Почем услуги государства?
Более трети предпринимателей не удовлетворены качеством оказываемых государственных услуг. Которые, к тому же, обходятся им недешево…
Насколько качественны и доступны государственные услуги? Почему в этой сфере зачастую наблюдаются коррупционные проявления? Какие государственные органы чаще всего препятствуют деятельности предпринимателей?
Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, проведя с декабря 2013 по февраль 2014 года общественный мониторинг качества оказания государственными органами и организациями. Проверке подверглись 30 видов государственных услуг.
О результатах мониторинга мы попросили рассказать заместителя Директора Департамента общественного мониторинга Национальной палаты предпринимателей РК Ербола Устемирова.
- Мы проводили мониторинг, чтобы выявить, какие существуют административные барьеры в данной сфере, узнать, какие процедурные и субъективные нарушения допускают государственные служащие, а также выработать предложения по внесению изменений в стандарты и регламенты государственных услуг для их оптимизации.
На мой взгляд, мониторинг поможет получить объективную картину того, насколько удовлетворены граждане качеством оказываемых госорганами услуг. К тому же, думается, мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.
При проведении мониторинга мы воспользовались методикой Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по оценке качества оказания государственных услуг.
Всего в ходе общественного мониторинга проведено анкетирование 12839 предпринимателей, 141 фокус-группа, 327 «таинственных покупателей», интервьюировано 589 респондентов, в 389 государственных органах проведены наблюдения общей продолжительностью 4614 часов.
Результаты общественного мониторинга выявили массу проблем, начиная от многочисленных нарушений сроков оказания услуги и несовершенства стандартов до коррупционных проявлений со стороны государственных служащих.
Около 45% опрошенных предпринимателей заявили о том, что сложившиеся условия для получения государственной услуги вынуждают их прибегать к незаконным методам решения вопросов.
Более того, чаще всего с коррупцией сталкиваются начинающие предприятия, которым в процессе развития своего бизнеса приходится встраиваться в систему коррупционных отношений.
- Можете назвать госорганы, где чаще всего бизнесменам приходится прибегать к взяткам для получения той или иной услуги?
- Наиболее коррупциогенными являются территориальные департаменты государственного архитектурно-строительного контроля, где зачастую для предпринимателей создаются различные административные барьеры при предоставлении лицензий.
К примеру, при переоформлении лицензии на проектную деятельность по причине присвоения категории по другим основаниям работники Департамента ГАСКиЛ по Акмолинской области неправомерно требуют справку налогового органа о регистрации в качестве налогоплательщика. Между тем, согласно стандарту государственной услуги, такая справка не требуется.
Предприниматели Павлодарской области пожаловались на невозможность получения в департаменте государственного архитектурно-строительного контроля лицензии без посредников, им отказывают по различным основаниям, однако при сдаче того же пакета документов через посредников лицензия выдается.
Высокий уровень коррупциогенности также отмечается в налоговых органах, органах санитарно-эпидемиологического надзора, органах архитектуры и по земельным отношениям, РГП «Научно-производственный центр земельного кадастра». Так, работники исполнительных органов Восточно-Казахстанской области при выдаче архитектурно-планировочного задания требуют различное количество документов и услугу оказывают с нарушением сроков. Хотя, согласно стандарту, услуга должна оказываться максимум в течение 15 дней, предоставляться 4 документа (для несейсмичных районов - 3), между тем, в Курчатове требуют предоставления 5 документов, в Абайском районе услугу оказывают в срок до 22 дней.
В целом по стране количество неудовлетворенных качеством оказываемых государственных услуг предпринимателей составило 35,4% от общего числа респондентов.
- По каким услугам больше всего поступило претензий и замечаний от предпринимателей и как складывается ситуация в разрезе регионов?
- В большинстве случаев, это выдача архитектурно-планировочного задания, таможенная очистка и выпуск товара, выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, утверждение землеустроительных проектов, предоставление субсидирования в рамках программы «Дорожная карта бизнеса -2020.
Предприниматели из анализируемых 30 услуг по 26 высказали замечания по некомпетентности работников государственных органов, по 22 – необеспеченности доступности услуги в части отсутствия информации о порядке получения услуги, сложности установленных форм, по 18 - по срокам оказания и обслуживания.
Наибольшая степень неудовлетворенности качеством оказания государственных услуг имеет место в городах Астана, Алматы и Актюбинской области.
Большинство предпринимателей отметили некомпентентность работников Центров обслуживания населения, которые часто не могут дать консультации по процедуре оказания услуги, либо дают неправильные разъяснения и принимают неполный перечень документов, что впоследствии влечет отказ в предоставлении услуги, сбор и повторную сдачу документов.
Отдельно хотел бы сказать о госуслугах, оказываемых предпринимателям местными исполнительными органами, совместно с ФРП «Даму» в рамках программ поддержки предпринимателей «Дорожная карта бизнеса 2020», «Программа развития моногородов на 2012-2020 годы».
В ходе опроса мы постарались выяснить, как оказывается услуга по предоставлению субсидирования ставки вознаграждения в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Результаты общественного мониторинга показали, что стандарта данной услуги не имеется, более того, в проекте разработанного Министерством регионального развития стандарта результатом услуги является выписка из протокола заседания Регионального координационного совета.
Между тем, имеется масса проблем как до проведения заседания данного совета, так и после данного заседания. Например, предпринимателю после получения протокола необходимо заключить трехсторонний договор с ФРП «Даму» и банком второго уровня.
Сроки по всем этим процедурам не установлены, что создает условия для коррупционных правонарушений. К примеру, по Павлодарской области отдельные предприниматели после получения положительного заключения Регионального координационного совета более 12 месяцев не могли получить услугу.
Аналогичная ситуация имеется место также по услугам по предоставлению гарантий и грантов по программе «Дорожная карта бизнеса 2020», «Программе развития моногородов на 2012-2020 годы».
- Почему нарушения в сфере оказания госуслуг все же имеют место, ведь, как известно, в июле 2012 года правительство утвердило Концепцию дальнейшего реформирования разрешительной системы, предусматривающей принятие мер по сокращению и оптимизации разрешительных процедур?
- Да, это так, но требования Концепции государственными органами не исполняются. Правовой анализ действующих и разрабатываемых стандартов государственных услуг выявил проблемы по определению больших сроков оказания услуги, запроса сведений, содержащихся в государственных информационных системах, установлению отсылочных норм.
Так, в разработанном Министерством сельского хозяйства стандарте государственной услуги «Присвоение учетных номеров объектам производства, осуществляющим выращивание животных» установлено, что истребование от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается. В то же время, согласно данному стандарту, для оказания услуги требуется свидетельство или справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица или свидетельство индивидуального предпринимателя.
Более того, при переоформлении учетного номера при изменении наименования и (или) организационно-правовой формы требуется подтверждение о присвоении ранее выданного учетного номера, который фактически выдается этим же органом.
Аналогичные нарушения допущены в стандартах Министерства транспорта и коммуникаций (выдача специального разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств), Министерства регионального развития (выдача лицензий на производство строительно-монтажных работ), Министерства труда и социальной защиты населения (выдача разрешения на привлечение иностранной рабочей силы).
Кроме того, стандартами создаются административные барьеры путем включения отсылочных норм по размерам сбора за услугу и по основаниям отказа, либо полного отсутствия таких оснований.
Согласно Закону РК «О государственных услугах» и Правил по разработке стандартов и регламентов государственных услуг, утвержденных приказом Министра экономики и бюджетного планирования от 14 августа 2013 года №249, в стандарте должен быть указан полный перечень оснований для отказа, включение отсылочных норм на другие нормативные акты не допускается.
Вместе с тем стандарт Министерства окружающей среды и водных ресурсов по государственной услуге «выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду» при установлении оснований для отказа отсылает на статью 73 Экологического кодекса, стандарт Министерства юстиции Республики Казахстан по государственной услуге «выдача технического паспорта на недвижимое имущество» при установлении размера сбора отсылает на приказ председателя Комитета регистрационной службы.
Указанные в стандартах нарушения создают потенциальные административные барьеры для предпринимателей.
В настоящее время государственными органами принимаются меры по изменению старых либо разработке новых стандартов с сокращением сроков оказания услуги и перечня представляемых документов.
Однако большинство стандартов по настоящее время не приняты, в связи с чем в обобщенных информациях по каждой услуге отражены замечания и пожелания предпринимателей с учетом действующих стандартов и имевших место проблем.
Результаты общественного мониторинга мы направили в Правительство и Агентство по делам государственной службы с просьбой дать поручения центральным и местным государственным органам для принятия комплексных мер по устранению и недопущению выявленных проблем и нарушений.
Интервью подготовила Карлыгаш Жусупбекова