среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Белое молоко с черным перцем

Есть ли, к примеру, в Италии ресторан с названием «Амаркорд»? Есть. В Римини, на родине Федерико Феллини. Этот ресторан открыл его друг сценарист Тонино Гуэрра. Но представить, что заведение с таким же названием есть и в Риме, и во Флоренции, и в Милане, и в Венеции, мне трудно.

Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Смоленск, Омск, Стерлитамак, Волгоград, Полтава, Донецк, Одесса, Астана, Бишкек, Ереван — список можно продолжать. Что объединяет эти города, кроме того, что они в прошлом входили в Советский Союз, а ныне СНГ? Вероятно, многое, но я приведу только один факт: во всех этих городах есть либо кафе, либо ресторан с названием «Мимино». И мне кажется, что этот факт достоин Книги рекордов Гиннесса.

Гамарджобат, батоно Вахтанг! Сагамо мшвидобиса! Дзалиан михариа тквени нахва! Я всё правильно выговорил?

— Да. Хорошо получилось! Как будто в Тбилиси сидим… Гамарджобат!

Ну, не будем никого вводить в заблуждение. Мы в Астане, в ресторане «Багратиони», который превосходно воссоздает неотразимое обаяние старого Тифлиса, а наш собеседник — легендарный Буба, он же Мимино, он же всеми обожаемый артист кино и неповторимый шансонье Вахтанг Константинович Кикабидзе… И позвольте первый вопрос: как вы для себя объясняете такое своеобразное продление жизни вашего персонажа?

— Ну, понимаете… Я об одном жалею, когда вспоминаю Советский Союз: там духовность была. Духовность. Это когда люди относятся друг к другу по-человечески. И у них появляются любимые песни, любимые фильмы, потому что они себя чувствуют как бы родными, что ли. Сейчас это все исчезло. Или на глазах исчезает. Я, когда-то очень давно, приехал в США на гастроли, жил в одной семье. Маленькая семья: муж, жена, ребенок. Но мне казалось, что кто-то еще все время рядом. Потом понял: это был Доллар. Вся их жизнь вертелась вокруг баксов. Они могли говорить только про деньги, другое их не касалось. Теперь так и у нас. Почти так. Я не говорю про Грузию и про Казахстан, где еще можно встретить людей, которые живут по-человечески. Не оставят в беде, выручат. Родственники, давние соседи, друзья… Это не комплимент, я знаю, что говорю. Во многих странах этого уже давно нет. Идет такая … э-э-э… за-пад-низация, что ли, и мне это не очень нравится. У моего друга в Москве умерла жена. Я прилетел на похороны. Он живет в обычном четырехэтажном доме. Без лифта. На втором этаже. У православных ведь так принято: если в доме покойник, то крышка гроба стоит у входа, да? И вдруг соседка сверху спустилась и устроила скандал: «Уберите крышку! Ко мне гости придут!» Это что? Это как называется? У нас в Грузии даже телевизор не включают, когда у соседей горе… А, что там говорить…

М-да, как-то невесело у нас начинается беседа…

— Ничего. Еще поговорим и про веселое.

Тогда вспомним «Мимино». Вашему персонажу Валико Мизандари улыбнулась наконец удача: в зале ожидания аэропорта его узнал сослуживец погибшего на войне отца. Узнал, привел к своему другу, большому начальнику. Но вдруг выяснилось, что ветераны ошиблись. «Вылитый Васо!» — твердят они, любуясь красавцем-летчиком, который, однако, упрямо повторяет: «Котэ. Отца Котэ звали…»

— Хэ! А что он еще мог сказать? Он же все понял, старики ошиблись…

Да я, собственно, не об этом. Эпизод-то отчасти автобиографический. Вашего отца, погибшего на войне, тоже звали Котэ… Вот, опять не получается поговорить про веселое…

— А, вот вы о чем. Да. Константин Кикабидзе. Котэ. Все правильно. Его не могли призвать в армию, он добровольцем пошел. У него страшная близорукость была. Но он сказал матери: «Слушай, я так не могу. Мне стыдно…» Погиб в 42-м под Керчью.

Вы его совсем не помните?

— Почти не помню. Сколько мне было? Три? Три года. Да. Ничего я не понимал еще. Только одна картинка осталась в памяти. Мать привела меня туда, где их собирали перед отправкой на фронт. Что-то вроде военкомата. И он вышел к нам. Помню, это был молодой еще мужчина, но почти весь седой. В руках у него был газетный кулек с изюмом. Они с мамой разговаривали, он сидел на корточках и угощал меня изюмом. И все время целовал. Все. Больше ничего не помню.

— Вы на него похожи?

— Очень. Такой же некрасивый. Это мама у нас была красавица, но я не в нее.

— Батоно Вахтанг, ваша мама — тема отдельного разговора! Когда я обратился к вашей родословной, то, к изумлению своему, узнал, что вы прямой потомок князя Багратиони! В этом ресторане на стене висит герб вашего рода…

— Да. Мой дед, Константин Багратиони… Светлейший князь. Да. Он уже был старый, болел. Астма у него была. Но гости у него были всегда. Писатели, артисты, инженеры, адвокаты. Засиживались далеко за полночь, до утра иногда, говорили об искусстве, литературе, пили вино — такими аккуратными маленькими стаканчиками, пьяных не было никогда. И мы, малышня, крутились вокруг стола, нас не прогоняли. И все дети, которые там были, выросли достойными людьми. Это откладывается где-то, это очень важно, среди каких людей растет ребенок. И вот однажды дед вышел к гостям, посидел с ними, выпил стакан вина и пошел спать. Он обычно рано вставал. А утром не проснулся, умер во сне. Его брат лежал в больнице, и все решили: не будем его волновать, не скажем. Но один из общих друзей решил его навестить, пришел такой торжественный, в смокинге. Он ничего не успел сказать, потому что брат моего деда все сразу понял. И умер. Их вместе хоронили. Как сейчас все помню.

А вообще я в детстве нехороший был мальчик. В смысле учился плохо и так далее. Безотцовщина, что говорить. У нас в классе все мальчики были наполовину сироты, почти все. Только у одного был живой отец. Красавец, офицер медслужбы. И когда он приходил в школу к своему сыну, мы на него смотрели с обожанием. А потом, когда он уходил, мы набрасывались на этого пацана и били его. Не со зла! Просто от безысходности какой-то. Сосо звали этого мальчика. Он сильный был, крупнее всех нас. Но мы его жестоко избивали. А его отец понимал все. Никогда не жаловался, не пытался защитить своего сына. Просто он все понимал.

— Тяжело вам жилось в детстве. Голодно было?

— Хм, не то слово. Крошечная комнатка с земляным полом. Ноги у меня до сих пор болят, застудил тогда. Обычно мама поджаривала кусочки черного хлеба, а сверху лук, тоже поджаренный. Он был вроде как вместо мяса. А самое вкусное лакомство, которое помню, это остатки крема, прилипшие к миске. Соседка была у нас, тетя Рая. Еврейка. Она потихоньку пекла на заказ торты для каких-то чекистов, энкаведешников. А керамическую миску с остатками крема давала мне. Она меня очень любила. Но я никогда один не лакомился! Всегда дожидался всю нашу гоп-компанию, и потом «пировали», вылизывали эту миску до блеска.

— Вы не думали обо всем этом написать книгу воспоминаний?

— Почему не думал? Уже пишу. Интересная будет книжка. Я так думаю! Всё, что я вам сегодня рассказываю, уже почти написано.

— Вы жили в знаменитом районе Тбилиси, который называется Мтацминда…

— Да. Это уникальное место. Там сейчас Пантеон, похоронены все великие сыны Грузии.

— И где-то по соседству бегал мальчишка по имени Сережа Параджанов, да? Вы были знакомы?

— Конечно! Сержик был удивительный человек. Но мы выросли и долго не виделись. Когда встретились в Москве, я его не сразу узнал.

— Параджанову не понравился фильм «Не горюй». Почему? Это же гениальная картина, в которую просто влюбился сам Федерико Феллини…

— Ну, не знаю. У великих людей есть свои странности и слабости. Как-то едем по Москве в машине Георгия Данелии, уже шли съемки «Не горюй». И вдруг видим, что какой-то бородач отчаянно голосует, но никто не останавливается. Данелия говорит: «Давай возьмем этого беднягу!» Едем дальше, они оживленно разговаривают, потом бородач вышел. Я спрашиваю Георгия: «Кто это?» — «Как кто! Это же Сержик Параджанов! Знаешь, что он про меня говорит в киношных кругах? Что я очень посредственный режиссер…» (Смеется.)

— Судьбе было угодно, чтобы вы встретились с Георгием Данелией, и в результате вышли в свет незабываемые, потрясающие фильмы, среди которых «Не горюй», на мой взгляд, заслуживает по крайней мере «Оскара»…

— А у меня есть «Оскар»! (Хохочет.) Мне в Сан-Франциско вручили диплом Академии искусств, диплом вполне настоящий. Как раз за фильм «Не горюй». Но эту статуэтку, этого «Оскара», они купили в сувенирной лавке! (Хохочет.)

— Какой ваш любимый эпизод в этом фильме?

— Ну, если в актерском плане… Наверное, это танец Бенджамена на сватовстве в доме доктора. Этакий дурак, облаченный в визитку, отплясывающий безумную лезгинку… (Хохочет.)

— А я вот без слез не могу смотреть сцену «похорон заживо». Особенно ту ее часть, когда Бенджамен поет старинную церковную песню, старик плачет, а камера вдруг скользит в окно, а там двое мальчишек несут тяжелый кувшин с вином…

— Да-да, потом останавливаются, меняют натруженные руки и дальше бредут. Вот в этом весь Данелия. «Мимино» тоже прекрасный фильм, но это все-таки бытовая комедия. Хотя и там много философии спрятано. Знаете, после перемонтажа из фильма исчез один персонаж. Он не главный, но очень важный был, без него как раз исчезла философская глубина. Старик-кузнец, который живет в этом горном селе… Жалко. Там финал был совсем другой — очень смешной, но именно мудрый. И мысль была четко выражена: надо быть везде, но жить нужно дома!

— Но мне кажется, что эта мысль осталась! Ведь о чем фильм, на мой взгляд: достался тебе ослик маленький, а ты чувствуешь себя наездником великим! Тогда сделай все возможное, чтобы оседлать породистого скакуна, покажи на нем чудеса джигитовки, а потом скажи: «Э, ребята, мне домой пора. Там меня мой ослик заждался. Мой маленький вертолет, которого так ждут мои родные люди в моих суровых, но родных горах». И я не могу избавиться от чувства, что в этом фильме вы сыграли не роль, а свою человеческую судьбу…

— Да, может быть. Когда снимали фильм «Фортуна», я предложил Данелии такой эпизод. Мой герой — старик, грузин, бывший капитан дальнего плавания. Он всю жизнь прожил вне своей родины. И вот у него вдруг появилась такая странная привычка: он пьет молоко, потому что вино уже нельзя, возраст. Но в молоко он сыплет черный перец!

— Здорово! И это про вас. Точно.

— Конечно! Данелия из вредности отказался его снять, а недавно сказал мне: «Жалко. Хорошо ты придумал, Буба!»

Оставить комментарий

Антресоли

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33