Хлеба и… нефти
Если внимательно присмотреться к истории, то СССР появился не в ноябре 1917-го, а гораздо позже — в 1929 году, когда в стране родилась первая карта индустриализации. Именно она связала в одно целое разрозненные, слабо связанные территории, которые в любой момент могли распасться. Единого взаимосвязанного и взаимодополняющего экономического комплекса эти территории собой не представляли. Вследствие такого положения дел СССР и политически был весьма плохо организован, что грозило активизацией центробежных тенденций в нем и развалом государства.
Именно в 1929 году в СССР началась первая пятилетка, была проведена коллективизация, позволившая высвободить значительные количества зерна для закупки оборудования за рубежом и финансирования форсированной индустриализации. За четыре года, с 1929-го по 1933-й, построены около 1500 крупных промышленных предприятий и созданы целые отрасли, ранее не существовавшие: станкостроительная, авиационная, химическая, производство ферросплавов, тракторостроение, автомобилестроение и др. Был создан второй промышленный центр за Уралом (первый — в европейской части страны) — обстоятельство, в конечном счете решившее исход Великой Отечественной войны.
Всё это требовало гигантского увеличения производства ресурсов и форсированного создания инфраструктурной сети. В кратчайшие сроки в слаборазвитой стране были осуществлены колоссальные преобразования. Масштаб реализованной программы был беспрецедентным, история человечества еще не знала ничего подобного.
«Этот пятилетний план был составлен после самых тщательных размышлений и исследований. Вся страна была изучена под этим углом зрения учеными и инженерами, многочисленные эксперты обсуждали проблемы приведения одних частей плана в соответствие с другими частями. Ибо подлинная трудность заключалась именно в этом сбалансировании. Много ли проку в создании крупного завода, если для него нет сырья? А если даже сырье имеется, то его еще надо доставить на завод. Приходилось, таким образом, решать также проблему транспорта, строить железные дороги, а железные дороги нуждаются в угле, так что требовалось сооружать угольные шахты. Сам завод, чтобы работать, нуждается в электрической энергии. Чтобы снабжать его электроэнергией, надо было производить ее при помощи силы падающей воды, а следовательно, строить плотины на больших реках, а затем передавать электрическую энергию по проводам на заводы, сельскохозяйственные предприятия и для освещения городов и деревень. И всё это, в свою очередь, требовало инженеров, механиков и обученных рабочих, а создание в короткое время многотысячных кадров обученных мужчин и женщин — дело нелегкое. Можно было, допустим, направить в сельскохозяйственные предприятия множество тракторов, но кто стал бы на них работать?» — пишет в своей книге «Асимметричная экономика» Курбан Ахметов.
Одна очень любопытная деталь, которая дает ключ к разгадке этого чуда: государство создало несколько государственных монополий, и в первую очередь — на хлеб и внешнеэкономическую деятельность. Отсюда вывод: именно сельское хозяйство, а точнее зерно, позволили поднять промышленность СССР.
«А при чем тут нефть?» — спросите вы. В том-то и дело, что ни при чем. Просто мы не провели форсированную индустриализацию ни за счет нефти, ни за счет хлеба. По крайней мере за прошедшие двадцать лет…