Пират Майкрософту не брат
Компания Microsoft продолжает бескомпромиссную борьбу с пиратством. В этом она не слишком отличается от других компаний – разработчиков программного обеспечения для компьютеров, которые также пытаются найти управу на поставщиков контрафактных ПО. Microsoft же выделяется, пожалуй, упорством в достижении целей и использованием для этого самых разных методов, многие из которых отличает если не эффективность (об этом совершенно определенно трудно судить), то, по крайней мере – оригинальность в подходах.
Например, Microsoft уже не первый год проводит серию проверок в рамках программы Mystery Shopper ("Таинственный покупатель"). Агенты под видом обычных покупателей посещают торговые точки и интересуются наличием нелицензионного ПО. Такие проверки позволяют определить емкость рынка пиратского ПО. Выяснилось, что если покупатель попросит, то продавцы с готовностью установят на его компьютер нелегальную версию ПО, хотя в крупных торговых точках таких предложений меньше. Тем не менее, Майкрософт и другие мировые компании не намерены сворачивать свою борьбу с пиратством и ищут для этого новые методы.
Зюзана Предигерова, директор по защите прав интеллектуальной собственности подразделения Microsoft по субрегиону Восточная Европа считает, что терпимость к нарушениям прав интеллектуальной собственности наносит стране и обществу не только огромный моральный, но и прямой материальный урон.
Проблема осложняется еще и тем, что видов компьютерного пиратства сейчас множество. Это и изготовление несанкционированных правообладателем копий или незаконное копирование отдельных компонентов ПО — недобросовестные продавцы копируют и распространяют (продают, выкладывают в интернет и прочее) незаконные копии лицензионного ПО или дробят его на компоненты, которые впоследствии распространяются отдельно или в сочетании с другими программными продуктами или компонентами.
Существует также подделка лицензионного ПО — носитель ПО и его упаковка незаконно воспроизводятся и продаются под видом лицензионного ПО. Этот бизнес часто создается и управляется преступными сообществами.
Часто встречается и незаконная установка ПО на жесткий диск компьютера — одна копия ПО незаконно тиражируется на многие ПК, затем эти ПК продаются вместе с установленным ПО. Покупатель не получает лицензионный носитель, сертификат подлинности и документацию, так как для нелицензионных копий их не существует.
Незаконное копирование ПО домашними пользователями или организациями — наиболее распространенный вид пиратства. Копии ПО незаконно распространяются среди членов семьи, друзей, сотрудников одной фирмы.
Нарушение требований лицензионных соглашений (неправильное лицензирование) часто имеет место, когда организация-заказчик, купившая лицензии операционной системы по одной из программ корпоративного лицензирования, считает, что имеет право на использование полной версии операционной системы, в то время как в рамках программы корпоративного лицензирования ею приобретены права только на корпоративное обновление, а не на полную версию системы (которая должна быть установлена на ПК до приобретения корпоративного апгрейда), или переносит ОЕМ-лицензию с одного ПК на другой, что приводит к появлению нелицензионных пользователей ПО, или нарушает другие требования лицензионного соглашения.
Продажа пиратской копии ПО является нарушением казахстанского законодательства, в котором авторские права защищены нормами гражданского, административного и уголовного законодательства. Соответствующие нормы имеются в Статье 48 Закона об интеллектуальной собственности.
Что может противопоставить этим изощренным действиям пиратов правообладатель, такой, к примеру, как Microsoft? Выясняется, что, в сущности – почти ничего. Законодательство о защите интеллектуальной собственности есть, но оно не действует. Моральные нормы в обществе снижены и в обыденном сознании казахстанцев ( как, впрочем, и представителей многих других стран мира – мы здесь не единственные) воровство из Интернета и вообще компьютерное пиратство, в сущности, воровством не считается. Поэтому это и создало печальную ситуацию, когда лицензионные программы занимают сегодня только малую часть рынка, пираты безусловно на нем господствуют. Естественно, компании-разработчики ПО несут огромные потери.
- Объем рынка нелицензированного ПО в Казахстане составляет 76% - рассказывает Зюзана Предигерова. - Это очень высокая цифра в сравнении со многими другими странами. Снижение пиратства хотя бы на 10% принесет бюджету РК дополнительно 26 млн. долларов, привлечет порядка 135 млн. долларов инвестиций и даст работу трем тысячам человек в IT-индустрии. Мы стараемся защищать наши каналы продаж и наших клиентов, проводим семинары по обучению представителей уполномоченных органов. Например, достигнута договоренность с Комитетом по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК о совместном проведении серии тренингов для представителей силовых структур Казахстан весной 2014 года в городах Казахстана. К сожалению, уровень пиратства по всему миру возрастает год от года, призналась Зюзана Предигерова. Онлайн-пиратство, когда ПО скачивается с интернета – это самый быстрорастущий на сегодня канал нелегального распространения, на него приходится 45% всего пиратского рынка. По мнению экспертов, пользователи недооценивают рисков, связанных с таким способом получения ПО, а ведь это прямая угроза сохранности данных. Крупные компании, банки, финансовые учреждения и другие осознают эту угрозу и поэтому с ними Microsoft может налаживать эффективное сотрудничество, они-то контрафактную ПО никогда у себя не установят. Но вот целое море компьютеров, находящихся в частном пользовании – другое дело. Здесь, по мнению работников Microsoft может помочь только перемена ментальности, только длительная работа по убеждению населения, что пользоваться пиратским ПО – плохо и стыдно. Конечно, при активной работе и с другой стороны, подразумевающей различные санкции за пользование пиратским ПО.
Сегодня в Казахстане 50% семей имеют компьютер, до 62% вырос уровень пользования интернетом – всё это показатели очень динамичной компьютеризации страны. Однако уровень пиратства падает незначительно. Улучшение ситуации приведёт к увеличению инвестиционной привлекательности государства. Эти расчеты Microsoft построены на основе отчета глобальной IT-компании IDC, методология которого проста: на протяжении 1-2 лет ведутся расчёты соотношения количества проданных компьютеров и количества проданных лицензий.Так что их можно считать вполне объективными.
Если все усилия разработчиков и правообладателей ПО по борьбе с пиратством приводят к весьма скромным результатам - нельзя ли снизить цены на ПО для стимулирования потребителей, «бить» пиратов их же оружием – дешевизной? Лоран Синьоре – директор Microsoft по защите прав интеллектуальной собственности в странах Центральной и Восточной Европы считает, что здесь скорее вопрос психологии, а не экономики.
- Стоимость ПО за последние 10 лет постоянно снижается. Но сложность в другом: для тех, кто привык получать ПО пиратским способом, оно всегда будет дорогим. Нужно менять мировоззрение, для чего и нужны, объективные и честные публикации в прессе, нужна системная работа среди наших потребителей по обучению, разъяснению и убеждению их в том, что пиратство подрывает сами моральные основы общества. И потом: можно снижать цены на ПО, но нельзя же их вообще раздавать бесплатно! Ведь на разработку программ тратятся огромные материальные и интеллектуальные ресурсы!
Если слова и убеждения не помогают, корпорация Microsoft в Казахстане готова перейти и к более решительным действиям в сфере защиты авторского права.
– Вероятно, мы обратимся к Минфину с предложением взимать налог с ПО, – говорит директор Microsoft по защите прав интеллектуальной собственности в странах Центральной и Восточной Европы Лоран Синьоре. – Вашему государству ведь нужны дополнительные налоги в связи с проведением ЭКСПО, Универсиады и, возможно, в будущем - Олимпиады. И это справедливо – предприниматели зарабатывают прибыль с помощью программного обеспечения. А значит, они не имеют права пользоваться нелицензионными продуктами, потому что это подрывает экономику страны.
Я считаю, что Казахстану сегодня не нужен такой жесткий антипиратский закон как Hadopi во Франции, согласно которому пользователя, трижды уличенного в скачивании пиратского контента, отключают от сети, выставляют крупный штраф, а то и вовсе сажают в тюрьму. Но хотя бы для бизнеса такой подход был бы и справедлив, и эффективен.
Сегодня Microsoft и другие производители ПО очень большие надежды в борьбе с пиратами возлагают на облачные решения, которые сейчас переживают бум и будут использоваться всё шире. При облачных технологиях пираты лишаются своего главного «козыря» - они не смогут продавать потребителю ПО, поскольку оно ему не будет нужно. Все данные будут храниться в облачной сети и все операции будут также проводиться через нее. Новая технология, конечно, имеет и свои недостатки, но в сфере борьбы с пиратством она может стать самым эффективным оружием. Уже ближайшие годы покажут, обоснованны ли эти надежды Microsoft, или нет.
Д.Слинько