Казахстан, Россия и Беларусь гармонизируют антимонопольное законодательство
«Разница в акцизах на нефтепродукты в трех государствах достигает 10-20 %, - говорит Нурлан Алдабергенов. - Это приводит к тому, что в приграничных областях мы наблюдаем различный уровень розничных цен. Нам необходимо унифицировать акцизы. В противном случае из тех регионов, где бензин дешевле, его будут вывозить в те, где он дороже, искусственно создавая дефицит. Бизнес не спит, с такими случаями мы уже сталкивались. Что касается развития параллельного импорта в трансграничных областях, то благодаря этой мере выиграют в конечном итоге рядовые потребители».
«Цены на некоторые товары, например, детские автомобильные кресла, велосипеды, спортивную одежду, запчасти для легковых автомобилей могут снизиться на 40-60%...»
Нурлан Алдабергенов также рассказал, что у ЕЭК восемь направлений деятельности, конкурентная политика трех государств - одно из них.
Границы открыты, товарооборот между тремя странами очень большой, - говорит Нурлан Алдабергенов. - Сейчас в каждой стране действует свой закон о конкуренции, существенных различий между ними нет. Однако каждый из них предусматривает различные меры реагирования на различные нарушения. Нам нужно их сблизить, и в июле 2013 года на уровне трех государств принять модельный закон о конкуренции...
В Евросоюзе, куда входит 27 государств, пока не получается гармонизировать законодательство о конкуренции - слишком много стран, сложно договориться. Казахстану, России и Беларуси в этом смысле проще. В Беларуси законопроект сейчас находится на рассмотрении в правительстве, в России он должен в ближайшее время поступить в аппарат правительства, а затем в Госдуму, в Казахстане уже прошло первое чтение в нижней палате парламента.
В модельном законе о конкуренции найдут отражение вопросы злоупотребления доминирующим положением на рынке, недобросовестной конкуренции, государственного ценового регулирования, запрета антиконкурентных соглашений. Спорные вопросы нарушения законодательства уже сейчас рассматриваются в Минске судом ЕврАзЭс.
Кроме того, в 2013 году запланирована передача части полномочий по антимонопольному регулированию от национальных антимонопольных органов Евразийской экономической комиссии.
- Передача полномочий будет проходить поэтапно, - говорит зам руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов. - В первую очередь будут переданы полномочия по контролю за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию. Следом - по контролю за соблюдением запрета на бюджетные соглашения. И, наконец, за соблюдением запрета злоупотребления доминирующим положением. При этом не предполагается передача на наднациональный уровень вопросов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, слияния и поглощения компаний.
В рамках межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) ФАС России провела несколько целевых аналитических исследований рынков. В случае если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, которые носят трансграничный характер, МСАП совместно с национальными антимонопольными органами их пресекает. Такие исследования были выполнены по рынкам авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных товаров и другим. Вот только один из успешных примеров сотрудничества: тарифы на услуги связи в роуминге снизились на 150-200 процентов, а в отдельных случаях - на 600 процентов.
Одна из задач, которые стоят перед Евразийской экономической комиссией, - создание такой системы электронных аукционов, при которой каждый предприниматель в любом из трех государств мог бы беспрепятственно участвовать в государственных и муниципальных закупках.
К 2015 году Казахстан, Россия и Беларусь намерены принять общий Антимонопольный кодекс.
К слову
Единая экономическая комиссия создана решением президентов России, Беларуси и Казахстана и действует с 1 января этого года. Это единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и не подчинена правительству какой-либо из трех стран. При этом решения комиссии обязательны для исполнения на территории всех трех государств. Основная задача ЕЭК - обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.
Источник: Российская газетаrg.ru