Накопительная пенсионная система показала свою несостоятельность
Так коротко можно суммировать тезисы, сформулированные директором Центра макроэкономических исследований Олжасом Худайбергеновым на дискуссии в Институте политических решений. На1 октября этого года в пенсионных фондах Казахстана пенсионные накопления вкладчиков составили 3,036 трлн тенге. Однако выгоду из этого извлекает главным образом государство, получившее возможность реализации различных крупных проектов за счет внутренних источников финансирования. Не внакладе и администрация пенсионных фондов, взимающая за свои услуги 15% от инвестиционных доходов плюс 0,05% от объема активов. Но 8,3 млн вкладчиков (что соответствует 5,8 млн наемных работников) в проигрыше по всем статьям.
Доля чистого инвестиционного дохода в предыдущие годы варьировалась в пределах 24-28%, а сейчас упала до 20-22%, говорит Олжас Худайбергенов. Этого совершенно недостаточно: средневзвешенная доходность фондов по умеренному портфелю составляет за 5 лет 25%, в то время как накопленный уровень инфляции за тот же период - 55%. Таким образом, денежки вкладчиков горят синим пламенем. Однако и это еще не все. По официальным данным, накопленная потребительская инфляция с 1 января 1998 года по август нынешнего составляет 234,1% (то есть имеет место увеличение в 2,3 раза), промышленная инфляция составляет 483% (в 4,8 раза). А вот среднемесячная номинальная заработная плата за тот же период выросла до 1 100% (в 11 раз!). Такая большая разница говорит о явном занижении цифры потребительской инфляции.
В активах пенсионных фондов доля вложений государственных ценных бумаг (ГЦБ) республики составляет 51,2%, что нивелирует суть накопительной пенсионной системы. Создается впечатление, что ГЦБ и пенсионные фонды «созданы друг для друга». Об отсутствии в руках фондов эффективных финансовых механизмов говорилось очень много, но нет никаких признаков того, что ситуация каким-то образом изменится. Все это привело к тому, что на данный момент средний размер пенсий упал до 26% от средней номинальной зарплаты и поднимается искусственно до 37% за счет базовой пенсионной выплаты (критическим уровнем, чреватым непредсказуемыми социальными последствиями, считается 30%, а комфортным - 70%). Таким образом, накопительная пенсионная система Казахстана не выполнила тех посулов и ожиданий, которые провозглашались при ее создании. Кстати, у чилийской накопительной пенсионной системы, которая была взята за образец, тоже большие проблемы.
Ответная реакция населения не заставила себя ждать - накопительной пенсионной системе граждане не доверяют и относятся к ней как к оброку. Огромная трехмиллионная армия самозанятых и безработных вообще не имеет никаких пенсионных отчислений на старость лет, или же они лишь номинально присутствуют, в мизерном количестве. Что ждет этих людей через 15-20 лет, неизвестно.
Предложение поднять пенсионный возраст для женщин, помимо очевидной «взрывоопасности» этой затеи, не выдерживает критики по многим другим соображениям. Непонятно, на какие средства будут существовать 58-летние женщины в обществе, где и сорокалетним мужчинам не хватает работы. Но даже если женщины пенсионного и предпенсионного возраста и сохранят свои рабочие места, то это по закону сообщающихся сосудов означает дополнительные проблемы в трудоустройстве молодежи, которая претендовала бы на освобождающиеся вакансии.
- Кроме повышения пенсионного возраста для женщин, никаких других конкретных предложений мы не услышали. Где расчеты, где предложения, почему нет нормального анализа? - спрашивает член комитета по экономической реформе мажилиса парламента Мурат Абенов. - Мне кажется, что ситуация настолько сложна, что никто не хочет открыто об этом говорить. Понятно, что мы с накопительной пенсионной системой зашли в серьезный тупик, из которого трудно выйти. Но если мы будем делать вид, что ничего не происходит, будем продолжать поддерживать пенсионные фонды, то кризис, в конце концов, наступит.
Источник: «Экспресс К»