Слово экспертам
1. Что такое производительность труда?
2. От кого в большей степени зависит решение проблем, связанных с повышением производительности труда: от государства или бизнеса?
3. Какие главные препятствия и возможности вы можете назвать для роста производительности труда?
Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем
1.Производительность труда показывает эффективность использования трудовых ресурсов (трудового фактора). Методики могут быть различными, самая простая: измеряется через количество продукции в натуральном или денежном выражении, произведенной одним работником за определенное время. В США, например, производительность труда — ежеквартальный макроэкономический индикатор, который оказывает существенное влияние на анализ состояния экономики. У нас этот показатель не рассматривается как ключевая характеристика экономики, и этому много причин.
В западном деловом мире производительность труда рассматривается как отношение между продукцией, производственной системой, и затратами на производство этой продукции. В систему вводятся затраты в форме труда (трудовые ресурсы), капитала (материальные и финансовые ресурсы, основные фонды), энергия, информация. Эти ресурсы затем преобразуются в продукцию.
2.Задача государства заключается в создании среды, благоприятной для деловой активности. У нас же рост участия государства в бизнесе приводит к искажению конкурентной среды, неравенству участников рынка. Вот, например, как измерить производительность труда «Самрук-Казыны»? В рамках ФИИР правительство собирается к 2014 году повысить производительность труда на 50% в обрабатывающем секторе и на 100% — в отдельных секторах экономики. Что оно собирается для этого делать? Полагаю, дальше закачивания бюджетных ресурсов в эти сектора «повышение производительности» не продвинется.
Бизнес прагматичен. Любое предприятие живет не ради повышения производительности труда, а ради повышения прибыли. По мере усиления конкуренции не только получение прибыли сегодня, но и возможность выжить завтра — главная задача. А этого нельзя добиться без повышения производительности труда.
3.Главные препятствия. У нас нет политики экономии, помните слоган брежневской эпохи «Экономика должна быть экономной»? Только на борьбу с кризисом мы потратили более 20 млрд долларов — пятую часть ВВП. Поэтому сложно измерить производительность и ее динамику, когда проблемы в отдельных секторах решаются лишь ростом бюджетного финансирования. Конечно, оно не всем доступно, и это тоже препятствие — ограниченность финансирования. Потому что модернизацию производства, обновление технологий, повышение квалификации сотрудников и их производительности требуют инвестиций.
Возможностей много, включая все вышеописанное.
Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем
1. На первый взгляд, понятие «производительность труда» прозрачно и всем понятно — отношение между произведенной продукцией и затраченными на ее изготовление производственными ресурсами. Непосредственно производительность труда измеряется системой стоимостных и натуральных показателей. На макроуровне применяются такие показатели, как производство национального дохода или ВВП на одного занятого в экономике, объем производства промышленной или сельскохозяйственной продукции на одного занятого в производстве. На уровне отдельных предприятий для измерения производительности труда применяются и натуральные показатели, например, время, необходимое для изготовления единицы продукции, количество голов скота, обслуживаемых одним животноводом.
Важно отметить, что именно производительность труда является главным фактором повышения конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и национальной экономики в целом. Поэтому приоритетной задачей повышения эффективности экономики страны является управление ростом производительности труда, чтобы сократить катастрофическое отставание производительности труда в Казахстане от производительности труда не только развитых, но и среднеразвитых стран.
2. Управление ростом производительности труда — это национальная проблема, и ее решение зависит от всех участников хозяйственной деятельности, как государства, так и отдельных предприятий и каждого человека.
Нужно подчеркнуть, что производительность труда зависит от множества факторов — от состояния используемых технологий и оборудования, уровня квалификации работников, внедрения нововведений, направленных на ресурсосбережение, реконструкции и модернизации производства, широкого использования в производстве последних достижений науки и техники и т. п. В этом отношении все предприятия заинтересованы в обновлении своего производственного аппарата, использовании новых технологий и квалифицированных кадров, которые могут освоить новую технику. От того, как они будут решать эти задачи, прямо зависит и судьба самого предприятия: или оно за счет роста производительности труда обеспечит конкурентоспособность своей продукции, или в конечном счете обанкротится. Поэтому на уровне отдельных предприятий и собственники предприятий, и менеджеры заинтересованы в повышении производительности. И правительство должно создать условия для этого.
Но снижение затрат и, соответственно, рост «производительности труда» могут быть получены и за счет низкой заработной платы, ненормированного рабочего дня, снижения качества продукции, повышения цен, что мы наблюдаем в системе жилищно-коммунального хозяйства, транспорте, электроэнергетике и т. д.
Задача государства в управлении ростом производительности труда состоит в создании и поддержании инновационного климата, обеспечении высокого образовательного уровня населения, подготовке квалифицированных специалистов и рабочих, в том числе и массовых профессий. Здесь можно отметить, что отсутствие квалифицированных рабочих и специалистов сейчас стало тормозом на пути развития экономики, приходится приглашать иностранных рабочих и специалистов, в том числе и массовых профессий.
3.Можно перечислить множество препятствий, которые стоят на пути повышения производительности труда, начиная с оборудования, которое и морально, и физически устарело, изношенности производственной инфраструктуры, резкого снижения уровня квалификации рабочих и специалистов до резкого свертывания научно-производственной и опытно-конструкторской базы. До сих пор в Казахстане так и не сформирована национальная инновационная система, без которой управление ростом производительности труда осуществляется спонтанно.
Для решения этих проблем государство имеет все возможности. Необходимые меры достаточно известны. В частности, в рекомендациях отечественных экономистов уже много раз предлагалось, чтобы инвестиции на модернизацию производственного аппарата, внедрение новых технологий, разработку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ исключались из налогооблагаемой прибыли, а правительство результаты исследований по фундаментальным проблемам безвозмездно передавало производственникам.
На уровне предприятий сдерживающим фактором являются отсутствие собственных средств на модернизацию производства, высокие процентные ставки, постоянный рост цен и тарифов на электроэнергию, тепло, транспортные услуги, горюче-смазочные материалы и т. д. Важным моментом, с моей точки зрения, является и неуверенность в завтрашнем дне, так как действующая система государственных закупок не позволяет разработать долгосрочную производственную программу.
В этом отношении программа «Производительность-2020» в определенной степени решает проблему финансирования мероприятий по повышению производительности труда на средних предприятиях. Но, к сожалению, она рассматривает только один механизм управления ростом производительности труда. А создание такой системы управления — комплексная задача, и ее решение требует программно-целевого подхода, разработки национальной программы управления ростом производительности труда, аналогичной Комплексной программе научно-технического прогресса.
Эта программа должна охватывать все аспекты создания действенной инновационной системы в стране, что является прерогативой государства.
Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии
1.Это такой же комплексный, системный показатель общего состояния экономики, как, например, и уровень цен. Как в капле воды отражается весь океан, так и в цене отражается вся государственная экономическая политика, и налоговая, и таможенная, и инвестиционная, и регуляторская — это все цена. Так вот, производительность труда — это то же самое. Уровень производительности труда, высокий в конкретной экономике или низкий, это общий, системный, интегрирующий показатель качества экономики.
2.Здесь ответ будет примерно такой же, как на вопрос, кто в жизни главней, мужчина или женщина? Или же кто в семье должен быть главным, муж или жена? Не думаю, что есть однозначный ответ. Кто важнее в области повышения производительности труда, государство или бизнес? Оба одинаково важны и оба одинаково необходимы, и если кто-то отлынивает от своих супружеских обязанностей, то здорового потомства не будет. В данном случае, на мой взгляд, отлынивают оба супруга одинаково.
3.Вы очень удачно поставили данный вопрос третьим. Почему ни государство, ни бизнес не повышают производительность труда и почему низкая производительность труда в целом по Казахстану? Самый главный показатель — качество казахстанской экономики, равно как и постоянный рост цен — они и есть интегрирующий системный показатель нашей экономики.
Другое дело, сырьевой экономике при добыче и экспорте сырья никакой производительности труда и не надо. Стержень казахстанской экономики как раз и составляет сырьевой экспорт, который обеспечивается примерно 150 тысячами рабочих, задействованных напрямую в сырьевой отрасли, и плюс еще где-то полмиллиона чиновников, присутствующих в этом процессе. Все остальное не нужно, соответственно, в таком экономическом цикле нет необходимости в повышении производительности труда. Была бы нефть и было бы кому ее качать.
Яна Нурпеисова, специалист по улучшению производственных процессов JTI Kazakhstan
1.Главный актив бизнеса — это сотрудники. Поэтому производительность их труда — это определяющая успеха бизнеса. Особенно на фоне экономических кризисных явлений. Чтобы оценить производительность труда сотрудников, мы успешно используем проверенную на наших фабриках в разных странах мира систему ключевых показателей эффективности KPI. В основу KPI мы положили показатели объема производства, качества, отсутствие несчастных случаев и травматизма на производстве, коэффициент полезного использования сырья и материалов и т. д. Показатели буквально каждого сотрудника измеряются и «привязываются» к общим KPI всей компании.
2.Здесь многое зависит от бизнеса и того, насколько активно он вовлекает сотрудников в свою деятельность. В этом мы убедились, когда три года назад внедрили на своей фабрике простую систему предложений. Смысл в том, что каждый может предлагать какие-то интересные решения по улучшению любого аспекта деятельности, а мы выясняем, как эти предложения повысят производительность и какой экономический эффект принесут. Лучшие предложения внедряются, а их авторы получают вознаграждение.
Реализовать эту идею нам помогла японская философия кайдзен. Ее суть в непрерывном совершенствовании через небольшие изменения на каждом рабочем месте. В итоге они приводят к ощутимой экономии и повышению производительности. Такой подход использует наша материнская компания родом из Японии, а также успешные японские компании, такие как Toyota и др.
Наши японские фабрики получают от сотрудников десятки тысяч предложений в год. В Казахстане система постепенно развивается: в прошлом году мы получили 549 предложений, в этом году уже 305. И что самое важное — почти каждое второе внедряется. Например, совсем недавно благодаря неординарному решению механиков мы снизили отбраковку на 2% и сэкономили при этом около 72 000 долларов, также на 2% снизились отходы. Авторы предложения получили от компании хорошее денежное вознаграждение.
3.Препятствия, как и в любом деле, конечно, встречаются. Интересно, что они же могут стать источником прогресса. Как, например, недостаток знаний новых технологий компенсируют обучающие программы, что в конечном счете влияет на повышение эффективности производства. Сотрудники JTI регулярно обучаются, в том числе за рубежом, полученные знания применяют на своем рабочем месте. Например, в прошлом году, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы не только не сократили расходы на обучение, а наоборот, увеличили бюджет на тренинги. Еще одна возможность увеличения производительности — открытое обсуждение руководителя с сотрудником того, что именно от него ожидает компания в новом году и как это осуществить. Эта система ежегодной постановки задач и оценки деятельности у нас так и называется — «Диалог».
Кроме того, наши сотрудники влияют на размер своего дохода через систему бонусов. Размер бонуса зависит от того, как эффективно использовалось оборудование в работе, как соблюдались нормы безопасности труда, выполнения KPI организацией и др. Естественно, наиболее непосредственное влияние на бонусы имеют сотрудники отдела продаж.
И уж, конечно, ничто так не сказывается на производительности труда сотрудников, как место, где они проводят рабочую неделю. Не так давно мы построили одно из самых высокотехнологичных сооружений в Казахстане, которое стало нашим офисом. Несколько особенностей этого здания: здесь действует автоматическая система затенения, реагирующая на яркость дневного света. Энергосберегающие датчики в холодное время года сохраняют тепло внутри помещения. В потолочные панели встроены саморегулирующиеся датчики тепла и влаги — система бесшумной вентиляции. Здание потребляет меньше энергии, чем аналогичные строения, благодаря тройному остеклению фасада. Крыша над атриумом — это целостное полотно с пневмопокрытием, которое реагирует на изменение солнечной активности в течение дня. В интерьере исключительно экологичные материалы, а площадь полностью покрыта сетью Wi-Fi и имеет собственное бизнес-телевидение.
ювелир
1.Производительность труда — это выпуск определенного количество изделий за определенное количество времени. Производительность труда есть и в производстве, и в торговле. Даже у профессора, который занимается наукой, тоже есть производительность труда. Например, рабочие, которые выпускают изделия, — у них есть план, по которому они работают, художники — у них творческий процесс, получается, у каждого своя производительность труда.
2.Само понятие это макроэкономическое. Правительство через банки должно создавать условия для бизнеса, который может увеличить производительность. Вот, допустим, я занимаюсь малым бизнесом. Чтобы повысить производительность труда, один из путей — все время обновлять оборудование, при существующем техническом прогрессе с этим нет проблем, наука не стоит на месте. Если я смогу приобрести новое оборудование, у меня повысится производительность труда, но у нас в Казахстане собственных денег всегда не хватает, поэтому надо кредитоваться, опять же, в наших условиях это невозможно, потому что, во-первых, процентные ставки очень высокие, для производства просто неподъемные, а во-вторых, чтобы кредитование было нормальным, нужно, чтобы именно правительство влияло на банковскую систему. Если бы для нас были какие-то льготы, то нам было бы намного легче. Не для того, кто что-то перепродает, а для реального производителя. Ведь это вполне нормальное явление и так делается во всем мире. А то, что бизнесмен сам может сделать для повышения производительности труда, он всегда сделает. На мой личный взгляд, к сожалению, у нас в правительстве не очень сильные макроэкономисты, ведь то, о чем я говорю, это все элементарные законы экономики и нужно было давно их применить. А лозунгами, как у нас любят выражаться, повышения производительности не добиться.
3.Возможности всегда большие. Но возможности в первую очередь зависят от условий, в которых мы работаем. Если не получается самим, то просто необходимо перенимать опыт западных стран. Там система уже отработана, в том числе и по повышению производительности труда, это не сложно. Надо создать условия для тех, кто занимается реальным сектором экономики. Как я уже сказал, можно было бы пополнить оборотные средства за счет дешевых кредитов, а также создать условия по налогообложению именно для тех, кто производит в реальном секторе, для нас, для тех, кто обувь шьет, металл обрабатывает, то есть не для всех одинаково. У нас есть средства в Казахстане, надо отдельной строкой предусмотреть именно производственников, чтобы создать хорошие финансовые условия, больше ничего не надо. К примеру, один необходимый мне станок из Италии стоит 300 тыс. евро. Если я возьму кредит, пусть даже под 15%, это притом что только говорится, что под 15%, на самом деле он гораздо больше, выходит очень дорого! Само по себе оборудование дорогостоящее, тут еще и проценты! С удовольствием пошел бы и купил этот станок, и моя производительность увеличилась бы в два раза.
В Казахстане есть спрос на нашу продукцию. У государства есть средства, которые помогли бы нам. Есть какие-то фонды, но там все равно проценты неподъемные. Европа, Америка держится на малом бизнесе, у нас деньги, может, и выделяются, но где эти деньги, может, кто-то там между собой распилил, и все. Налоговая тоже два раза в год нас обувает, они говорят, что у них там то саммит, то Азиада, последние миллионы платим… А взамен что? Бизнесмен — это хозяин, и он заинтересован в повышении производительности труда. Но в одиночку нам не потянуть.
Альфия Узбекова, финансовый директор ф-л ТОО «Бакырчикское ГП»
1.Производительность труда — это в первую очередь большой трудовой потенциал высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
2.Решение проблем зависит от бизнеса при непосредственной поддержке государства. Развитие бизнеса должно быть привязано к государственной программе развития регионов.
3.Основные препятствия роста производительности труда — отсутствие финансирования на модернизацию производства, использование устаревших технологий и оборудования, отсутствие специалистов высокой квалификации в производственной сфере.
Главными возможностями для роста производительности являются государственная программа поддержки МСБ, которая работала бы фактически, и ориентирование учебных заведений на подготовку востребованных специалистов. Руководить такой программой должны люди, непосредственно имевшие достаточный опыт ведения бизнеса и знающие его проблемы.
Комментарий независимого редактора – Асета Исекешева, зам. премьер-министра, министр индустрии и новых технологий Республики Казахстан:
Проблема реструктуризации и модернизации промышленности не сходит с повестки дня большинства развитых и развивающихся стран. К решению этой задачи приступил и Казахстан. Реструктуризация промышленности — одна из целей ГПФИИР, а модернизация — ключевой инструмент ее реализации.
Опыт многих развитых и развивающихся стран мира убедительно доказывает, что задачи реструктуризации и модернизации промышленности являются ключевыми в построении индустриально развитой и конкурентоспособной экономики.
Я уже упоминал, что в прошлом году мы провели технологический аудит более 200 предприятий промышленности. Сделанные по результатам аудита выводы легли в основу программы «Производительность-2020», нацеленной на модернизацию действующих предприятий. Программа направлена на повышение производительности основных фондов и снижение энергоемкости производства. Она стартовала два месяца назад. На первом, пилотном, этапе ее реализации мы подготовим к модернизации не менее 50 компаний. На их примере будут отработаны и усовершенствованы инструменты государственного регулирования процессами модернизации. По мере выполнения задачи будут вноситься изменения в саму программу, а также в законодательную базу.
Мы понимаем модернизацию как комплексный процесс, включающий:
• обновление основных фондов и производственных технологий;
• внедрение новых методов управления компанией, в том числе повышение качества персонала;
• совершенствование системы маркетинга и сбыта.
Эти три направления модернизации получат государственную поддержку.
Для решения задачи обновления основных фондов промышленных предприятий мы уже запустили механизм лизингового финансирования через «БРК-Лизинг» в объеме 15 млрд тенге. И это только начало. По нашим оценкам, на предварительном этапе, до конца 2014 года, на модернизацию действующих предприятий потребуется не менее $8 млрд. В перспективе будет увеличен объем финансирования и расширен перечень инструментов.
Современные технологии требуют внедрения и новых методов управления компаниями, новых бизнес-моделей. Поэтому будет создана система подготовки топ-менеджеров среднего звена, высококвалифицированных и компетентных руководителей. В текущем году необходимо обучить и переобучить минимум 300 человек, а в среднесрочной перспективе — ежегодно не менее 1000 человек. Это обусловливает необходимость сотрудничества иностранных инвесторов и казахстанских институтов развития с университетами, реализации специальных программ, требующих существенных инвестиционных объемов. Здесь важно подчеркнуть необходимость развития на предприятиях инструментов и механизмов, стимулирующих инновационную деятельность.
Что касается маркетингово-сбытовых технологий, то, безусловно, этот фактор является ключевым для успеха модернизации. Действительно, эффективность хозяйственной деятельности зависит в равной степени как от каналов поставок сырья и материалов, так и от наличия рынков сбыта. Более того, модернизируемое предприятие нуждается в качественном сырье. Поэтому мы создадим условия для формирования современных рыночных институтов для обеспечения процесса модернизации.
Определяющей является роль национальных компаний, а также крупных иностранных компаний-недропользователей, формирующих спрос. Мы продолжим работу по совершенствованию существующих и созданию новых механизмов и процедур, способствующих вхождению предприятий на их рынки. Это обеспечит повышение казахстанского содержания в контрактах на недропользование.
Все вышеназванные направления модернизации и реструктуризации невозможно осуществить без критической массы соответствующего уровня специалистов, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные и высокотехнологичные процессы. Поэтому мы ставим перед собой задачу запустить программу целевой подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров для обеспечения реальных потребностей строящихся и модернизируемых производств.
Сегодня основными проблемами инновационного развития являются:
а) слабая заинтересованность бизнеса в реализации инновационных проектов,
б) отстраненность отечественной науки и невостребованность ее технологических продуктов,
в) недостаточность финансовых и иных возможностей для разработки и внедрения новейших технологий и техники для многих предприятий реального сектора экономики.
В мировой практике эти функции и задачи решаются в рамках национальных инновационных систем. Они призваны обеспечивать организационные, структурные, правовые и другие условия развития научно-инновационного потенциала, стимулировать полноту реализации инновационных факторов. Поэтому важнейшей задачей является модернизация именно инновационной системы, которая обеспечит эффективную связь науки с производством, а также приток самых лучших и передовых технологий.