четверг, 31 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Анджей Зарайчик, президент Pol-Mот Holding: «Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете»

В Казахстан собирается крупнейший европейский производитель сельхозтехники и электромобилей. Это их вторая попытка. За несколько лет после первой неудачи здесь они запустили несколько заводов в разных странах мира. Например, в Монголии и Танзании. Посмотрим, получится ли у «Полмот» что-то на этот раз. 

История польского холдинга – идеальна с точки зрения трансформации государственной компании в крупнейшего международного производителя сельхозтехники, а теперь троллейбусов и электромобилей.  Анджей Зарайчик, глава холдинга, смог в свое время выкупить его у государства и развить до мирового уровня.

В этом году холдингу уже полвека. В социалистический период это была государственная компания по производству автомобилестроения. До 1989 года фирма «Полмот» покупала лицензии для польской промышленности у Fiat и Гюнтера Штайнера. То есть это был достаточно сильный концерн. В 1989 году в Польше начался процесс приватизации. Директор компании Анджей Зарайчик принял активное участие в приватизации по модели, которая могла бы стать примером для СССР, когда вместо массового вытеснения «красных директоров» Польша разработала модель постепенного выкупа предприятий их топ-менеджерами от прибыли. Таким образом, решались сразу две задачи: сохранения производства и обеспечение преемственности. Сейчас Зарайчик владеет большей половиной контрольного пакет акций. За последние четверть века фирма очень сильно изменилась, выкупив у государства пакет акций компании Ursus  и начав ее преобразование. Это была очень крупная государственная компания, которая специализировалась на выпуске сельхозтехники. Сегодня это один из крупнейших европейских экспортеров сельхозтехники как на рынки Европы, так и ее пределов.

Как бы ни критиковали ЕС, но для реального сектора это серьезные возможности. На всей территории ЕС, включая Польшу, действует система доплат: если сельскохозяйственник хочет произвести замену парка сельхоз машин, то 50% идет за счет софинансирования со стороны Евросоюза. Понятно, что это значительно стимулирует внутренний спрос на сельхозтехнику. Поэтому «Полмот» продает свою технику и в Германии, и во Францию.

«Полмот» заинтересован и в выходе на казахстанский рынок. И не только с точки зрения продаж, но и отверточного производства. Компания активно внедряет инновационные технологии и три года назад наладила  производство электроавтобусов на водороде. На последней европейской выставке на нем ездила Ангела Меркель. По мнению экспертов, в ближайшие года доходы от электротранспорта могут превышать доходы от сельскохозяйственных технологий. Поэтому в ближайшем будущем Ursus больше сосредоточится на производстве электротранспорта и электродвигателей. Европейские города сейчас активно отказываются от дизельных автобусов. С 2019 года Париж, Лондон, крупные немецкие города предпочитают уже даже не электроавтобусы, а водородный транспорт. «Полмот» выиграл конкурс на поставку таких автобусов в крупные города ЕС. Сейчас ведутся переговоры о возможности монтажа этих автобусов в Казахстане, поскольку принята программа по сокращению выбросов углеводородов. Возможно, это станет частью амбициозных планов по создания смарт-сити в пяти казахстанских городах, и в первую очередь, Алматы и Астане. Для «Полмот» это прежде всего возможность выхода на все страны региона, то есть примерно 60 млн. населения.

На вопрос о том, насколько конкурентоспособны их цены, Зарайчик оценил их как более чем конкурентноспособными, поскольку они традиционно ниже, чем у других их западных партнеров, особенно с точки зрения стоимости  рабочей силы. Это вполне логично, если учесть, что Volvo и Man, как и многие другие крупные европейские производители  разместили свои производства в Польше, чтобы снизить стоимость рабочей силы.

Однако, как и любое высокотехнологичное производство, это предполагает достаточно высокий уровень квалификации персонала. «Полмот» решает эту задачу в рамках программы подготовки высоко квалифицированных кадров. Кроме того, Зарайчик  является одним из соучредителей Козьминского университета, считающегося одним из самых лучших частных университетов Европы. При этом, по сравнению с другими западными аналогами, обучение в нем почти вдвое дешевле. Сейчас они намерены запустить программу привлечения  казахстанских студентов.

Ну а дефицит электриков и сварщиков в какой-то мере восполняется широким потоком украинских специалистов. «Наш предварительный анализ рынка труда в Казахстане говорит о том, что у вас в районе Алматы и больших городов есть кадры, специализирующиеся на сборке. Я думаю, мы могли бы привлечь их. Казахстан имеет больше высококвалифицированных кадров, чем соседние страны региона. Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете, - оптимистично считает Зарайчик.

То, что в Казахстане присутствует колоссальная нехватка сельхоз техники, это аксиома. Однако проблема в том, что на нашем рынке нет адекватных механизмов ее приобретения даже в лизинг. Но и здесь «Полмот» имеет при экспансии на восточные рынки опыт использования инструментов софинансирования со стороны местных банков. Кроме того, они очень рассчитывают на госпрограммы поддержки сельского хозяйства.

Вообще, г-н Зарайчик – это яркое доказательство того, что бывшие социалистические директора могут очень успешно руководить предприятиями в рыночных условиях.

«У нас в Польше тоже был такой стереотип, - признает Зарайчик, - Мне повезло, что я стал директором «Полмот» в 30 лет. Когда система начала меняться, мне было легко перестроиться на рыночные условия. Кроме того, система образования в Польше готовила нас к тому, что рыночные условия изменятся. Мы были хорошо подготовлены. Зато мои два сына меня считают, что мои принципы устаревают. Оба они выпускники хороших университетов. И мне приходится много над собой работать, чтобы они меня не уволили», - шутит он. Кстати, в Польше семейный бизнес – это не только норма, но и признак успеха.

Тем не менее, Зарайчик все еще не уверен, что ему нужно продолжать так много работать. «Возможно, теперь продуктивней иметь гораздо больше свободного времени. Но я раб своей работы. Может быть я попал в капкан, потому что выйти из этого для меня очень тяжело. У меня такое чувство, что тут все развалится, если я уйду».

Говорят, у каждой компании есть Бог. Чаще всего, это тот человек, который ее основал.

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33