Иностранный инвестор в Казахстане и ГЧП-проекты
Сегодня, в условиях ограниченных государственных финансовых возможностей, в Казахстане перспективно привлечение иностранных инвестиций для развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и социальную инфраструктуру: школы, больницы, детские сады, культурные объекты, то есть те сферы, которые явно недофинансированы.
При этом, как показал международный опыт, для привлечения иностранных инвестиций в проекты ГЧП во-первых, необходимо развивать фондовый рынок и решить вопрос по обеспечению ликвидности долговых бумаг (облигаций). Во-вторых, с учетом международного опыта, на мой взгляд, необходимо расширить задачи и функции Казахстанского Центра государственно-частного партнерства, наделив его полномочиями создания и сопровождения ГЧП-проектов, контроля за исполнением и соблюдением инвестором концессионных соглашений и т.д.
В настоящее время задачами КЦГЧП являются совершенствование законодательства в области ГЧП, обеспечение разработки мер по эффективному планированию и управлению за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП, установление критериев оценки эффективности реализации проекта, через качество предоставления услуг населению, обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области ГЧП. Во многих странах, где ГЧП развивается десятилетиями, существуют так называемые ГЧП-юниты. То есть государственные структуры, в рамках которых создаются проекты ГЧП и принимаются решения об их реализации. Они обладают необходимой компетенцией для сопровождения ГЧП-проектов, в том числе в части контроля соблюдения инвестором соглашения о ГЧП. В России лидирующим регионом по развитию ГЧП проектов является Санкт-Петербург. Одной из причин такого лидерства является то, что в Санкт-Петербурге институциональная структура ГЧП создана при помощи юридических консультантов Всемирного банка. В частности, организовано специальное государственное учреждение - Агентство стратегических инвестиций, в рамках которого существует набор компетентных специалистов, занимающихся проектами ГЧП.
В- третьих, негативно сказывается на привлечении инвестиций в проекты ГЧП в Казахстане и отсутствие достаточного опыта и квалифицированных кадров по реализации и структурированию ГЧП- проектов. Необходимо создать единую информационную систему о ГЧП в Казахстане, в которой будут собраны сведения о лучших практиках, типовых проектах концессионных соглашений. В рамках такой системы было бы полезно дополнять реестр ГЧП-проектов, который в настоящее время сформирован в КЦГЧП. Всё это поможет не только повысить качество самих проектов, но и поднять квалификацию чиновников на местах, а также содействовать формированию профессиональных квалифицированных компаний–операторов, которые будут готовы вместе с инвесторами участвовать в подготовке и реализации подобных проектов. Привлечение зарубежных опытных консультантов и специалистов в сфере ГЧП, организация и участие в международных конференциях, форумах, круглых столах, семинарах по ГЧП повысит привлекательность ГЧП-проектов Казахстана для инвестиций.
В-четвертых, как показывает зарубежный опыт, вопросы, связанные со сбалансированным распределением рисков между государством и бизнесом, являются для ГЧП - проектов одними из ключевых. Часто бизнес старается максимально загрузить гарантиями государство, не доверяя его институтам и методам управления. Основное правило ГЧП заключается в том, что риски несет та сторона, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами. Но оптимальное распределение рисков не означает максимальное возложение их на одну из сторон. Например, риски, связанные со строительством и эксплуатацией, обычно несет частный бизнес, а политические риски и риск экспроприации в большинстве случаев несет публичная структура. Законодательством некоторых стран идентифицированы типичные риски по инвестиционным проектам и определена матрица рисков, что позволяет балансировать риски и своевременно определить ответственных участников.
В западноевропейских странах в одной только сфере образования в 2013 г. было заключено 12 соглашений ГЧП стоимостью более 1,5 млрд. евро (в 2012 г. – на сумму 382 млн. евро). Руководство Казахстана также поддерживает идею партнёрства государства и бизнеса, разрабатывает и внедряет законодательство в области ГЧП, которым обозначены институциональные контуры для осуществления деятельности в рамках ГЧП. Более того, на сегодня в Казахстане на стадии реализации находятся 5 концессионных проектов в транспортной и энергетической отраслях, источниками финансирования которых являлся акционерный капитал операторов и/ или облигационный заем.
Дальнейшее развитие государственно-частного партнёрства в Казахстане, будет зависеть от того, станет ли государство квалифицированным заказчиком проектов ГЧП и сможет ли привлечь в такие сложные сферы, как социальная, ЖКХ, и др., инвесторов. Важно помнить, что проекты ГЧП при недопущении доминирования частных интересов перед публичными, могут принести больше экономических выгод, в том числе больший доход - при лучшем соотношении цены и качества, чем другие альтернативные варианты.
Алия Карибаева, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»