среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ИНТЕГРАЦИЯ СНГ:

Расул Жумалы, политолог

Современная мироконструкция, сложившаяся после 1991 года, переживает болезненные трансформации. Все громче заявляют о себе новые вызовы безопасности, стабильному развитию стран. Вроде бы все разделяют утверждение, что самый оптимальный путь к их преодолению лежит через консенсус, будь то между главенствующими державами или в рамках международных структур. Но в реальности, за исключением, пожалуй, ЕС и АСЕАН, имеется огромная разница между словами и делами. Ярким примером такого диссонанса служит СНГ.

Международный опыт свидетельствует, что значимость и вес отдельного региона по определению может возрастать лишь по мере углубления в нем интеграционных тенденций. Сошлемся на мнение генерального директора Комиссии Европейских сообществ У. Стефани: «Лишь защищая группировку в целом, можно спасти ее составные части. Из этого положения вытекают непривычные размышления, ведущие к гармоничному подходу, к использованию нового стиля и, следовательно, к новой терминологии, новому образу самовыражения во время ведения диалога внутри группировки». Хотя данное высказывание было сделано применительно к европейским реалиям, думается, оно вполне способно претендовать на универсальность.
В целом к успешным примерам интеграции принято относить Европейский Союз, Северо-американскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Неудачные примеры в основном связаны с консолидацией развивающихся стран. Одна из причин такого разнобоя кроется в том, что, рассматривая межгосударственную интеграцию в качестве панацеи, последние делали ставку в основном на политическую волю. Другие сегменты зачастую игнорировались. Это вело к декларативности объединений и к потере их эффективности. Особенно это касается экономики. Между тем интенсификация торгово-экономических контактов оказывает позитивное влияние на всю международно-политическую ситуацию в отдельно взятом регионе или континенте, расширение зон стабильности. Многократно уменьшается риск внутренних конфликтов.
Названный тезис по-особому актуален для постсоветских республик, составляющих после 1990-х годов естественное географическое и социокультурное звено. Изначально они обладали преимущественными стартовыми возможностями в сравнении с рядом других интеграционных групп, например Евросоюзом или АСЕАН. Это притом что суммарный потенциал Содружества выглядел довольно внушительно: промышленный — примерно 10% от общемирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25%, экспортный потенциал — 4,5%. Но, хронически отставая в технологиях, дезориентированые идеологически, они пребывали в плачевном положении. Общую картину завершал хозяйственно-экономический паралич.
Сказывались и субъективные моменты. Глоток свободы опьянил умы политиков. Республики рвались к самостоятельности. Национальные интересы приобрели определяющий характер, затмив призывы к коллективному решению проблем.
Но конец тоталитарного режима не означал автоматического образования на его месте экономически процветающих стран с развитыми институтами гражданского общества. Ситуация развивалась в крайне неблагоприятном ключе. Наблюдалось резкое падение уровня жизни населения. Разрыв традиционных связей угрожал хаосом, стихийное размежевание частей некогда единого организма углублял кризис.
Именно тогда в Алматы 21 декабря 1991 года по предложению казахстанского руководителя съехались лидеры одиннадцати независимых республик и договорились об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Из прежнего советского состава в него не вошли лишь прибалтийские республики, что, в общем-то, закономерно: насильно аннексированные Сталиным в 1940 году, они традиционно стояли особняком и больше тяготели к Европе. Подписанию алматинской декларации предшествовали события, угрожавшие формированием на постсоветском пространстве обособленных друг от друга славянского и тюркского союзов. Накануне, 8 декабря, по инициативе российского президента Бориса Ельцина Москва, Киев и Беларусь заключили скандально известные Беловежские соглашения трех славянских республик. В качестве ответного шага неделей позднее в Ашгабаде собрались главы центральноазиатских республик. К каким последствиям могло привести разделение республик по этническому и конфессиональному признаку, трудно даже предугадать.
Итак, в СНГ вошли: Россия, восточноевропейские Украина, Беларусь и Молдова, закавказские Армения, Азербайджан и Грузия, центральноазиатские Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан (ассоциативно). За прошедшие семнадцать лет это объединение успело пройти несколько этапов.
В 1991—1993 годах свежеиспеченные субъекты международного права оформили государственность, вошли в ООН, обеспечили юридически оформленные отношения между собой. При этом народнохозяйственные системы продолжали функционировать в рамках единого пространства с общей валютой — рублем. На фоне социально-экономического кризиса в Содружестве буквально пачками принимались решения по сохранению единого рынка. Правда, их претворение в жизнь оставляло желать лучшего, отчасти ввиду шероховатости и декларативности документов, но главным образом ввиду преобладания центробежных тенденций. Соответственно вместо сотрудничества шло его свертывание.
На втором этапе — 1993—1996 годы — ННГ продолжили упрочение политического суверенитета, успели переориентировать часть торгово-экономических интересов на так называемое «дальнее зарубежье». Были созданы самостоятельно функционирующие финансово-экономические системы со всеми государственными атрибутами — бюджетом, налогово-таможенной системой, валютой и прочим. Решения в рамках Содружества заметно прибавили трезвости в оценках. Соответственно и позиции сторон по тем или иным проблемам экономической кооперации зачастую оказывались во власти серьезных, порой непреодолимых расхождений. Так и остались невыполненными решения по созданию Экономического и Платежного союзов, другие резолюции, принятые в пору младенчества СНГ.
Третий этап, датируемый промежутком между 1997-м и 2001 годом, характеризовался преодолением кризисных явлений. Это проявлялось через переоценку ранее принятых планов, даже отказ ряда государств от реальной интеграции. Наметилась и тенденция к группированию по интересам. Зародились такие структуры, как Евразийское экономическое сообщество, Союз России и Беларуси, Центральноазиатское сообщество (в дальнейшем слились с ЕврАзЭС), объединение ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), после выхода Узбекистана переименованное в ГУАМ. Впрочем, синдром топтания на месте так и остался непреодоленным.
Четвертый этап — 2001—2005 годы, превращение СНГ в еще более рыхлое образование. Возрастающее влияние на динамику и направленность интеграционных процессов оказывают один за другим следующие внутренние и внешние вызовы, а также соперничающие с РФ центры силы. Крепнут новые блоки с их участием.
Наконец, пятый этап, который занял 2005—2008 годы, показал отсутствие какой-либо практической отдачи от СНГ. Нет свежих идей. Почти все проекты, которые задумывались в начале пути, застопорились, будь то создание единого таможенного, экономического, платежного, культурного и иже с ними пространств. Так называемое ассоциативное членство Туркмении в организации стало еще более фиктивным. После августовских событий 2008 года Украина и Грузия вовсе объявили о выходе из Содружества. Результаты же редеющих из раза в раз саммитов оставшихся участников интеграции не вызывают энтузиазма даже у оптимистов.

почему так произошло?
Если тот же Евросоюз как центр интеграции, выросший из франко-германских соглашений по углю и стали, содержал внутреннюю логику объединения, то в СНГ изначально закладывалась иная идеология — «развода». Само того не подозревая, Содружество двигалось по пути утилизации объемной и во многом избыточной инфраструктуры СССР. Кроме того, политические элиты не могли не учитывать сложившегося в 1991-м настроения масс, нашедшего свое выражение в известных итогах референдума по сохранению обновленного Союза. Как некогда признал английский историк Д. Лоу, касаясь Британского Содружества, его специфическое предназначение для Англии состояло в том, чтобы «смягчить травму перехода к постимперской эре». Такую же роль «психологической подушки», по-видимому, сыграло СНГ.
Осознание актуальности реанимации торгово-экономических связей в СНГ, особенно на начальной стадии, конечно, присутствовало, а вот политической воли к реальной интеграции, навыков в изменившихся исторических реалиях не хватало.
В силу разных обстоятельств руководители стран СНГ неоднозначно воспринимали сами цели и задачи. Одним Содружество виделось не более чем промежуточным этапом на пути от статуса республики в рамках СССР к полноценной самостоятельности. Сохраняя формальное членство в организации, они направили главные усилия на переориентацию сотрудничества за его пределы. Политика постепенного отстранения от работы в Содружестве вытекала из специфики видения этими странами своего места в новом геополитическом измерении. Закостенелость СНГ, ссоры, регулярно терзавшие его изнутри, только подыгрывали суждениям о том, что интеграционные проекты скорее отвлекают внимание и средства от решения проблем, нежели помогают их преодолению.
Каждый участник изъявлял готовность двигаться к интеграции лишь при получении осязаемых выгод здесь и сейчас, а не гипотетических выгод в будущем. Возобладал эгоизм, сравнимый с принципом брать, но ничего не давать взамен.
В определенной мере слаженной, эффективной работе СНГ мешало то, что можно назвать кризисом доверия в отношениях между членами Содружества.
Тот факт, что Кремль обладает несравнимо большим экономическим (80% совокупного ВВП), людским и особенно военным потенциалом в СНГ, вызывал у ряда партнеров сомнения в искренности его намерений. Зачастую такая подозрительность подогревалась безответственными, а порой провокационными высказываниями отдельных российских политиков. Даже те, кто высказывался в пользу интеграции с «ближним зарубежьем», зачастую демонстрировали неприятие принципа равноправия. Так, президент Московского общественного научного фонда
А. Кортунов писал: «Для Москвы лидерство в зоне бывшего СССР выглядит не только естественным, но и единственно возможным путем стабилизации всего евразийского пространства. Можно спорить о том, какие формы должно принять лидерство, какие инструменты уместнее всего использовать в СНГ, но, по мнению руководства России, центральная роль Москвы на территории бывшего Союза не подлежит обсуждению».
Понятно, что некоторые испытывали опасения из-за возможной реставрации влияния Москвы, следовательно, утраты определенной доли суверенитета. Поэтому проводился поиск баланса интересов, что позволило бы уменьшить роль России за счет сближения с другими державами или международными структурами.
Рассуждая об экономических категориях, сам факт крушения СССР можно охарактеризовать как шаг, предопределивший дезинтеграцию. С обретением самостоятельности новые образования взяли на вооружение экономические стратегии, в значительной степени несовместимые между собой. Если Россия, Казахстан и Кыргызстан нацелились на уменьшение регулирующей роли государства в экономике, то, скажем, Беларусь, Узбекистан и Туркменистан шли в диаметрально противоположном направлении. Такой институциональный диссонанс вряд ли мог способствовать процессу сближения. Кроме того, постсоветские республики нередко оказывались во власти конфронтационных предубеждений в тех областях, где некогда пересекались интересы: в торговле, энергетике, транспорте, водопользовании.
Имелся еще один немаловажный фактор, связанный с внешними влиятелями. Дело в том, что индустриально развитые державы кровно заинтересованы в том, чтобы закрепить за странами Содружества роль поставщика сырья и рынка сбыта для своих товаров. Такой подход делает сложным доступ СНГ к передовым технологиям, предопределяет заведомо неравные условия взаимодействия. Отношение к постсоветской интеграции также неоднозначное. Еще сильна инерция блокового мышления. Едва ли большинство западных столиц положительно воспримут возникновение нового экономического и политического альянса на месте СССР.
В условиях глобализации эффективная реализация национальных интересов попросту немыслима без мобилизации общих усилий. Ожидание для этого каких-то форс-мажорных обстоятельств — вредоносный рецепт. Тем более коль речь заходит о государствах, характеризующихся принадлежностью к одному геополитическому и геоэкономическому пространству. Таковые по определению не могут рассчитывать на процветающее и стабильное будущее в условиях асимметрии, разнобоя как в уровнях развития, так и политических воззрениий друг друга. Это то состояние, которое чревато нагнетанием взаимных обид, подозрительности и в конечном итоге заводит в тупик.

А. Кортунов: «Для Москвы лидерство в зоне бывшего СССР выглядит не только естественным, но и единственно возможным путем стабилизации всего евразийского пространства. Можно спорить о том, какие формы должно принять лидерство, какие инструменты уместнее всего использовать в СНГ, но, по мнению руководства России, центральная роль Москвы на территории бывшего Союза не подлежит обсуждению».

Оставить комментарий

Антресоли

CICA CICA
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
The United Nations - sick doctor The United Nations - sick doctor
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Obama’s America on the crossroads Obama’s America on the crossroads
Редакция Exclusive
04.12.2008 - 22:25
Банка с пауками Банка с пауками
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:08
Гора родила мышь Гора родила мышь
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:08
СВМДА СВМДА
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:06
Барак Обама: Барак Обама:
Редакция Exclusive
02.12.2008 - 11:06
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33