С высокой трибуны
Керим Нурыев
Начиная с 1997 года Президент Казахстана традиционно обращается к народу с Посланием, в котором подводит основные итоги за год, намечает приоритеты развития общества и государства на предстоящий период. Некоторые из таких программных документов носят объемный характер, где затрагиваются фактически все сферы жизни страны, в некоторых особый акцент делается на отдельных направлениях, будь то внешняя политика или безопасность, образование или конкурентоспособность. В данной статье мы решили представить выдержки из посланий главы государства, которые посвящены вопросам развития малого и среднего бизнеса и его поддержки.
1997 год. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.
«Можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработной платы и пенсий, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а также наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают.
Стратегия решения этих проблем известна. Мы должны:
- устранить еще имеющееся административное вмешательство Правительства в торговлю и производство;
- завершить процесс приватизации, включая недвижимость, оставшиеся мелкие и средние предприятия и агропромышленный комплекс.
Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться:
- на внедрении системы микрокредитов;
- на развитии малого и среднего бизнеса;
- на снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства».
1998 год. Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии.
«Следует расширить возможности получения банковских ссуд хозяйствующими субъектами, принять программу по улучшению собираемости налогов и укреплению налоговой дисциплины, которая сделает положение юридических и физических лиц более справедливым, снимет преграды, препятствующие росту бизнеса и инвестиций».
1999 год. Стабильность и безопасность страны в новом столетии.
2000 год. К свободному, эффективному и безопасному обществу.
«Пришло время задействовать все накопления наших бизнесменов, которые хранятся за рубежом и кормят чужую, а не свою экономику или хранятся в чулках. Необходимо их амнистировать и запустить на нужды нашей экономики. Я также призываю частный сектор повысить зарплату наемным работникам».
2001 год. О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год.
«Свобода предпринимательства, и новая налоговая, бюджетная, банковская системы, и частные предприятия, крестьянские, фермерские хозяйства, и многое другое принимаются как само собой разумеющееся. Я обращаюсь ко всем компаниям, работающим в Казахстане, с просьбой повысить заработную плату своим работникам. Это будет хороший подарок казахстанцам к десятилетию Независимости».
«Необходимо более активно решать задачу капитализации отечественного частного сектора, без чего мы не сможем активно противостоять негативным проявлениям глобализации в экономике. Мы должны углублять политику импортозамещения, а также усиливать меры по экспортоориентации нашей экономики, экспансии нашего капитала в близлежащие страны. Наш бизнес должен показать свое умение и способность к объединению в интересах страны, консолидировать свои ресурсы для решения крупных проблем инвестирования. Правительство в этом должно помочь».
2002 год. О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год.
«Необходимо принять целый комплекс мер по легализации собственности, а точнее земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах и мелких предпринимателей. Собственность на землю. Из-за того, что собственность этого круга людей нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена, она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает и из системы легального учета, и новых экономических отношений».
«Мы находимся в транзитной зоне экономического развития. По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35% активов и ресурсов экономического роста, включая МСБ, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны. Исходя из этого необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:
- снижение налогового бремени;
- легализация собственности и активов;
- облегчение доступа к кредитным ресурсам;
- упрощение административных процедур и разрешений;
- защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;
- создание региональных центров поддержки МСБ».
2003 год. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год.
«Частные инвестиции
В нашей экономике все большую роль должен играть частный сектор. Сегодня совокупный капитал пенсионной накопительной системы приближается к 300 миллиардам тенге. Депозиты в банковской системе превысили 600 миллиардов. Совокупный собственный капитал банков увеличился за год более чем на треть и превысил миллиард долларов, а кредиты экономике за последние три года увеличились в 4,5 раза.
Налоговая политика
Можно считать непреложной истиной, что чем меньше налоги — тем больше частных инвестиций. Считаю, что, начиная с 1 января 2004 года, нам необходимо:
- снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15 процентов;
- снизить ставку социального налога, дифференцировав ее от 20 до 7 процентов в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;
- снизить максимальную ставку ИПН с 30 до 20 процентов.
Поручаю Правительству, учитывая положительный опыт деятельности субъектов малого бизнеса в условиях упрощенного налогообложения, изучить возможность расширения сферы специальных налоговых режимов».
2004 год. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации.
«Условия для работы бизнесменов в Казахстане действительно улучшаются и уже являются если не лучшими, то далеко не худшими. И мы вправе ожидать от бизнеса не одни просьбы по облегчению условий их деятельности, но и энергичной работы по повышению собственной конкурентоспособности. Думаю, что процесс становления казахстанского бизнеса заканчивается. Он вполне «созрел» для борьбы не только на внутренних, но и на внешних рынках. Необходимо приветствовать и поощрять движение казахстанского капитала за рубеж, освоение им внешних рынков. Это — элемент глобальной конкуренции, а также возможность получения важных знаний о мировой экономике. Конкурентоспособность нашей экономики во многом будет определяться быстротой перехода наших предприятий на международные стандарты».
2005 год. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.
«В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50% ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды.
Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике. Условия для раскрепощения инициативы казахстанцев созданы, предпринимателям осталось их только реализовать!
Я призываю регионы стать экономически амбициозными. Необходимо качественно улучшить законодательство в соответствии с новой идеологией. Пора, наконец, от слов перейти к делу и закончить работу по передаче непрофильных функций госпредприятий и мегахолдингов, прежде всего крупных государственных компаний и монополий, малому и среднему бизнесу. Мы этим откроем бизнесу новое дыхание.
При этом управление пакетами акций ряда стратегически важных государственных компаний необходимо передать специально создаваемой государственной холдинговой компании. Сопротивление и уговоры против этих мер будут. Правительству придется проявить решительность и, наконец, приступить к этой работе.
И еще об одном. Не всем предпринимателям доступны Банк развития и Инвестиционный фонд. Поэтому Фонд развития малого предпринимательства должен стать своего рода «финансовым супермаркетом». Мы выделим фонду в этом году из республиканского бюджета дополнительно 10 млрд тенге, тогда возможности кредитования субъектов малого бизнеса возрастут до 25 млрд тенге. С этого года надо начать гарантирование банковских кредитов и осуществление страхования. Это станет серьезной государственной поддержкой. Предприниматели должны знать, что мы создаем им нормальные условия и преференции, что бизнес у нас безопасен и перспективен.
Необходимо окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки, чтобы обойти закон, и т.д.»
2006 год. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.
«Фонд развития малого предпринимательства должен стать реальным источником финансовых ресурсов и экспертизы для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал и инициативу. Необходимо расширить представительскую сеть фонда, усилить работу в регионах, направленную на поддержку предпринимательства. Необходимо пресекать попытки бюрократии установить контроль над производственными активами. Деятельность этих корпораций будет направлена на привлечение новых проектов, развитие МСБ, усиление кооперации».
«С 2007 года следует снизить ставку НДС на 1%, а с 2008—2009 годов — еще на 1—2%. С 1 января 2007 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса. Настало время для участия частного сектора в обеспечении системы социальных услуг, особенно на получение образования и новой специальности, а также усиления ответственности бизнеса за социальную стабильность».
«Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать свою деятельность в соответствии с ней. Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам. Для бизнес-среды такая практика должна стать нормой, так, как это происходит в развитых странах. Например, совместная деятельность бизнеса и образовательной системы в области подготовки квалифицированных кадров для экономики выгодна как самим компаниям, так и интересам страны в целом. Очевидно, что здесь требуется как серьезная разъяснительная работа, так и программа поддержки инициатив бизнеса».
2007 год. Новый Казахстан в новом мире.
«Правительство должно проанализировать, где и почему появляются законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, максимально сократить их, а также исключить необоснованную отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством. Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса «из тени».
Следует совершенствовать процесс создания новых предприятий. Например, в рамках системы «одного окна» нужно создать такие условия, чтобы предприниматель мог зарегистрировать фирму в течение двух-трех дней. Для устойчивого и динамичного экономического роста нам необходимо активнее использовать ресурсы государства и госкомпаний как катализатор создания спроса на продукты и услуги высокого качества малого и среднего бизнеса Казахстана на публичной и конкурсной основе».
«Целесообразно разработать специальные программы для развития новых производств на прозрачной и публичной конкурсной основе, где лучшие бизнес-идеи получат финансовую и техническую поддержку для формирования нового бизнеса, например, для покрытия юридических и консультационных затрат. Это задача для фонда «Казына» — разработать инструменты государственного стимулирования частного сектора, который должен играть ведущую роль в процессе дальнейшей индустриализации».
2008 год. Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики.
«Новый Налоговый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков.
Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.
Развитый предпринимательский сектор — это основа экономики любой страны. В связи с этим в рамках административной реформы поручаю Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации.
Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки, которые предусмотрены свыше 50 законами! Некоторые ведомства изыскивают возможность под различными предлогами в нарушение законодательства «проверить» предприятие несколько раз. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. И это идет против политики, которую я провожу. Надо значительно сократить количество проверок правоохранительными и другими проверяющими органами и упорядочить их».
2009 год. Через кризис к обновлению и развитию.
«Закон о государственных закупках дает преимущество отечественным производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса. Если необходимых производств сегодня нет, их надо создать, и это открывает новые возможности для бизнеса. Чтобы сохранить стабильность финансовой системы, мы предоставили банкам дополнительную ликвидность. Это было сделано для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, крупных предприятий. Для сохранения деловой активности в стране мы оказали беспрецедентную финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 миллиардов тенге. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров.
Введен в действие новый Налоговый Кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам. По сравнению с прошлым годом корпоративный подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20 процентов, а в 2011 году составит 15 процентов. Ставка НДС снижена до 12 процентов. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11 процентов. А для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.
Все это стало одним из важнейших стимулов развития несырьевого сектора экономики, малого и среднего предпринимательства».
P.S.
В самом первом Послании к народу глава государства подчеркнул важность завершения процесса приватизации для становления структур МСБ, а также контроля за поступлением налоговых платежей. В 1998 году была продолжена тема сбора налогов с субъектов малого и среднего бизнеса. Высказана необходимость облегчения их кредитования со стороны банков. Однако в следующем году после азиатского финансового кризиса 1998–1999 годов о бизнесе как таковом и вообще о развитии говорилось немного. Главное внимание было сфокусировано на историческом значении Казахстана для Евразии и актуальности принятия мер по обеспечению безопасности. Видимо, сказывалась общая нервная обстановка в Афганистане и Таджикистане.
Наступил 2000 год, когда в очередном Послании Президент возложил ответственность на частный бизнес за инфляцию, выразив укор в адрес тех бизнесменов, которые не инвестируют в отечественную экономику. Годом позже констатировалось, что Казахстан обеспечил достаточную свободу действий для субъектов малого и среднего бизнеса, тем самым предоставляя активным гражданам возможность хорошо зарабатывать и достойно жить.
В 2002 году отмечена необходимость в легализации скрытых доходов. Поставлены конкретные задачи по улучшению бизнес-среды, в том числе через понижение налогов, упрощение процедур регистрации и создание центров по поддержке МСБ. В следующем Послании в части развития бизнеса речь в основном снова шла о послаблении налогового бремени. В 2004 году – об актуальности качественного инновационного развития субъектов МСБ, освоения новых рынков, увеличения их ответственности перед страной.
Впервые вопросам малого и среднего бизнеса глава государства выделил целый пункт в Послании 2005 года. Он, в частности, поставил задачу достижения отечественными частными предпринимателями того объема в экономике, который имеется в развитых странах Запада. Вновь прозвучал тезис о том, что условия для раскрепощения инициативы казахстанцев созданы, предпринимателям осталось их только реализовать. «Вместе с тем настало время окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки», – сказал он.
В 2006 году Президент напомнил о социальной ответственности бизнеса. В очередном обращении к народу были выдвинуты новые инициативы по стимулированию частного сектора. Ключевая роль в этом процессе должна принадлежать государственным холдингам. А в 2008 году высказана целесообразность сокращения числа проверок МСБ, введения нового Налогового Кодекса, призванного облегчить жизнь частным предпринимателям. Наконец, лейтмотив последнего Послания сводился к антикризисным действиям, в которых немалое место занимает развитие МСБ.
Таким образом, квинтэссенция всех 13 посланий в части развития малого и среднего бизнеса сводится к свободе предпринимательства, его поддержке, в частности путем налоговых льгот, упрощения процедур регистрации, оптимизации контролирующих функций госструктур и др. В свою очередь, от частного сектора требуется ответственность перед страной и соблюдение законности. Все эти из раза в раз повторяющиеся тезисы можно только приветствовать. Но если воспринимать ежегодные обращения Президента как руководство к действию да сопоставить с реальным положением казахстанского МСБ, то эти сами действия со стороны исполнительных органов власти не отличаются эффективностью. Такие вот дела.