вторник, 26 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Без привычного административного давления

ПЕРУАШЕВ 3-3 Если вспомнить дедушку Крылова и традиции эзоповских басен, то сегодняшних казахстанских бизнесменов можно уподобить овцам, которых заботливый пастырь загнал в крепкий загон и плотно прикрыл за ними дверь, чтобы их, наконец, никто не тревожил. Овца, как известно, самое полезное для человека, робкое и беззащитное животное, которое полностью от него зависит. Сравнение это тем более правомерно, что за оградой, которой можно уподобить мораторий Президента Казахстана на проверки малого и среднего бизнеса, кипит жестокий мир, состоящий как из хищников разного вида, так и из различных кровососущих насекомых- волков, назойливых овчарок, росомах, шакалов, а также из оводов, слепней и комаров и прочей чешуйчатой дряни. И они рычат, шипят, пищат, бьются настойчиво в закрытые двери овчарни. И ждут своего часа, чтобы приняться за свое дело. Мораторий – это просто очередная долгожданная, но редкая остановка на трудном пути, которым идет казахстанское предпринимательство. Даже официальные данные не оставляют сомнения: малый и средний бизнес в стране, несмотря на все усилия Президента, подвергается огромному административному давлению. В прошлом году у бизнесменов было 138 тысяч проверок, в стране по-прежнему действуют около 40 проверяющих органов. А вот что рассказал, комментируя Указ Президента о моратории на проверки МСБ лидер партии «Ак Жол» в парламенте Азат Перуашев: по данным Генеральной прокуратуры, с начала введения приема электронных жалоб от предпринимателей по поводу незаконных проверок, в адрес Комитета по правовой статистике обратились более 22 тысяч предпринимателей. В результате проверок этих сообщений Генпрокуратурой в 2013 году выяснилось – 75 процентов этих жалоб подтвердились! Проверки были необоснованными и незаконными. А сколько бизнесменов еще предпочли не ссориться с проверяющими и улаживать все возникшие проблемы «другими способами»? ( Все, конечно, понимают – какими!) А сколько еще у нас еще предпринимателей, которые не знают, что можно бороться с незаконными проверками таким способом? Так что число пострадавших от таких проверок можно смело умножать на пять, а то и десять, и тогда будет реальная картина. ПЕРУАШЕВ 1-1 Азат Перуашев долгое время боролся с беспределом чиновников в палате «Атамекен». Сегодня он – лидер партийной фракции в мажилисе, очевидно, начинает понимать суть того изощренного механизма, тех тысяч и тысяч нитей, созданных за долгие годы чиновниками, которые опутывают весь казахстанский бизнес и не дают ему нормально развиваться. И он назвал вещи своими именами: чиновники сегодня зачастую просто саботируют инициативы Президента по защите предпринимательства, или же так извращают их в ходе исполнения его поручений, что в результате из них уходит вся суть. Выступая с комментарием о моратории, задачах бизнеса и его перспективах, Азат Перуашев «родил» очень интересную фразу: « без привычного административного давления». Ее нужно записать золотыми буквами в анналы истории казахстанского бизнеса. Да, к сожалению, такому давлению в стране подвергается практически любой предприниматель. И оно, к нашему горю, уже стало привычным… - Сегодня в малом и среднем бизнесе Казахстана работают примерно 1 млн. предпринимателей ими создано примерно 3 млн. рабочих мест. Но проверки превратились в «бич» для предпринимателей, вымогаемые у них взятки давно стали своеобразной формой двойного налогообложения. Не секрет, что многие компании, закладывают в смету расходов статью на взятки различным проверяющим. Понятно, это ведет к увеличении расходов, к вымыванию оборотных средств и поэтому зачастую занятие предпринимательством становится невыгодным. – говорит Азат Перуашев. - Несмотря на то, что президентом постоянно говорится о сокращении различных проверок предпринимателей, ситуация меняется очень медленно. За последние два месяца партия «Ак-Жол» направляла несколько раз обращения в правительство, именно об оптимизации различных проверок. Правительство нам ответило – «Это нецелеосообразно»… Нередко это происходит потому, что, хотя порядок проверок предпринимателей на основе системы управления рисками установлен Законом «О государственном контроле и надзоре», многие госорганы сегодня пытаются вывести свои прерогативы за пределы этого Закона и «изобрести» какие-то свои законы и правила или схемы проверок. На сегодня сферой этого Закона не охватываются несколько секторов экономики, например – фитосанитарный, ветеринарный контроль, выпуск некоторых подакцизных товаров, проверки финансовых организаций и так далее. Это далеко не полный перечень. Проверки у нас предусмотрены еще десятками других законодательных актов и нормативных документов, кроме профильного Закона. Это, на наш взгляд, неправильно. ПЕРУАШЕВ 2-2 -Мало этого – сегодня все чаще мы сталкиваемся с попытками коммерциализации проверок, путем передачи функций государственных органов неким «независимым», а фактически – коммерческим организациям по оценке рисков. – возмущается Азат Перуашев. - Такие законопроекты, например, поступают и в Парламент и только недавно нам удалось, с помощью Генеральной прокуратуры, убрать такие «нововведения» из проекта Закона «О гражданской защите». Предложения о передаче оценке рисков в конкурентную, а по сути – в коммерческую сферу деятельности, ставят предпринимателя перед выбором: заплатить некой коммерческой организации, или подвергнуться проверке государственными органами. Понятно, что тем самым бизнесмен подталкивается к тому, чтобы заплатить, а не подвергаться проверкам. Но это создает потенциально чреватую коррупцией ситуацию. Например, предлагалось, чтобы предприятия по оценке рисков отбирались и аккредитовывались тем же органом, кто производит проверки. Это безусловный конфликт интересов, впрямую затрагивающий интересы предпринимателей. Поэтому оценки рисков должны быть исключительной прерогативой госорганов, они не должны коммерциализироваться, а возникающие издержки должны восполняться через страхование ответственности предпринимателя, как это и указывал в своих поручениях Президент. Азат Перуашев подчеркивает, что Поручение Президента – консолидировать все нормы регулирования предпринимательства, в том числе и проверки, в одном Кодексе о предпринимательстве позволит сделать понятным и прозрачным все условия ведения бизнеса для любого предпринимателя. Это предложение очень правильное. Причем здесь речь идет не только о проверках, но и о сокращении требований к предпринимателям, о полном отказе о плановых проверок, на которых Правительство настаивало еще в конце прошлого года. Второй важнейший вопрос – это мораторий. Это не индульгенция для бизнеса, с бизнеса не снимается ответственность за уплату налогов. Время моратория нужно использовать с пользой, за это время мы должны провести полную ревизию законодательства о предпринимательстве, убрать все препоны для бизнеса. Это главная задача Правительства и НПП на этот год. С учетом выделения 1 трлн. тенге, плюс мораторий на проверки, у бизнесменов возникают уникальные условия для развития бизнеса. Бизнес должен адекватно и ответственности отнестись к таким мерам поддержки со стороны Президента. Ими нужно дорожить и правильно использовать. Депутат подчеркнул, что создается парадоксальная ситуация: несоответствие требований президента - и действий правительства. - Если Президент ставит вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса, то Правительство упорно ограничивают такие шаги только малым бизнесом и не хотят слышать о СРЕДНИХ предприятиях. В диссонанс многочисленным поручениям Президента о среднем бизнесе, вместе с малым, в законодательные акты постоянно вносятся преференции исключительно для малого бизнеса. Это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и любых других законодательных актов. А ведь малый бизнес у нас чаще всего ограничивается сферой мелкой торговли, сферой услуг и фермерскими хозяйствами. Между тем как большинство средних предприятий занимаются выпуском различной продукции, более сложным и рискованным бизнесом, и поддержка им нужна не менее, а даже более, чем мелким. ПЕРУАШЕВ 4-4 Рисунок с сайта Карикатура.ру - Наши правительственные чиновники старательно вычеркивают производственные предприятия среднего бизнеса из числа получателей государственных льгот и преференций. – с горечью констатировал Азат Перуашев. - Результаты всем известны: вместо постоянного роста вклада МСБ в экономику страны, который должен достигнуть, по планам, 50 процентов, мы в последние годы по этому показателю топчемся на месте. Более того, мы так и не преодолели импортозависимость от множества видов товаров, которые могли бы производить у себя в стране. Чиновники не хотят поддерживать средний бизнес, вопреки прямому требованию Президента. Такие законы о поддрежке малого и среднего предпринимательства действуют во многих странах, у наших партнеров по Таможенному союзу. Нужно создать условия для перерастания малых предприятий в средние, а те – в крупные – подчеркивает депутат. - Но по всем действующим законам поддержкой пользуется только малый бизнес. Это сегодня, к сожалению, принципиальная позиция госорганов, прямо противоречащая, по моему мнению, прямым и недвусмысленным поручениям Президента страны. Подобная близорукость имеет и другие негативные последствия. Таким образом мы демотивируем предпринимателя, отбиваем у него желание расти, развиваться, укрупнять свой бизнес. Ему сегодня выгоднее наоборот – раздробить свой бизнес на сеть ИП, чтобы меньше платить налогов. Такие случаи мы видим повсеместно, в любом регионе. Это означает фактически отказ от модернизации и укрупнения бизнеса, от чего фактически зависит инновационное и технологическое развитие экономики, отказ от инвестиций, которые сегодня так остро необходимы стране. С учетом международного опыта и казахстанских реалий, наиболее эффективным было бы назначение бизнес-омбудсмена в Казахстане президентом РК по представлению национальной палаты предпринимателей, считает Азат Перуашев. - Назначение бизнес-омбудсмена только палатой предпринимателей может снизить эффективность исполнения его функций, связанных с участием в конфликтных ситуациях и спорах с госорганами. Бизнес-омбудсмен не имеет полномочий по отмене или пересмотру исполнительных или судебных решений. Его функциональным мандатом является консультирование споров, затрагивающих законные интересы частного бизнеса, и обращение в уполномоченные органы за защитой прав предпринимателя в тех случаях, когда он находит их нарушение. - По-хорошему, я выступаю за то, чтобы у нас было небольшое компактное правительство, компактные профессиональные министерства с минимальным числом сотрудников, которое работали бы эффективно. А всех остальных коллег, которые подвязались на проверках предпринимателей, надо отправить в бизнес. Пусть пойдут, поработают, попробуют заработать в конкурентной среде, и мы тогда увидим уровень их компетенции- предложил он. Во что выльется очередная попытка Президента избавит казахстанский бизнес от пут давно устаревших законов и пресса чиновников – сказать пока сложно. Уже сейчас есть признаки того, что, почувствовав угрозу своему влиянию на бизнес, своим прямым интересам, чиновники пытаются утопить суть президентских поручений в болоте бюрократических манипуляций. Например, на заседании правительства министр регионального развития Болат Жамишев, представляя проект комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» на 2014 год, заявил, что все поправки в законодательные акты, которые необходимы для реализации данного плана мероприятий, готовы. «С учетом этого, каждый индикатор разложен на бизнес-процессы, определены пошаговые мероприятия по их улучшению, которые и легли в основу плана, включающего в себя 46 мероприятий по 11 индикаторам. Сформирован перечень из 19 нормативных правовых актов, в которые необходимо внести изменения в реализацию мероприятий, предусматривающих внесение изменений в 5 кодексов, 3 закона и 11 подзаконных актов», - отметил он. Вы что-нибудь из поняли из всей этой бюрократической абракадабры? По-хорошему, нужно провести глобальную ревизию всего казахстанского законодательства, касающегося бизнеса, но не поручать это дело чиновникам, как это сделано сейчас. В комиссию должны войти самые известные в стране юристы, бизнесмены, независимые экономисты, социологи. Чтобы создать, наконец, такой Кодекс о предпринимательстве, чтобы бизнес вздохнул полной грудью, чтобы не обрастал он слизью и ракушками поправок и разных подзаконных актов. Нечто вроде перевода Библии семьюдесятью толковниками в древности, которые сделали работу так хорошо, что он признан каноническим и по настоящее время, спустя тысячи лет. А наши чиновники, включая правительство, на это не способны. Они не станут подрывать основу, на которой стоит их власть. За двадцать последних лет в этом можно было убедиться.
Оставить комментарий

Бизнес

Мораторий по-казахски Мораторий по-казахски
Редакция Exclusive
28.02.2014 - 17:39
Обзор казахской прессы Обзор казахской прессы
Редакция Exclusive
27.02.2014 - 14:58
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33