Быстрая еда и «длинные» деньги
Новость о том, что Казахстан станет 121-ой страной, где откроет для посетителей свои двери легендарный McDonald's, не стала неожиданностью для инвестиционных компаний. Незадолго до этого тема инвестиционных стратегий в рынок фаст-фуда стала основной в очередном заседании казахстанского Инвестиционного клуба.
Ошибочно считать, что фаст-фуд – это порождение современности, оказывается, любители поесть «по быстрому» существовали еще несколько тысяч лет назад. Мода на быструю еду была и у наших предков. Управляющий директор по PR и коммуникациям группы компаний «Верный Капитал» Жанна Пархоменко считает, что прототипы ресторанов быстрого питания существовали ещё в Древнем Риме. Эти закусочные назывались термополии и в них питалось подавляющее большинство римского населения.
– Обычный древний римлянин употреблял в пищу больше фаст-фуда, чем житель современного Нью-Йорка. – рассказала она, сопроводив свое выступления красочными фотографиями залов древних римских трактиров. - В большинстве многоквартирных римских домов вообще не было кухонь и римляне не готовили – они спускались поесть на улицу, где было множество таких заведений быстрого питания. Система питания предполагала быстрое обслуживание. В термополиях еду можно было взять прямо у прилавка и съесть её стоя. Ассортимент блюд также был стандартным – мясо, рыба, птица, бобы, овощи в различных сочетаниях – и все на хлебе или лепешках.
Да что там Древний Рим! Если смотреть еще глубже, то признаки фаст-фуда можно усмотреть даже и в физиологии человека. Действительно: ну чем питание младенца не фаст-фуд? Обычное время обеда малыша занимает 10-15 минут, и, наяривая мамину грудь, он получает весьма ограниченный ассортимент блюд, но все вкусно, питательно, гигиенично и уж, конечно - безо всяких очередей…
Таким образом, можно сказать, что страсть к фаст-фуду мы впитали с молоком матери. Но, если оставить шутки в сторону, быстрое питание сегодня стало огромной сферой бизнеса, где крутятся миллиарды долларов, и оно стремительно распространяется по всему миру.
Сегодня в Казахстане действуют несколько крупных компаний фаст-фуда. Это международные бренды – KFC (18 ресторанов), Hardee's (13 ресторанов), Burger King (15 ресторанов), Texas Chicken (5 ресторанов) и местные бренды – Gippo (45 точек – вагончиков на улицах), MR. Burger (6 ресторанов) и Starburger (3 ресторана). В 2014 году общий объем рынка составит 250 млн. долларов и он растет очень быстро, на 10-15% каждый год. Такому росту может позавидовать любая отрасль экономики.
Привлечь в Казахстан мировые бренды, гранды империи фаст-фуда весьма непросто. Они очень требовательны к партнерам, к условиям рынка и бизнеса. Об этом на заседании Инвестиционного клуба рассказал Ануар Утемуратов, председатель Совета директоров компании фонда прямых инвестиций «Alassio Capital», который совместно с группой компаний «Верный Капитал» недавно начали развивать в Казахстане бренд Burger King.
- Процесс переговоров с Burger King о франшизе и выходе на казахстанский рынок занял больше двух лет. – рассказал он. - Объем инвестиций в проект составит 15 млн. долларов к концу этого года. Мы начали работать с фаст-фудом прежде всего потому, что это растущий рынок, в общем объеме предприятий питания в глобальном масштабе он составляет 50-60%. Мы считаем, что и в Казахстане он будет очень активно развиваться, что и подтверждается практикой. Основных потребителей быстрой еды становится все больше: урбанизация, миграция людей в города приводит к тому, что ежегодно городское население прирастает почти в два раза быстрее, чем население в целом. Темпы жизни горожан ускоряются. Кроме того, сегодня налицо глобализация экономических процессов и активная экспансия западных сетей на новые рынки. Очень важным фактором является относительная устойчивость сегмента к колебаниям экономики. Еду, как известно, покупают всегда, несмотря ни на какие кризисы.
В Казахстане для фаст-фуда, причем именно западных стандартов – напаханное поле деятельности. А. Утемуратов привел данные Казахстанской ассоциации франчайзинга: в Казахстане и других странах СНГ доля франшиз в сегменте фаст-фуда пока не превышает 7-10%. Большую часть рынка пока занимают наши, отечественные предприятия фаст-фуда, но потребитель становится все требовательнее, и рост посетителей заведений с мировыми брендами быстрой еды все время растет.
Как считает Ануар Утемуратов, развитию бизнеса в сфере фаст-фуда благоприятствуют высокие, по сравнению с другими странами СНГ, доходы населения, рост ВВП на душу населения, увеличение доли организованной торговли, урбанизация, развитие культуры питания вне дома. Питаться вне дома становится модным и первой на эту моду откликается молодежь – осноной потребитель фаст-фуда. Сегодня среди предприятий этого сектора слабый уровень консолидации, рынок относительно свободен. Но уже в ближайшие пять лет, считает он, на рынке появятся новые крупные игроки. ( Примечательно, что этот прогноз был сделан примерно за неделю до того, как в Казахстане объявили о скором приходе на рынок McDonald's. У Ануара Утемуратова, видимо, есть отличные задатки инвестиционного гуру!)
Как развивать индустрию фаст-фуда в Казахстане, участникам заседания инвестклуба рассказал Самир Нашед, генеральный директор ТОО «QSR», которое держит эксклюзивную франшизу Burger King в Казахстане. В целом проект развивается успешно, но, как всегда, имеются и проблемы. Огромная территория страны и разбросанность населения создают проблемы с логистикой. Неразвитая инфраструктура дорог удорожает перевозки а, стало быть – и конечный продукт. Зимой стоимость транспортировки увеличивается на 20-25%. В Казахстане на транспортные расходы приходится 9-10% в себестоимости продукта, тогда как в других странах этот показатель не превышает 2% .
Не устраивает Burger King и местная казахстанская пищевая продукция, прежде всего казахстанские производители не могут обеспечить качество, принятые в компании стандарты. Отсюда следствие - 90-95% продуктов для знаменитых гамбургеров привозится из-за рубежа. Если в Англии или Германии сырье для них доставляют с соседних ферм и полей, то в Казахстан продукция идет, в основном, из Бразилии, через Россию. Поэтому в Европе и России цены на продукцию Burger King оказывают ся ниже, чем в Казахстане. Так, в Европе средний чек за фаст-фуд составляет в среднем 5-6 долларов, в Казахстане – 7-10 долларов. Но даже при таких условиях бизнес Burger King в наше стране бурно развивается, в будущем году компания собирается открыть еще несколько ресторанов и первый в стране центр для автомобилистов.
Инвесторам в бизнес фаст-фуда задали вопросы: влияют ли на развитие фаст-фуда санкции Европы по отношению к России? Можно ли, все-таки, развить в Казахстан производство продуктов мирового класса и использовать казахстанское сырьё?
– Конечно, санкции сильно влияют на нашу работу.- сказал Самир Нашед . - Но логистическая цепочка быстро изменяется к новым условиям, приспосабливается к другим поставщикам. Бразильские продукты, к примеру, теперь привозят в Казахстан через Россию, напрямую. И казахстанские, местные производители мяса, овощей и всего остального для нас тоже являются приоритетом. Мы сегодня работаем над этим. Но это долгий процесс. Новые повышенные стандарты и сам процесс утверждения поставщиков со стороны BurgerKing занимает достаточно много времени. Но в перспективе мы верим, что казахстанская продукция найдет свое место в нашем производстве.
Со своей стороны, Ануар Утемуратов сообщил, что этот проект рассчитан на длительное время, и у компании нет намерения расстаться с ним, даже если он станет очень выгодным и привлекательным для стороннего покупателя. Быстрая еда требует инвестиций на длительное время, перспективных планов на годы. Но эти инвестиции, как показывает жизнь, всегда окупаются, и потом вложенные средства могут приносить доходы десятилетиями, и даже столетиями.
Дмитрий Слинько