Таможенный союз Казахстана: СЛОВО ПРАКТИКАМ
1. Уже год как существует Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. В чем, на ваш взгляд, его плюсы и минусы?
2. Видите ли вы реальные перспективы для вашего бизнеса с расширением рынка сбыта продукции после вступления в Таможенный союз?
3. Как вы считаете, послужит ли Таможенный союз снижению импортозависимости от Китая?
Сергей Феоктистов, начальник отдела маркетинга и экспорта АО «Актюбрентген»
1. Таможенный союз — важное политико-экономическое решение. Как известно, СССР проводил политику связывания экономик союзных республик, намеренно размещая в регионах такие предприятия, которые нуждаются в поставках из другой республики. Общее экономическое пространство, которое образуется с полным вводом в действие Таможенного союза, дает возможность окончательно устранить негативные последствия советского периода и дать возможность широко развиваться экономикам, входящим в пространство союза.
Таможенный союз дает больший простор самым передовым предприятиям Казахстана для проникновения в довольно богатый сектор тендеров России, что непременно должно увеличить экспорт этих предприятий.
В то же время, по моему мнению, Таможенный союз в целом опасен для Казахстана. Не секрет, что российские компании исповедуют тактику агрессивного маркетинга, активно используют политический и административный ресурс, обладают значительно более крупными капиталами и действуют порой совершенно некорректно. Казахстанские компании уже много лет работают с западными компаниями и ориентируются преимущественно на западные стандарты и западное качество, Таможенный же союз дает превосходство российским поставщикам. В этих условиях национальный рынок может быть подавлен российскими компаниями.
2. АО «Актюбрентген» давно и эффективно работает на российском рынке. Однако в последние годы Россия активно противостоит всякому доступу иностранных компаний. В частности, иностранные компании не могли напрямую участвовать в огромной правительственной программе «Здоровье». Экспорт в Россию с 300 млн тенге в год опустился практически до нуля, притом что продукция АО «Актюбрентген» способна конкурировать с лучшими европейскими образцами, а предприятие работает по европейским стандартам качества. С вводом в действие Таможенного союза нам стало значительно легче работать, экспорт начал расти. Сейчас мы сертифицируем нашу продукцию и в Беларуси. Мы рассчитываем существенно расширить свое присутствие и в России, и в Беларуси.
3. Импортозависимость от Китая — результат рыночного процесса. Если предприятию выгодно закупать комплектующие в Китае, если они нормального качества, то для чего нужно заменять их худшими из России или Беларуси? Китайский импорт служит интересам рынка — дает дешевые комплектующие и стимулирует предприятия на активность. Он «убивает» слабых, но усиливает сильных. При этом он увеличивает уровень жизни населения, снижает инфляцию. Думаю, что Таможенный союз в самом деле снизит импортозависимость от Китая, но хорошо ли это — вопрос спорный.
Инна Апенко, исполнительный директор ТОО ПКФ «Казахстан Тексти Лайн»
1. Таможенный союз — однозначно шанс для развития легкой промышленности Казахстана. Мы получили доступ к очень серьезному по размеру рынку, который тщательно защищает себя от импорта готовой продукции. Вступая в ТС, Казахстан принял позицию России по импортным пошлинам на готовую продукцию швейной промышленности (там они значительно выше, чем были у нас). Для нас как для производственников это плюс, мы получаем дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными брендами с точки зрения цены. Однако есть и минус, потому как существующие на сегодняшний день производственные компании не смогут покрыть даже половины потребности потребительского рынка в одежде, следовательно, конечному потребителю все еще придется покупать импортную продукцию, но уже по более высокой цене.
2. Создание Таможенного союза, в том числе, подтолкнуло нашу компанию к выводу на рынок розничного бренда детской одежды — Mimioriki. Уже сейчас у нас девять монобрендовых магазинов в Казахстане. Мы активно начинаем работать с Россией, совершая оптовые поставки детской одежды. Кроме того, в 2010 году мы выполнили первый заказ по изготовлению спортивной одежды для компании Adidas, которая сейчас в поиске надежных подрядчиков на территории ТС. Поэтому, по нашему мнению, ТС действительно создает поле для развития производства в Казахстане, но одной из главных проблем, которая сейчас появится у многих, это возможность быстрого роста и в том, что касается объемов производства, и создания конкурентного уникального продукта.
3. Снижение импортозависимости, конечно, произойдет не сразу. И пока рано об этом говорить. Предприниматель, который до союза ввозил продукцию из Китая, не откроет завтра собственное швейное производство, он, скорее, сначала будет искать более простой и менее затратный способ продолжать возить ее оттуда. А существующим производствам потребуется не один год, чтобы адаптироваться к новым объемам и рыночным условиям. Поэтому это, скорее, долгосрочное преимущество.
Рустам Байгарин, генеральный директор АО «Химфарм»
1. Мы считаем, что создание Таможенного союза с точки зрения интеграции рынков имеет много положительных моментов. ТС дает совокупный рынок со 170 млн потребителей, объем которого превышает $17 млрд.
В рамках Таможенного союза взаимное признание разрешительных (регистрационных) документов обеспечит свободное обращение лекарственных средств, что должно привести к резкому увеличению взаимного товарооборота стран-участников. На практике это значит, что без дорогостоящих, длительных и бюрократизированных процедур Казахстан сможет представить свою продукцию на рынке союзных государств, в десяток раз превышающем наш собственный рынок.
Разумеется, и к нам придет продукция российских и белорусских производителей. Но особых опасений в связи с этим у нас нет. Во-первых, наша продукция дешевле на 10–15%, а во-вторых, в основной своей массе она и так уже представлена на рынке.
Второй момент — поэтапный ввод таможенных пошлин. Любая пошлина поддерживает отечественного производителя. А поэтапное их введение позволит рынку избежать резкого скачка цен и дефицита продукции до момента ввода отечественных предприятий в эксплуатацию.
2. Увеличение рынка сбыта — это всегда выгодно для производителя, так как он получает дополнительный спрос, соответственно увеличивая производственную нагрузку, снижает себестоимость своей продукции, а значит, производство становится более рентабельным. АО «Химфарм» сейчас активно экспортирует лекарства в Российскую Федерацию, по ценам на 20–25% ниже, чем у российских производителей. Конечно, пока имеются и трудности по увеличению экспортной составляющей — это процедура регистрации лекарственного средства в РФ: необходимо потратить около $50–60 тыс. и три года для регистрации одного лекарственного средства.
Учитывая то, что предприятия, входящие в ТС, будут признаваться отечественными производителями на тендерах всех стран-участников, можно также предполагать дополнительные объемы экспортной реализации. В связи с этим на АО «Химфарм» уже начата разработка и реализация проектов строительства новых производственных комплексов по выпуску порошковых антибиотиков, твердых лекарственных форм, инъекционных и инфузионных растворов. Это новые проекты, ориентированные на выпуск особо значимой фармацевтической продукции, соответствующей международным стандартам качества, обеспечивающий гарантированные объемы государственного закупа медикаментов по более доступным ценам, чем у иностранных производителей.
3. Касательно рынка лекарственных препаратов, в Казахстане продукция фармацевтической промышленности Китая представлена слабо — не более 3% от общего объема импорта лекарственных средств РК. Но надо учитывать, что основная доля всех производимых лекарственных субстанций в мире приходится на промышленность Китая, и в ближайшем обозримом будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится. Всего в прошлом году доля произведенной продукции отечественных фармацевтических предприятий составила около 10% от общего объема рынка. В результате импортозависимости стоимость лекарственных препаратов на территории Казахстана выше, чем в других государствах СНГ, имеющих развитую фармацевтическую и медицинскую промышленность. Таким образом, республика зависима от импорта лекарственных препаратов. Для обеспечения национальной безопасности, в соответствии с международной практикой, необходимо, чтобы не менее 30% лекарственных средств производилось внутри страны. Кроме того, фармацевтическая промышленность является одним из семи приоритетов развития экономики страны в рамках индустриально-инновационного развития нашей экономики. На сегодняшний день доля отечественных лекарств в структуре государственных закупок составляет 11%, остальные 89% отданы на откуп иностранным производителям. Чтобы снизить риски, связанные с импортозависимостью в сфере лекарственных средств и тем самым укрепить свою национальную безопасность, необходимо довести долю отечественной продукции в госзаказе до 50%, о чем неоднократно говорил президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.