Пять вопросов
Ольга Бузулуцкая
Увидев несколько лет назад на улицах города симпатичную машину со странным (как тогда показалось) названием Chery, я тогда никак не могла идентифицировать ее производителя. Уже позже выяснила, что это китайский автопром начал активно завоевывать наш рынок. Что же это за машины? В каком виде они представлены в Казахстане и смогут ли они вытеснить собой огромную армию подержанных европейских и японских автомобилей?
Вопрос первый
«Что это?»
Сейчас я езжу на подержанном авто японского производства. И не раз уже подумывала: а не поменять ли мне мою старенькую машинку на новую, правда, китайскую (по принципу «хорошее авто — это новое авто»)? Изучив немного рынок, пришла к выводу, что моя почти 15-летняя машина стоит примерно столько же, сколько новенькая китайская малолитражка. Задумалась и пошла спрашивать совета у знакомых автолюбителей.
Ответы меня несколько разочаровали. В основном все сводилось к тому, что делать объективные выводы об этих машинах еще рано, так как сейчас в Казахстане нет ни одного старого китайского авто (всем имеющимся не более четырех лет).
Знакомые убеждали меня, что, возможно, эти авто рассчитаны лет на 5, а потом ее можно просто выбрасывать (наверное, печальный опыт пользования китайскими товарами автоматически переносится на всю продукцию с надписью «Made in China»).
Кстати, никто из моих друзей лично на китайском авто не ездит. Поэтому решила продолжить изучение продукции китайского автопрома.
Изучение продолжилось на Интернет-форуме «Центр тяжести». Нашла вот такие мнения теперь уже реальных владельцев китайских машин (стилистика и орфография авторов сохранены).
Marik-444
Я рад покупке китайского авто, хотя у меня братишка взял другого завода. Качество жуткое, красили сразу железо без грунта вообще. А моя меня еще не разу не подвела.
Данилыч
У моего кента есть китаец HOVER уже год. Машинка класс Имхо. 2.4 механика 5 ступка 4х4.Задний привод постоянный передок подключаемый. В прошлом году весь сезон да и зимой на рыбалку мотались, где только не бывали. Заезжали недавно на диагностику ходовки и там сказали что все еще в хорошем состоянии (как новое) и делать ничего не надо. А вот у его брата пикап китайский (не помню название) так вот это полный отстой! Видно сразу и невооруженным глазом. Так что китаец китайцу рознь.
ProSys
faw vita стоит 1331000 тенге с механической коробкой (с автоматом будут в августе). Задумка и оснащение хорошее, но вид изнутре вызывает ощущение, что проедет она немного... . Хотя это и мое ИМХО.
Ну да ладно, с советами и мнениями все более-менее ясно. Но вот вопрос — а что, собственно, предлагает китайский автопром (разумеется, кроме интересующих меня малолитражек)?
Вопрос второй
«Китайское чудо или?..»
Вообще китайская автомобильная промышленность относительно молода — ей немногим более 50 лет. Но в течение этого полувека Китай на мировом рынке никак не воспринимался в качестве страны-автопроизводителя. Выпускаемые авто были предназначены в основном для внутреннего спроса (да и само государство было, в общем-то, довольно закрытым).
Ситуация начала резко меняться около 10 лет назад. За это время Китай довольно серьезно заявил о себе на мировом автомобильном рынке. Кроме того, что в стране действовали заводы по сборке некоторых моделей европейских машин, китайские автопроизводители начали выпуск всех видов собственных авто. Правда, многие из них очень уж похожи на модели американского и европейского производства 80—90-х годов выпуска (любопытный факт: многие известные в мире производители судятся с китайскими заводами за откровенное копирование моделей авто).
Сегодня в Китае насчитывается около 30 национальных марок. В мире самыми узнаваемыми стали Chery, Great Wall, Chana, FAW.
КНР за относительно короткое время сумела выйти на 8-е место среди стран-автопроизводителей и сегодня находится на 3-м месте среди азиатских государств по количеству выпущенных автомобилей (после Японии и Кореи). На крупнейших автосалонах китайские авто представлены тоже достаточно серьезно.
По информации компании «Orient Auto», официального дилера Great Wall и Hafel в Казахстане, в секторе легковых автомобилей наиболее крупные рынки сбыта для китайских марок — Россия, Украина, Чили, Алжир, Пакистан, Сирия, Саудовская Аравия, Куба, Колумбия, Марокко. Казахстан является важным рынком сбыта китайских коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов. В Европе представлены три марки — Great Wall (Италия, Румыния, балканские страны), Brilliance (Германия) и Chery (сборка модели «Tiggo» в Италии под брендом «DR Motor»). В 2010 году намечается выход марки «Chery» на австралийский и турецкий рынки.
Генеральный директор компании «Orient Auto» Сергей Овчинников рассказывает, что Китай, как и любая крупная страна, проводит особую политику в области автопрома — это стремление получить новые технологии и насытить местный рынок за короткий период путем создания СП с ведущими мировыми автомобильными компаниями.
«Для развития авторынка Китай постоянно строит новые дороги, поддерживает разумные цены на бензин и дизельное топливо и активно вводит стандарты «Евро» в области экологии автомобилей (сейчас в Китае действует стандарт «Евро-3»). Китай также стремится сделать отечественные бренды более конкурентоспособными в целях стимулирования экспорта автомобилей путем закупок лицензий на двигатели и выпуска комплектующих местными фирмами».
Вопрос третий
«Цена или качество?»
Китайские автомобили в Казахстане сегодня составляют конкуренцию российским машинам, авто узбекской сборки и самому большому сегменту казахстанского авторынка — подержанным авто из Европы и Японии.
Российские и узбекские авто хоть и находятся в одном ценовом сегменте с «китайцами» (10—15 тысяч долларов), но явно им уступают — хотя бы по внешнему виду и более широким набором опций.
Старые европейские и японские машины по своей цене тоже в какой-то степени могут конкурировать с «китайцами», но вот по качеству китайским все-таки до них далеко. Поэтому ожидать, что китайские авто заменят в Казахстане «б/у-шные» машины, еще не приходится.
Сергей Овчинников считает, что в случае повышения таможенных пошлин на ввозимые иностранные авто на 30% китайские автомобили могут оказаться вообще вытесненными с казахстанского рынка. «Если японские или европейские авто все равно будут покупать, даже если цена на них повысится (так как люди доверяют марке, они уверены в качестве, и эти авто довольно престижны), то с китайскими машинами такого не будет», — уверен Сергей Овчинников. Поэтому все-таки главным фактором при покупке китайского авто остается его относительно невысокая цена.
Вопрос четвертый
«Кто покупает?»
Первые китайские машины были завезены в Казахстан в 2003 году. Это были коммерческие и грузовые автомобили. Легковые и внедорожники появились в нашей стране только в 2005 году.
По данным, предоставленным компанией «Orient Auto», малолитражки предпочитают больше женщины, внедорожники — в основном мужчины среднего возраста. Пикапы покупают мужчины среднего возраста и юридические лица. А вот коммерческие автомобили интересны мужчинам-предпринимателям и юридическим лицам. Из особенностей можно отметить значительную часть покупателей, которые связаны бизнесом с Китаем и проживают в приграничных районах. Также пикапы популярны в регионах, занимающихся нефте- и газодобычей.
Есть и своя специфика. В Алматы, например, небольшим спросом пользуются легковые машины с механической коробкой передач, а китайские авто еще мало оснащены «автоматами» (производители планируют осуществить это в ближайшее время).
В то же время в Алматы хорошо продаются пикапы с механической коробкой. Этот факт объясняется тем, что аналогичные японские пикапы также оснащены «механикой», и поэтому здесь решающий фактор — более низкая цена «китайца». Кстати, любопытно, что пикапы покупают в качестве второй машины для охоты или каких-либо других экстремальных увлечений.
В то же время пикапы не пользуются спросом у казахстанских сельхозпроизводителей (хотя машина более всего для них удобна). Отечественные фермеры предпочитают авто самых низких ценовых категорий — это старые машины еще советских времен или европейского производства.
Сегодня в Казахстане существует всего три компании—официальных дилера китайских автомобилей. Большой процент продаж приходится на долю так называемых «серых продавцов» — по приблизительным данным, это около 40% всех китайских автомобилей в Казахстане.
Как правило, простому человеку невыгодно ехать за одной машиной в страну-производитель. Но обычно машины «для себя» из КНР привозят жители приграничных районов и люди, которые ведут бизнес в Китае.
Больше всего китайских машин сосредоточено в Восточном Казахстане, Алматы и Алматинской области, Астане и Актобе.
Вопрос пятый
«Кризис: покупаем или нет?»
В Казахстане сокращение автомобильного рынка коснулось и китайских машин. По приблизительным оценкам компании «Orient Auto», в цифрах это выглядит так: импорт в 2007 году составил примерно 1600 шт., в 2008-м было завезено всего 600 шт.
Однако, по мнению экспертов, в целом казахстанцы готовы и в дальнейшем покупать китайские автомобили при условии, что у них будет адекватная цена (примерно на 10—20% дешевле тех же корейских марок), автомобили будут иметь хорошее качество сборки и отделочных материалов, разнообразные комплектации. В частности, наших потребителей особо волнует, когда же в китайских машинах наконец-то появится автоматическая коробка передач или дизельный двигатель.
Но нужно сказать, что такие автомобили в Китае уже есть. Кроме того, автомобильные заводы КНР усиливают подготовку квалифицированных кадров, осваивают в рекордные сроки выпуск новых моделей, к тому же наблюдается отход от копирования чужих моделей.
Так что я лично не сильно удивлюсь, если через пару лет наши заядлые «мерседесо- и тойотоводы» будут сидеть за рулем нового автомобиля и гордо говорить, что сделан он в Китае.
Комментарий:
Сегодняшнее положение китайского автомобиля в Казахстане не вдохновляет. Выбор моделей небольшой, их дилеры не уверены в своих силах, нет четкого направления продвижения на казахстанский рынок у самих производителей Поднебесной. Но недооценивать Китай как производителя автомобилей, я думаю, не стоит. Мы видим впечатляющую динамику развития этой страны, особенно последние 10 лет. Я думаю, что китайские автомобили скоро станут конкурентоспособными на казахстанском рынке. Сегодня в условиях кризиса, несмотря на обратные ожидания, сегмент именно дешевых автомобилей пострадал сильнее, чем премиум-сегмент. Мы ожидали сокращения продаж практически до нуля именно дорогих автомобилей, но в Казахстане сначала пострадали как раз китайские производители! Очень интересно будет наблюдать, как поведут себя китайские автопроизводители, какие они сделают выводы и какие вынесут уроки из кризиса. И главный урок — казахстанский потребитель ставит на первое место качество автомобиля при здоровом соотношении цена/качество.
Нурлан Смагулов, независимый редактор