то «БТА Банк» славится резкими рывками вперед в нашей турнирной таблице за счет своего яркого, эксцентричного, креативного образа с новаторским стилем управления. Кроме того, БТА прекрасно зарекомендовал себя как единственный казахстанский финансовый институт, масштабно обосновавшийся на зарубежных рынках.
Хотя в целом, по предварительным прогнозам наших экспертов, весьма ожидаемым было сокращение числа коммерческих банков по вполне очевидным причинам: кризис ликвидности, дефицит внешних заимствований и т.д, — но, напротив, их доля даже увеличилась и ознаменовалась приходом двух новых институтов — RBS и Kookmin.
Не менее интересным видится соперничество двух крупнейших мобильных операторов — «частично турецкого кита» «GSM Казахстан» с торговыми марками Active и K-cell, а также «частично российской акулы» мобильного бизнеса компании «Кар-Тел», представляющей торговые марки Beeline и K-mobile. В 2004 году «Кар-Тел» отставал от турецких сотовиков на 5 позиций, занимая 15-е место. В 2005 году этот же оператор, к всеобщему удивлению, вообще не попал в «Toп-50», в то время как «GSM Kazakhstan» закрепился на 17-й позиции. Но уже в 2006 году оба оператора предстали на 9-м и 10-м местах, где по-прежнему с отрывом лишь в сотые доли лидировал «GSM Казахстан». Еще интереснее сложилась ситуация в 2007 году, когда конкурентов упомянуло одинаковое количество респондентов, а именно 21,67%, но опять GSM вырвался вперед по общему баллу. И, наконец, в 2008 году «Кар-Тел» впервые обогнал спарринг-партнера на одну позицию, заняв 10-е место благодаря большему количеству упоминаний и более высокому баллу. В этом же году отрыв составил 4 позиции, и «Кар-Тел» замыкает пятерку лучших.
При появлении на рынке дочерних компаний первое время их неразрывно связывают с материнскими организациями. Так, в частности, происходило со многими пенсионными фондами, страховыми компаниями. На этот раз не избежали подобной участи и оператор сотовой связи NEO вместе с интернет-провайдером «Мегалайн». Они пока идут под крылом «Казахтелекома». Хотя не исключено, что со временем, благодаря активному позиционированию и широкомасштабной рекламной кампании, эти бренды смогут заявить о себе как самостоятельные участники нашего исследования.
Что касается новичков в Рейтинге репутаций по версии «Exclusive», то в заветном списке оказались: страховая компания Allianz, RBS Bank, Kookmin Bank, «Ситибанк», Nissan, авиакомпания «Turkish Airlines», компания «Alcatel-Lucent», поисковая система Google и АПК. И если многие из этих компаний в прошлых опросах неоднократно назывались интервьюерами, но не дотягивали до 50 наиболее часто упоминаемых, то АПК вовсе никогда не упоминался респондентами, а в этом году набрал 2,78% голосов.
Теперь вкратце об аутсайдерах. С сожалением констатируем, что нашу турнирную таблицу покинули такие мэтры рейтинга, как Chevron, «Базис-А», «Белкамит», Resmi Group, «Куат», «КазАтомПром», сеть «Дастархан», Coca-Cola Almaty Bottlers и многие другие.
Из компаний, которые представляют пищевую промышленность, в списке закономерно фигурируют «Фудмастер», кондитерская фабрика «Рахат», «Беккер и К» и «Нәзік». Все эти компании присутствуют в наших рейтингах уже пятый год подряд.
На диаграмме показана процентная принадлежность названых участниками опроса компаний к тем или иным отраслям. Если сравнивать прошлый и нынешний годы, то отраслевая структура лидеров значительно изменила свое содержание. На первое место вышел ритейл, за ним идут финансы, далее — пищевая промышленность. Компании, работающие в этих трех сферах, занимают львиную долю нашего рейтинга — 63%. В прошлом же году на втором месте оказалась «национальная гордость» — нефтегазовая отрасль с 12%-ным результатом. В 2008 же году ее доля снизилась до рекордно низкой отметки в 1,89%. Да и в нашей таблице из числа «нефтяников» добраться до 50-ки смогли лишь три: ННК «КазМунайГаз», «Тенгизшевройл» и «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.».
Вполне понятно, что практически к нулю свелось число строительных корпораций, а тех, кто все-таки попал в компанию упомянутых, можно по-настоящему поздравить. В 50-ку не попала ни одна строительная компания, хотя к победе была близка корпорация «BI Group» — до искомой цели ей не хватило всего четырех позиций.
Казалось бы, что может быть хуже? Но, как оказалось, еще более плачевно обстоят дела с пенсионными фондами. Из 755 участников опроса лишь 3 указали в своей анкете пенсионные фонды.
Среди авиакомпаний бесспорным лидером остается «Эйр Астана». Но если раньше в большинстве своем с ней конкурировали западные перевозчики, такие как KLM, British Airlines, Lufthansa, то в этом году в список попала лишь одна авиакомпания — Turkish Аirlines, впервые дебютировавшая в нашем рейтинге, и причем сразу на 35-м месте.
В двух словах о компаниях, представляющих автомобильный рынок. Крупнейший автомобильный дилер Казахстана «Астана Моторс» еще ни разу не выходил за рамки «Toп-10» нашего списка. В самый первый рейтинг по версии «Exclusive» этот автогигант вообще не вошел, хотя в то время уже прочно закрепился на рынке. В нашем списке он появился лишь в 2005 году, заняв с ходу 4-е место. В 2006-м и 2007 годах компания скатилась на 8-ю позицию, не выдержав натиска коммерческих банков, которые в то время были на пике популярности и били всевозможные рекорды по числу упоминаний в прессе и бюджетам на рекламу. Сегодня всеказахстанский дилер вновь вернулся на 4-е место.
В этом году мы также решили определить лучших по каждому из приведенных в таблице критериев. Менеджерским составом с хорошей репутацией, по мнению наших респондентов, обладает компания «Tetra Pak Kazakhstan», и, видимо, это же руководство успешно справляется с любыми кризисными ситуациями, поскольку и в данном критерии они опередили всех. Наибольшим успехом у казахстанских потребителей, по версии нашего рейтинга, обладают торгово-развлекательный центр «Мега», «Toyota Центр Жетісу» и марка сотовых телефонов Nokia. Тот же автоцентр набрал высший бал по качеству товаров и услуг, разделив это звание с HSBC и колбасным королем компанией «Беккер и К». Максимальную оценку за высокую узнаваемость и распознаваемость имиджа получили БТА, «Мега» и «Кар-Тел». По итогам рейтинга привлекательность для инвесторов имеет «GSM Kazakhstan». В прозрачности и открытости 49 компаний уступили первое место Microsoft. Лучшими условиями для работы и, как следствие, налаженными внутренними коммуникациями обладают два банка — HSBC и «Ситибанк».
Бренд Nissan получил самый высокий средний балл — 4,54, а железнодорожный монстр КТЖ, напротив, самый низкий — 3,23.
Не лишен любопытства тот факт, что если раньше число отечественных компаний уверенно превышало иностранные, то в 2008 году в итоговом рейтинге появилось множество всемирно известных брендов, таких как LG, Nokia, Google, Nissan. Отчасти это свидетельствует о потере конкурентоспособности отечественных компаний.
Таким образом, мы поздравляем всех тех, кто смог доказать устойчивость своей репутации в непростые для Казахстана времена и попасть в таблицу лучших, тем более что даже оценка «хорошо» в этом году стоит оценки «отлично» за предыдущие пять лет.

Оставить комментарий

Антресоли

Through thorns to leadership Through thorns to leadership
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Political Leadership Style in Kazakhstan Political Leadership Style in Kazakhstan
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
CICA CICA
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
The United Nations - sick doctor The United Nations - sick doctor
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Obama’s America on the crossroads Obama’s America on the crossroads
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Гора родила мышь Гора родила мышь
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:08
СПК: мнение экспертов СПК: мнение экспертов
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:07
Барак Обама: Барак Обама:
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:06
Dollar, Euro… Dollar, Euro…
Редакция Exclusive
04.11.2008 - 11:51
About global financial crisis; About global financial crisis;
Редакция Exclusive
04.11.2008 - 11:51
European "Kommunalka" European "Kommunalka"
Редакция Exclusive
04.11.2008 - 11:50
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33