Взгляд из Астаны
Наталья Абсалямова
Вопрос повышения экспортных пош-лин на ввоз автомобилей обсуждается уже много лет, и у нашего ведомства однозначная позиция по этому вопросу. Для того чтобы развивать свой автопром, чтобы был реализован проект по производству нового класса машин совместно с «Рено» и «Ниссаном», мы должны, как все страны мира, которые производят машины, делать это. Глава государства сказал, что в кризис надо готовиться к подъему, поэтому сейчас надо стремиться к открытию новых производств.
Как известно, недавно был принят закон о гармонизации таможенного законодательства между Казахстаном и Россией. Поскольку мы идем к единому таможенному пространству, то, естес-твенно, политика в отношении экспорта у нас должна быть одинаковой. Необходимо выравнивать таможенные тарифы, в противном случае страна-партнер может понести убытки.
Сегодня трудно сказать, своевременно или нет повышение таможенных пошлин на автомобили. С одной стороны, ограничение ввоза подержанных иномарок — вопрос экологический, с другой стороны, мы понимаем, что средний доход казахстанцев сегодня таков, что они не могут брать новые дорогостоящие машины.
Я думаю, нужно, чтобы правительство выдержало баланс, чтобы обеспечить спрос нашего населения и удержать цену на автомобили. Ведь в любом случае большинство авто будут импортными, поскольку то предприятие, которое сейчас в нашей стране собирает собственные машины, обеспечить спрос не сможет. Нужна комплексная программа, которая позволит реализовать эту задачу.
А в принципе идеологию повышения экспортных пошлин я приветствую. Как бывший предприниматель, я не могу не осознавать, что казахстанские товары по целому ряду причин не могут конкурировать с зарубежными аналогами. В условиях кризиса — тем более. Я имею в виду не только автомобильную индустрию, но и всю промышленность в целом.
Если вспомнить мировую историю, то страны, страдавшие от кризисов, первым делом защищали свои производства высокими пошлинами. В Китае ставки на ввоз автомобилей составляют сто процентов и совершенно отсутствует плата за ввоз комплектующих. Вот по этому пути нам надо пойти, в противном случае мы никогда не поднимем казахстанского производителя.
Я не хочу долго рассуждать на эту тему. Давайте рассмотрим ситуацию на примере. Взять тот же джип «Тойота Лендкрузер-200». В России он стоит 78 тысяч долларов и столько же в Казахстане, при том что у соседей таможенная пошлина составляет 25 процентов, а у нас — всего 10. Это означает, что наши автодилеры имеют больше маржи, чем их российские коллеги. Вот поэтому необходимо призвать их к порядку. Тем более в такое непростое время.