среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мужской бизнес

Нурали Ахметво, генеральный директор КМК "Астана Моторс"

Мы что обсуждать будем? Каково нам в кризисе? Принято говорить, что сейчас тяжело, а я не хочу говорить, что нам плохо, что мы «попадаем». Зачем? И так все знают. И так о проблемах автодилеров все пишут, то одно издание по нам пройдется, то еще кто, а сейчас еще госпожа Бендзь напишет, что «Астана Моторс» еле стоит на коленях, пытается выжить. А рассказывать о так называемых «креативных решениях» — сложно. Скажут: «Что он, идиот? Все умирают, а он такой радостный — улыбается, типа у меня все хорошо»

 — Давайте подойдем к ситуации с точки зрения того, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. Я считаю, что все эти экономические катастрофы — повод понять, что делается не так, и как-то начать двигаться по-другому. Вы же не собираетесь завтра закрываться или банкротиться, у вас же есть планы по выходу из кризиса? Каким образом вы планируете выбраться из этой ситуации?
— В 90-е годы для нас самым главным были продажи автомобилей, доход от них составлял 80%. Теперь, когда ситуация поменялась, когда стало понятно, что на продажах машин много не заработаешь, наши интересы изменились — мы развернулись в сторону продаж запчастей и сервиса. Но все это не так легко, как вам может показаться: нужно закупить
запчасти, развернуть сеть продаж. Этот рынок уже захвачен, нужно побеждать.

— А как именно вы собираетесь побеждать?
— Ценами, только ценами! По таким маркам, как «BMW», «Subaru», нам держать конкурентные цены немного легче, потому что у нас прямой контракт с производителями, мы официальные дистрибьюторы. А такие мировые производители, как Toyota, Nissan, открыли в Казахстане собственные дистрибьюторские центры. Они устанавливают цены на автомобили в соответствии с рыночными показателями, и мы надеемся, что эти цены будут конкурентными.

— Как вы собираетесь уговорить потребителя прийти на ваш сервис, если у него уже есть, как почти у всех в этой стране, свой зубной врач, свой косметолог и свое СТО?
— Специфика автосервиса как бизнеса в том, что сегодня машины становятся все сложнее, и для их обслуживания требуются высококвалифицированный персонал, специнструмент, современное диагностическое оборудование, а это есть только у официальных представителей автоконцернов. Поэтому мы в этом плане вне конкуренции.
Вы знаете, основная проблема в том, что человек приезжает на сервис и месяцами ждет запчасть. Номер 1 — это обеспечение запасными частями, чтобы человек не ждал. Второе и самое главное — это квалификация механика. Третье — это квалификация сервисного персонала, который непосредственно работает с клиентом. Чтобы клиент пришел к нам в следующий раз, ему должно быть удобно, тепло и психологически комфортно.
Мы запустили программу приоритетного развития автосервиса год назад. Как это будет работать? Мы организовали склад запчастей и запустили процесс управления складскими запасами. Если раньше мы возили запчасти срочными поставками, то теперь — контейнерами. Продали одну деталь — заказали такую же, формула простая. Это японский принцип. Если выйти на уровень, когда действительно есть складской запас, идет расход и тут же пополнение, то эта схема позволит получать прибыль. Но сначала это только инвестиции.

— А где вы берете деньги на развитие сервиса?
— Организовать сервис-центр хорошего уровня стоит примерно пять миллионов долларов. Это запасные части, логистика. Основные затраты приходятся на организацию склада запчастей. Где деньги берем? В основном это кредиты — других денег пока нет, и при ставке 16%, признаюсь, нам тяжеловато.

— Казахстанский рынок очень маленький, и понятно, что емкость его в ближайшей перспективе при таких доходах населения микроскопическая. Где резервы для зарабатывания денег, для роста бизнеса?
— Понятно, что говорить о большой доходности сложно, приходится выворачиваться. Разговор идет о процентах, поэтому важны масштабы, поэтому у нас пять брендов, чтобы как-то обезопасить бизнес, и если один бренд не пошел, двигаться за счет другого. Сейчас из пяти продаваемых нами брендов три нас вытягивают, а два мы поддерживаем. Конечно, это очень сложный бизнес, долгосрочный. Срок окупаемости — 7—10 лет, потому что в течение трех лет машины меняются, это опять новые инструменты, нужно покупать новое оборудование.

— Снижаете ли вы цены на сервисные услуги?
— Мы цены не снижаем, но и не поднимаем после девальвации. У потребителей есть мнение, что если сервис официальный — значит, дорогой, недоступный. Мы разрабатываем программы лояльности для клиентов — скидки для членов автоклубов, специальные цены на запасные части. Для того чтобы увеличить объемы, привлекаем ту часть наших клиентов, которые раньше обслуживались у «дяди Васи в гараже». К нам может прийти любой человек с любой машиной. Ну конечно, обслуживать «Фольксваген» на «Тойоте» нелогично, а так никаких ограничений.

— Вы сокращали персонал?
— Люди — самое главное, если сейчас всех уволить, с кем работать останемся? Пытаемся удержать. Просто сейчас идти некуда, везде еще хуже. Да, у нас были сокращения. Сегодня у нас работают 550 человек, в лучшие времена было 950. Пик был в 2007 году. Раньше у нас была региональная стратегия — как можно больше региональных дилеров, с которыми мы работаем. Сейчас мы стараемся это сократить, потому что это ведет к дополнительным расходам с нашей стороны — обслуживание складов, страховка, доставка, сервис и т.д.

— На какую долю доходов от сервиса вы рассчитываете?
— На те же 70%, что были раньше от продажи машин. Сейчас, во время кризиса, когда машины не продаются, мы только за счет сервиса и будем жить. А дальше все будет зависеть от того, как проснется рынок.

— Бренд «Астана Моторс» ассоциируется с «Тойотой», а главное конкурентное преимущество концерна «Тойота», на мой взгляд, — это его философия. Ваш японский партнер делится с вами своими методиками организации производства, управления проектами? Насколько глубоко вы сотрудничаете с «Тойотой»?
— Мы с первого дня работаем с ними в тесном сотрудничестве. Как планируется машина, как заказывается, как рынок изучается. Потому что очень сложно предусмотреть, что будет продаваться на рынке, а что нет. Как оформить автосалон, как менеджер должен подходить к клиенту, как он должен разговаривать с ним.
В продажах автомобилей важно все — от состояния туалета в дилерском центре до внешнего вида топ-менеджера, и эти детали не только обсуждаются, но рекомендации поставщика неукоснительно выполняются. Что касается участия в разработке моделей, то здесь надо понимать, что, например, в Германии продается 3 миллиона автомобилей в год, в США еще больше, в Японии — где-то на этом же уровне. В России в прошлом году продали 3 млн 200 тысяч автомобилей. В Казахстане продано всего 30 тысяч новых автомобилей. Автопроизводители считаются с мнением больших рынков, а что касается таких рынков, как Казахстан, им легче отказаться выводить на рынок автомобиль, чем дорабатывать его для наших условий.

— А каков ваш типичный покупатель?
— Вы знаете, лет 10 назад к нам приходили люди, которые просили не указывать стоимость автомобиля, чтобы уклониться от каких-то налоговых проверок. Пару лет назад наш типичный покупатель — это человек из так называемого среднего класса, берущий машину в кредит. Сейчас автокредитов нет, и покупают в основном состоятельные люди дорогие автомобили. Хотя я считаю, что сегодня хорошее время, чтобы покупать машины. Цены упали на 15%, а по некоторым брендам и на 50% по сравнению с тем, что было в 2007 году. Сейчас можно выгодно купить новую машину. Чуть позже, если ситуация изменится, таможенные пошлины возрастут, машины будут дороже, и мы будем завозить меньше.
Вот Вы говорите о кризисе, а я считаю, проблема в том, что не только мы не в ту сторону развивались, накачивая кредитный пузырь, — весь мир раздулся. Пузырь был нереальным, а сейчас все встает на свои места. Чудес не бывает. Когда в октябре прошлого года мы говорили, что у нас кризис, нам никто не верил и никто не понимал. Потом побежали спрашивать, как в кризис надо работать, они сейчас с нами советоваться стали.

— То есть сейчас вы уже привыкли к работе в кризисных условиях и все устаканилось, я правильно понимаю?
— Ситуация с каждым днем ухудшается, это честно. Естественно, мы планируем, у нас есть краткосрочное и долгосрочное планирование на 5 лет, на 3 года, на 3 месяца. Раньше можно было себе это позволить. А сейчас как можно планировать, если мы не знаем, что будет завтра? Не только мы не знаем — никто в мире не знает, какой курс доллара будет, какой курс йены, что еще произойдет.

— Существует мнение, что дилерство — это бизнес несерьезный, дилеры ничего не производят, только перепродают…
— В 1992 году Нурлан Смагулов заключил первое дилерское соглашение с «Тойотой». Давали право продавать автомобили при условии вложения денег в сервис по определенным стандартам. Это оборудование, техника, обучение. «Астана Моторс» создала авторизованную сервисную станцию «Тойоты» в 1995 году, центр «Жетысу» в 1999-м. Первый авторизированный сервис «Тойоты» на территории бывшего СССР открылся в Находке в том же 1995 году, а в Москве — в 1997-м. В этом плане «Астана Моторс» — пионер. Автомобильный рынок во всем мире по налогам, ведению бизнеса находится на ведущих позициях. Может быть, не совсем корректно говорить, что у нас в Казахстане к автомобильному бизнесу никогда не было серьезного отношения. Нас ставят на один уровень с барахолкой, и это мнение мы не можем сломать в течение всего времени, которое находимся на рынке. При этом мы, в отличие от барахолки, не занимаемся контрабандой, мы инвестируем большие деньги в сервис, запасные части, работаем цивилизованно. Но надо понимать, что мы изначально не на равных позициях с «серыми» дилерами. Я, официальный представитель завода-производителя, считаю каждую копейку, плачу пошлину, НДС, все налоги. В итоге я не могу конкурировать с человеком, который привезет тормозные колодки в чемодане из ОАЭ. У меня никогда нет такого запаса маржи. Тот же самый «дядя Вася», он разве платит экологической службе, пожарникам? Я на виду, а куда, как вы думаете, первым делом идет налоговый инспектор, пожарник? Он идет на проспект Суюнбая, где 3 тысячи квадратов, которые никуда ты не денешь, воротами не закроешь, и это большая проблема, и поддержки у нас нет и никогда не было. Вы понимаете, у нас всего-то три серьезные компании на рынке: «Астана Моторс», «Меркур» и «Жетысу». Никто сразу к нам не идет, но все переговоры заканчиваются у нас в кабинетах, потому что никто в этой стране, на этом рынке не собирается больше инвестировать деньги в этот бизнес.

— А почему Вы этим бизнесом занимаетесь? Потому что все мальчики любят играть в машинки?
— Я недавно беседовал с коллегой из Германии, которому за 60, и 35 лет из них он работал в этом бизнесе. Я спросил его, неужели у него в жизни не было ничего более интересного. В ответ он предложил мне назвать другую такую же интересную профессию для мужчин. У нас каждые два года новая модель, презентации, выставки, чем тебе не нравится этот бизнес? И самое главное — он на 100% мужской.

Оставить комментарий

Антресоли

Глубина падения Глубина падения
Редакция Exclusive
05.03.2009 - 11:59
ProЯзык ProЯзык
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:10
Новая кровь Новая кровь
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:10
Газовая удавка Газовая удавка
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:10
Взгляд Взгляд
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:08
Идея идее рознь Идея идее рознь
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:08
Гимн как отражение Гимн как отражение
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:08
И де я нахожусь? И де я нахожусь?
Редакция Exclusive
03.02.2009 - 10:07
ЭРА встретившихся рук ЭРА встретившихся рук
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:34
Казахстан—2008: Казахстан—2008:
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:34
ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ДЭН ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ДЭН
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:34
В группе В группе
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:33
Кто на новенького? Кто на новенького?
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:32
Пристегните ремни! Пристегните ремни!
Редакция Exclusive
29.12.2008 - 16:32
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33