ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ДЭН
Асель Асхатова
Всем известно знаменитое китайское проклятье «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!». Правда, не все знают, что именно китайцам лучше других удается справляться с переменами, что в очередной раз иллюстрирует стабильное развитие Поднебесной на фоне глобального финансового шторма. Архитектором современного экономического чуда КНР является Дэн Сяопин — выдающийся политик, философ, полководец, прошедший огонь, воду и медные трубы. И совсем неудивительно, что наиболее ярких и волевых государственных деятелей дня сегодняшнего, например Путина или Обаму, политологи чаще других соотносят именно с этим китайским руководителем образца 1970—80 годов. Кто он, товарищ Дэн? В чем его секрет и величие? Попробуем прояснить из Интернет-обзора.
Восток, как известно, дело тонкое. А Китай с его уникальными историей, философией, религиозным и общинным самосознанием — особенно. Нашелся в Китае в семидесятые годы очень мудрый человек, окруженный единомышленниками, который замыслил спасти страну от полного краха и сделать ее процветающей. Имя ему — Дэн Сяопин. Вот он-то и был родоначальником реформ, которые привели Китай в ряд лидирующих государств мира (http://archives.maillist.ru/3808/201739.html).
Вехи биографии патриарха кажутся главами остросюжетного романа. Трижды его снимали со всех занимаемых им высоких постов в партии и государстве. Как сам Дэн скажет впоследствии: «Да, я три раза умирал и три раза воскресал!». Родился он 22 августа 1904 года в деревушке Пайфан уезда Гуанъань провинции Сычуань в семье местного землевладельца. Имя, которое дали ему при рождении, было Дэн Сяньшэн. Мать его рано умерла, а отец Дэн Вэньмин женился второй раз на дочке лодочника. После окончания средней школы в Гуанъане в 1919 году отец, сознавая значение образования, записал старшего сына в одну из лучших школ Чунцина на подготовительные курсы для дальнейшего отъезда на обучение за границу (http://ru.wikipedia.org/wiki/%).
«Маленькая бутылка»
В 1920 году 16-летний сычуанец приехал во Францию, где поступил в мужскую среднюю школу в Нормандии. Одновременно приходилось работать: был прокатчиком на военном заводе Крезо, трудился на галошной фабрике, работал слесарем на автомобильном заводе «Рено». Самый низкорослый из своих сверстников, он получил шутливое прозвище Сяопин — «маленькая бутылка», которое впоследствии стало его партийной кличкой. Китайская диаспора, образовавшаяся во Франции после Первой мировой войны, в ту пору политизировалась. Дэн скоро вступил в комсомол, а в 1924 году стал членом французской секции Компартии Китая, которой тогда руководил иммигрант-интеллектуал Чжоу Эньлай. Именно он в 1926 году по коминтерновской путевке отправил Дэна учиться в Москву. «Дэн Сяньшэн. Русское имя — Дроздов. Парторг группы. Отношения с товарищами тесные. К учебе относится с большим интересом. Наиболее пригоден к организационной работе». Это подлинные строки характеристики, написанной сотрудником Коминтерна (http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0802/2.shtm).
С этого момента он стал профессиональным революционером. В советской столице Дэн учился в Коммунистическом университете трудящихся Китая имени Сунь Ятсена вместе со многими соотечественниками. В указанное время уже успели стихнуть революционные волны в Европе, а на Дальнем Востоке они, наоборот, набирали силу. Советское правительство и Коммунистический Интернационал обращали большое внимание на развернувшиеся там процессы (http://www.edu-zone.net/show/38844.html).
Возвратившись в Китай в 1927 году, Дэн Сяопин активно включается в политическую жизнь страны. Основным ее содержанием в тот момент были обострившаяся борьба за власть между партией Гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, которой принадлежала реальная власть в стране, и набиравшей силу Коммунистической партией Китая, а впоследствии военные действия против вторгшейся на территорию Китая японской армии.
Каждое время выдвигает своего лидера. Таким лидером в Китае 1930-х годов постепенно становится Мао Цзэдун. Молодой Дэн находится под сильным влиянием Мао и занимает позицию поддержки его идей и дел, причисляя себя к его сторонникам. В тот момент, по всей видимости, это был правильный выбор намечающего свой путь молодого самостоятельно мыслящего, обладающего значительным управленческим потенциалом Дэна. Жизнь подтверждает правильность сделанного им выбора. Вместе с усилением позиций в партии и государстве Мао возрастает и роль Дэна.
Первое смещение Дэна со всех занимаемых им постов произошло в 1933 году. Ему ставилась в вину поддержка Мао. И только в 1935 году он получает возможность вернуться к активной деятельности. И в дальнейшем выходом на руководящее положение в партии и государстве Дэн обязан Мао (http://www.bglitvak.ru/opin.html).
Дэн Сяопин проходит трудный путь войны, преобразований и устройства мирной жизни в различных районах Китая, на которые распространялась власть Красной Армии, проходит полный опасностей путь политической борьбы. Перед ним постоянно возникают сложные, требующие немедленного решения управленческие проблемы. Этот маленький китаец оказывается в самых горячих точках, постепенно занимая все более значительные должности, влияние его возрастает. Участвовал в Великом походе на северо-запад страны (1934—1935), командовал коммунистическими отрядами, сражавшимися против японцев (1937—1945). В 1945-м назначен секретарем Коммунистической партии Китая.
Обладая пытливым умом и полагаясь в первую очередь на собственный опыт, он задумывается над будущим своей страны и стремится отыскать наиболее эффективные пути, которые могут привести его народ к лучшей жизни, а страну сделать могучей, играющей значительную роль в мировом сообществе (http://www.bglitvak.ru/opin.html).
Во время работы политкомиссаром Дэн организует несколько успешных военных операций в японо-китайской войне и в борьбе против Гоминьдана. В ноябре 1948 года Дэн руководит наступлением на силы Гоминьдана в провинции Сычуань, где обосновался сам Чан Кайши. 1 декабря этого же года был взят городок Чунцин, и Дэн назначается политкомиссаром. До этого в середине ноября Чан Кайши перенес свой штаб из Чунцина в Чэнду. Но и этот последний оплот Гоминьдана в Китае был взят войсками коммунистов 10 декабря 1948 года, и в этот же день Чан Кайши перебирается на Тайвань. После образования КНР в 1949 году Дэн направляется для работы в юго-западные районы страны на посту первого секретаря партийного комитета (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
В 1952 году Дэна Сяопина перевели в Пекин. Он стал заместителем премьера Госсовета, правой рукой Чжоу Эньлая. На Восьмом съезде КПК в 1956 году Дэн вошел в высшее руководство страны как член Постоянного комитета Политбюро, Генеральный секретарь ЦК. В 45 лет стал одним из основателей КНР, а в 52 года — одним из руководителей крупнейшего государства мира. Казалось бы, более чем достаточно для одной биографии! Но вторая половина жизни Дэна Сяопина оказалась еще более драматичной (http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0802/2.shtm).
Китайский ванька-встанька
Прозвище «маленькая бутылка», данное ему еще в юности, со временем обрело новый смысл. Круглый пузырек с китайской водкой нельзя завалить набок — он поднимается, как ванька-встанька. В возрасте 62 и 72 лет этого человека дважды сбрасывали с пирамиды власти. Но в 74 года он сумел в третий раз взобраться на эту вершину, чтобы в 80 лет добровольно отдать власть следующему поколению.
Вскоре Мао Цзэдун начал понимать, что растущий авторитет Дэна и Лю Шаоци может пошатнуть его власть. Да и сам Дэн выступает с критикой необдуманных программ Мао по скорейшему подъему страны. Чем обернулись таковые на практике, в частности лозунг «три года упорного труда — десять тысяч лет счастья», известно: промышленное производство к 1962 году по сравнению с 1960 годом сократилось почти вдвое, сбор зерна упал ниже уровня 1952 года, голод, олицетворявший старый Китай, стал распространенным явлением в КНР (http://www.edu-zone.net/show/38844.html).
Определяющим мотивом в деятельности Дэна Сяопина было не следование идеологическим догмам, а умение взглянуть в лицо реальным фактам, проанализировать результаты реализации принятых управленческих решений и сделать верные выводы. Поскольку и анализ, и выводы делались самостоятельно, естественно, они не могли во всем совпадать с ценными указаниями партии (http://www.bglitvak.ru/opin.html).
В 1966 году началась «культурная революция», в ходе которой Дэн оказывается в опале и снимается со всех постов. Он направляется простым рабочим на тракторный завод в провинции Цзянси. В это время он начинает много писать. Но все же Дэну повезло больше, чем Лю Шаоци, который предстает перед судом, а затем погибает в тюрьме. Во время Культурной революции Дэн и его семья становятся целью хунвейбинов (букв. красные охранники, красногвардейцы — члены созданных в 1966—1967 годах отрядов студенческой и школьной молодежи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции). Хунвейбины схватили его сына Дэна Пуфана, которого пытали и сбросили из окна 4-го этажа, в результате он становится инвалидом. Тем не менее после того, как премьер Чжоу Эньлай заболевает раком, Дэн избирается им в качестве преемника, и Чжоу Эньлай убеждает Мао вернуть его в политику (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
В 1973 году Дэн Сяопин был реабилитирован и вновь восстановлен на руководящей работе в Пекине. В 1975 году его назначают заместителем председателя ЦК КПК, заместителем премьера, начальником Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Дэн Сяопин фактически участвует в руководстве повседневной работой Центрального Комитета, активно и последовательно начинает исправлять ошибки «культурной революции», которая, как впоследствии не раз отмечалось в китайской печати, явилась тяжелым «стихийным бедствием для партии и народа». Состояние дел в стране тревожило его «сегодня хуже, чем вчера» — так он оценивает обстановку. Но после смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 года над этим маленьким человеком с проницательным умом и несгибаемой волей вновь начали сгущаться тучи (http://nkp.iks.ru/cgi-bin/rto.pl?stat=2005%2F193&pic).
Все началось после знаменитого инцидента, когда, чтобы выразить уважение Чжоу Эньлаю, десятки тысяч людей пришли в традиционный день поминовения усопших на площадь Тяньаньмэнь. А когда власти попытались убрать принесенные ими венки, в центре Пекина стихийно возникла миллионная манифестация. В ней воплотилась ненависть народа к бесчинствам «культурной революции». Как ближайший друг Чжоу Эньлая Дэн Сяопин был объявлен организатором этого «контрреволюционного инцидента». Гонителями выступили члены бюрократической клики вокруг Мао, наиболее выдающиеся из которых впоследствии составили «Банду четырех» — Занг Чункяо, теоретик маоизма, Яо Вэньян, обозреватель из Шанхая, чья знаменитая статья послужила началом «культурной революции», Джанг Кинг, жена Мао, и Ван Хонгвин — один из самых высоких партийных лидеров. Дэна во второй раз снимают со всех партийных и государственных постов (http://democracy.nashacanada.com/ru/1.html).
Лишь после смерти Мао Цзэдуна в конце 1976 года произошло феноменальное третье пришествие Дэна Сяопина к власти. Четверть века он возглавлял партию и государство, вывел страну из губительного водоворота «культурной революции», твердо взял курс на модернизацию Китая через политику реформ и открытости (http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0802/2.shtm).
Закрыть прошлое и открыть двери в будущее
В 1979 году Дэн посетил США, где встретился с президентом Джимми Картером в Белом доме. Незадолго до этой встречи США прекратили дипломатические контакты с Китайской Республикой на Тайване и установили дипломатические отношения с КНР. Японско-китайские отношения тоже значительно улучшились. Дэн ставил в пример Японию как страну с быстро развивающейся экономической мощью, чей опыт мог бы послужить уроком для Китая в свете будущих экономических преобразований. Другим достижением стало подписание соглашения между Великобританией и КНР от 19 декабря 1984 года (Китайско-Британская совместная декларация), по которой в 1997 году Гонконг был возвращен Китаю. Дэн согласился на протяжении 50 лет не менять сложившуюся за 99 лет британского владычества политическую и экономическую систему Гонконга.
Подобное соглашение было подписано и с Португалией, по которому последняя обязывалась вернуть КНР Макао. Именно Дэн объявил принцип «одно государство — две системы», который был взят на вооружение КНР в их переговорах с Тайванем о воссоединении. И именно он произнес фразу «Закрыть прошлое и открыть двери в будущее», которая в 1989 году положила начало восстановлению отношений с СССР (http://ru.wikipedia.org).
Китайское «чудо» — это не чудо, а умение управлять
Можно ли найти черную кошку в темной комнате? Этим философским вопросом (он его и прославил) впервые заинтересовался много веков назад великий Конфуций. Правда, он добавлял: «…особенно если ее там нет». Но современным китайцам ближе изречение Дэна Сяопина «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Эти слова были произнесены в 1978 году. Тогда стало ясно, что прежнее деление времен холодной войны на левых и правых, коммунистов и демократов устарело (http://www.day.kiev.ua/159614/).
Важен конкретный результат реформ. Они, по мнению Дэна, имеют смысл лишь если, во-первых, ведут к росту производства, во-вторых — к улучшению жизни народа, а в-третьих — умножают совокупную мощь страны. Социальная, политическая и экономическая системы внутри страны подверглись серьезным изменениям во время правления Дэна, который объявил принцип «четырех модернизаций» основой всех реформ. По этому принципу экономика была поделена на 4 сектора — оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку и промышленное производство. В качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики».
Дэн был идеологом реформ, предоставившим теоретическую основу и политическую поддержку для проведения преобразований. Но, несмотря на это, многие исследователи и ученые полагают, что по крайней мере несколько экономических реформ не были личной идеей Дэна. К примеру, премьер Чжоу Эньлай первым высказался за приоритет принципа «четырех модернизаций». Боле того, многие реформы были разработаны и реализованы провинциальными руководителями, иногда без согласия центрального правительства. Если реформы удавались, то они применялись на более обширных территориях, перерастая в реформы общегосударственного масштаба. Многие другие реформы были проведены под влиянием опыта так называемых «азиатских экономических тигров».
Это было совершенно не похоже на перестройку в СССР, где почти все преобразования навязывались указаниями сверху и были личной идеей Михаила Горбачёва. В Китае же, напротив, реформы были инициированы снизу и подхвачены верхами. Реформы включали в себя элементы планового, централизованного управления, осуществляемого профессионально подготовленными чиновниками, что отбросило практику массового управления, которая господствовала при Мао. В сельском хозяйстве большинство «народных коммун» были распущены, а крестьянство в основном перешло на семейный подряд. На втором этапе реформы (1984— 1992 гг.) происходил демонтаж плановой системы и переход к рыночной экономике. Дэн также стал инициатором создания особых экономических зон в Китае, благодаря которым в страну привлекаются иностранные компании и инвестиции (http://ru.wikipedia.org/wiki/%).
В 1978 году, когда начинались экономические реформы в Китае, свыше 500 миллионов человек, или больше половины населения, находились за чертой бедности. Сегодня говорят о цифре в 26 миллионов (http://www.amur.info/easy/2005/06/15/287.html).
Всего за четверть века реформ валовый внутренний продукт Китая вырос в шесть раз, а личное потребление на каждого жителя — в три с половиной раза. До начала реформ 250 миллионов китайцев не были способны прокормить и одеть себя, ныне число людей в абсолютной бедности сократилось с 25 до 3 процентов населения. Переход к рынку не обострил поляризацию общества, а сократил ее (http://www.rg.ru).
В то же время когда ближайшие сподвижники Дэна (Ху Яобан и Чжао Цзыян) способствовали проведению широких демократических реформ, сам Дэн отказался предпринять даже частичные и осторожные меры в направлении политической либерализации. Санкционировал жестокое подавление беспорядков в Пекине, начавшихся после смерти Ху Яобана в апреле 1989-го. На площади Тяньаньмэнь погибли более тысячи человек, десятки тысяч были арестованы и отправлены за решетку (http://www.krugosvet.ru/articles/32/1003247/1003247a1.htm).
Официально Дэн решает отказаться от всех постов после отставки с поста председателя Центрального военного совета в 1989 году. В 1992 году Дэн навсегда исчезает с политической сцены, но Китай по-прежнему переживал «эру Дэна Сяопина». После ухода Дэн продолжает оставаться духовным лидером Китая, оказывая решающее влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику. Он подал хороший пример другим политикам старшего поколения, как надо достойно уходить на отдых. Он разрушил практику, когда лидеры занимали руководящие посты до самой смерти. Его часто называли просто «товарищ Дэн» без каких-либо титулов (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
1997-й — год, отмеченный смертью Дэна и долгожданным возвращением Гонконга, — символизировал конец переходного периода перестройки идеологии и рождение реальной экономической силы: мировой державы (http://novostivl.ru/old.php?sstring=&year).
Есть китайская пословица: «Когда дует сильный ветер, нужно строить не щит от ветра, а мельницу». А еще лучше, если построить такую мельницу загодя, пока ветер только набирает силу. Поднебесной за последние четверть века это удалось сделать, в чем особая заслуга принадлежит Дэну Сяопину. И теперь, когда стихия грянула и весь мир мечется в поисках укрытия, китайцы хладнокровно снимают все сливки.
Эдуард Шеварднадзе, экс-министр иностранных дел СССР: «Мы спорили о Даманском острове, надо было согласовать советско-китайскую границу. И только об этом маленьком островке так и не смогли договориться. Спорили больше часа, ничего не получилось, и тогда Дэн Сяопин мне сказал: «Я не хотел этого говорить, но раз мы не смогли договориться, скажу: Вы думаете, нам кроме Даманского острова спорить не о чем? Китайцам еще 4 000 квадратных километров земли причитается, но мы об этом сейчас не говорим». Как сейчас помню его слова: «Китайцы — народ терпеливый, могут ждать бесконечно долго. Придет время — мы и эти земли вернем» (http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2007/
08/05/52193.shtml).