Без привычного административного давления
Если вспомнить дедушку Крылова и традиции эзоповских басен, то сегодняшних казахстанских бизнесменов можно уподобить овцам, которых заботливый пастырь загнал в крепкий загон и плотно прикрыл за ними дверь, чтобы их, наконец, никто не тревожил. Овца, как известно, самое полезное для человека, робкое и беззащитное животное, которое полностью от него зависит. Сравнение это тем более правомерно, что за оградой, которой можно уподобить мораторий Президента Казахстана на проверки малого и среднего бизнеса, кипит жестокий мир, состоящий как из хищников разного вида, так и из различных кровососущих насекомых- волков, назойливых овчарок, росомах, шакалов, а также из оводов, слепней и комаров и прочей чешуйчатой дряни. И они рычат, шипят, пищат, бьются настойчиво в закрытые двери овчарни. И ждут своего часа, чтобы приняться за свое дело.
Мораторий – это просто очередная долгожданная, но редкая остановка на трудном пути, которым идет казахстанское предпринимательство. Даже официальные данные не оставляют сомнения: малый и средний бизнес в стране, несмотря на все усилия Президента, подвергается огромному административному давлению. В прошлом году у бизнесменов было 138 тысяч проверок, в стране по-прежнему действуют около 40 проверяющих органов. А вот что рассказал, комментируя Указ Президента о моратории на проверки МСБ лидер партии «Ак Жол» в парламенте Азат Перуашев: по данным Генеральной прокуратуры, с начала введения приема электронных жалоб от предпринимателей по поводу незаконных проверок, в адрес Комитета по правовой статистике обратились более 22 тысяч предпринимателей. В результате проверок этих сообщений Генпрокуратурой в 2013 году выяснилось – 75 процентов этих жалоб подтвердились! Проверки были необоснованными и незаконными. А сколько бизнесменов еще предпочли не ссориться с проверяющими и улаживать все возникшие проблемы «другими способами»? ( Все, конечно, понимают – какими!) А сколько еще у нас еще предпринимателей, которые не знают, что можно бороться с незаконными проверками таким способом? Так что число пострадавших от таких проверок можно смело умножать на пять, а то и десять, и тогда будет реальная картина.
Азат Перуашев долгое время боролся с беспределом чиновников в палате «Атамекен». Сегодня он – лидер партийной фракции в мажилисе, очевидно, начинает понимать суть того изощренного механизма, тех тысяч и тысяч нитей, созданных за долгие годы чиновниками, которые опутывают весь казахстанский бизнес и не дают ему нормально развиваться. И он назвал вещи своими именами: чиновники сегодня зачастую просто саботируют инициативы Президента по защите предпринимательства, или же так извращают их в ходе исполнения его поручений, что в результате из них уходит вся суть.
Выступая с комментарием о моратории, задачах бизнеса и его перспективах, Азат Перуашев «родил» очень интересную фразу: « без привычного административного давления». Ее нужно записать золотыми буквами в анналы истории казахстанского бизнеса. Да, к сожалению, такому давлению в стране подвергается практически любой предприниматель. И оно, к нашему горю, уже стало привычным…
- Сегодня в малом и среднем бизнесе Казахстана работают примерно 1 млн. предпринимателей ими создано примерно 3 млн. рабочих мест. Но проверки превратились в «бич» для предпринимателей, вымогаемые у них взятки давно стали своеобразной формой двойного налогообложения. Не секрет, что многие компании, закладывают в смету расходов статью на взятки различным проверяющим. Понятно, это ведет к увеличении расходов, к вымыванию оборотных средств и поэтому зачастую занятие предпринимательством становится невыгодным. – говорит Азат Перуашев. - Несмотря на то, что президентом постоянно говорится о сокращении различных проверок предпринимателей, ситуация меняется очень медленно. За последние два месяца партия «Ак-Жол» направляла несколько раз обращения в правительство, именно об оптимизации различных проверок. Правительство нам ответило – «Это нецелеосообразно»… Нередко это происходит потому, что, хотя порядок проверок предпринимателей на основе системы управления рисками установлен Законом «О государственном контроле и надзоре», многие госорганы сегодня пытаются вывести свои прерогативы за пределы этого Закона и «изобрести» какие-то свои законы и правила или схемы проверок. На сегодня сферой этого Закона не охватываются несколько секторов экономики, например – фитосанитарный, ветеринарный контроль, выпуск некоторых подакцизных товаров, проверки финансовых организаций и так далее. Это далеко не полный перечень. Проверки у нас предусмотрены еще десятками других законодательных актов и нормативных документов, кроме профильного Закона. Это, на наш взгляд, неправильно.
-Мало этого – сегодня все чаще мы сталкиваемся с попытками коммерциализации проверок, путем передачи функций государственных органов неким «независимым», а фактически – коммерческим организациям по оценке рисков. – возмущается Азат Перуашев. - Такие законопроекты, например, поступают и в Парламент и только недавно нам удалось, с помощью Генеральной прокуратуры, убрать такие «нововведения» из проекта Закона «О гражданской защите». Предложения о передаче оценке рисков в конкурентную, а по сути – в коммерческую сферу деятельности, ставят предпринимателя перед выбором: заплатить некой коммерческой организации, или подвергнуться проверке государственными органами. Понятно, что тем самым бизнесмен подталкивается к тому, чтобы заплатить, а не подвергаться проверкам. Но это создает потенциально чреватую коррупцией ситуацию. Например, предлагалось, чтобы предприятия по оценке рисков отбирались и аккредитовывались тем же органом, кто производит проверки. Это безусловный конфликт интересов, впрямую затрагивающий интересы предпринимателей. Поэтому оценки рисков должны быть исключительной прерогативой госорганов, они не должны коммерциализироваться, а возникающие издержки должны восполняться через страхование ответственности предпринимателя, как это и указывал в своих поручениях Президент.
Азат Перуашев подчеркивает, что Поручение Президента – консолидировать все нормы регулирования предпринимательства, в том числе и проверки, в одном Кодексе о предпринимательстве позволит сделать понятным и прозрачным все условия ведения бизнеса для любого предпринимателя. Это предложение очень правильное. Причем здесь речь идет не только о проверках, но и о сокращении требований к предпринимателям, о полном отказе о плановых проверок, на которых Правительство настаивало еще в конце прошлого года.
Второй важнейший вопрос – это мораторий. Это не индульгенция для бизнеса, с бизнеса не снимается ответственность за уплату налогов. Время моратория нужно использовать с пользой, за это время мы должны провести полную ревизию законодательства о предпринимательстве, убрать все препоны для бизнеса. Это главная задача Правительства и НПП на этот год. С учетом выделения 1 трлн. тенге, плюс мораторий на проверки, у бизнесменов возникают уникальные условия для развития бизнеса. Бизнес должен адекватно и ответственности отнестись к таким мерам поддержки со стороны Президента. Ими нужно дорожить и правильно использовать.
Депутат подчеркнул, что создается парадоксальная ситуация: несоответствие требований президента - и действий правительства.
- Если Президент ставит вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса, то Правительство упорно ограничивают такие шаги только малым бизнесом и не хотят слышать о СРЕДНИХ предприятиях. В диссонанс многочисленным поручениям Президента о среднем бизнесе, вместе с малым, в законодательные акты постоянно вносятся преференции исключительно для малого бизнеса. Это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и любых других законодательных актов. А ведь малый бизнес у нас чаще всего ограничивается сферой мелкой торговли, сферой услуг и фермерскими хозяйствами. Между тем как большинство средних предприятий занимаются выпуском различной продукции, более сложным и рискованным бизнесом, и поддержка им нужна не менее, а даже более, чем мелким.
Рисунок с сайта Карикатура.ру
- Наши правительственные чиновники старательно вычеркивают производственные предприятия среднего бизнеса из числа получателей государственных льгот и преференций. – с горечью констатировал Азат Перуашев. - Результаты всем известны: вместо постоянного роста вклада МСБ в экономику страны, который должен достигнуть, по планам, 50 процентов, мы в последние годы по этому показателю топчемся на месте. Более того, мы так и не преодолели импортозависимость от множества видов товаров, которые могли бы производить у себя в стране. Чиновники не хотят поддерживать средний бизнес, вопреки прямому требованию Президента. Такие законы о поддрежке малого и среднего предпринимательства действуют во многих странах, у наших партнеров по Таможенному союзу. Нужно создать условия для перерастания малых предприятий в средние, а те – в крупные – подчеркивает депутат. - Но по всем действующим законам поддержкой пользуется только малый бизнес. Это сегодня, к сожалению, принципиальная позиция госорганов, прямо противоречащая, по моему мнению, прямым и недвусмысленным поручениям Президента страны.
Подобная близорукость имеет и другие негативные последствия. Таким образом мы демотивируем предпринимателя, отбиваем у него желание расти, развиваться, укрупнять свой бизнес. Ему сегодня выгоднее наоборот – раздробить свой бизнес на сеть ИП, чтобы меньше платить налогов. Такие случаи мы видим повсеместно, в любом регионе. Это означает фактически отказ от модернизации и укрупнения бизнеса, от чего фактически зависит инновационное и технологическое развитие экономики, отказ от инвестиций, которые сегодня так остро необходимы стране.
С учетом международного опыта и казахстанских реалий, наиболее эффективным было бы назначение бизнес-омбудсмена в Казахстане президентом РК по представлению национальной палаты предпринимателей, считает Азат Перуашев.
- Назначение бизнес-омбудсмена только палатой предпринимателей может снизить эффективность исполнения его функций, связанных с участием в конфликтных ситуациях и спорах с госорганами.
Бизнес-омбудсмен не имеет полномочий по отмене или пересмотру исполнительных или судебных решений. Его функциональным мандатом является консультирование споров, затрагивающих законные интересы частного бизнеса, и обращение в уполномоченные органы за защитой прав предпринимателя в тех случаях, когда он находит их нарушение.
- По-хорошему, я выступаю за то, чтобы у нас было небольшое компактное правительство, компактные профессиональные министерства с минимальным числом сотрудников, которое работали бы эффективно. А всех остальных коллег, которые подвязались на проверках предпринимателей, надо отправить в бизнес. Пусть пойдут, поработают, попробуют заработать в конкурентной среде, и мы тогда увидим уровень их компетенции- предложил он.
Во что выльется очередная попытка Президента избавит казахстанский бизнес от пут давно устаревших законов и пресса чиновников – сказать пока сложно. Уже сейчас есть признаки того, что, почувствовав угрозу своему влиянию на бизнес, своим прямым интересам, чиновники пытаются утопить суть президентских поручений в болоте бюрократических манипуляций.
Например, на заседании правительства министр регионального развития Болат Жамишев, представляя проект комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» на 2014 год, заявил, что все поправки в законодательные акты, которые необходимы для реализации данного плана мероприятий, готовы.
«С учетом этого, каждый индикатор разложен на бизнес-процессы, определены пошаговые мероприятия по их улучшению, которые и легли в основу плана, включающего в себя 46 мероприятий по 11 индикаторам. Сформирован перечень из 19 нормативных правовых актов, в которые необходимо внести изменения в реализацию мероприятий, предусматривающих внесение изменений в 5 кодексов, 3 закона и 11 подзаконных актов», - отметил он. Вы что-нибудь из поняли из всей этой бюрократической абракадабры?
По-хорошему, нужно провести глобальную ревизию всего казахстанского законодательства, касающегося бизнеса, но не поручать это дело чиновникам, как это сделано сейчас. В комиссию должны войти самые известные в стране юристы, бизнесмены, независимые экономисты, социологи. Чтобы создать, наконец, такой Кодекс о предпринимательстве, чтобы бизнес вздохнул полной грудью, чтобы не обрастал он слизью и ракушками поправок и разных подзаконных актов. Нечто вроде перевода Библии семьюдесятью толковниками в древности, которые сделали работу так хорошо, что он признан каноническим и по настоящее время, спустя тысячи лет.
А наши чиновники, включая правительство, на это не способны. Они не станут подрывать основу, на которой стоит их власть. За двадцать последних лет в этом можно было убедиться.