«Быстрое» мясо -2
Когда я спросил одного видного деятеля аграрного сектора: почему у нас в Казахстане свиноводство свернулось, как поросячий хвостик, он мне ответил: «Поймите, мы ведь теперь преимущественно мусульманская страна. Употребление в пищу свинины в исламе запрещено. Тогда зачем же ее выращивать, производить? А для граждан других конфессий свинины хватает.» И этот аргумент зачастую приводили и другие специалисты, с которыми я говорил.
Но на это утверждение есть свои возражения. Во-первых, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, но он, кажется, отнюдь не запрещает выращивать свиней. Возможно, гастрономические религиозные «табу» весьма важны для истово религиозных мусульман, но все-таки Казахстан – светское государство и распространять их на всех граждан поголовно, верующих и неверующих, было бы, очевидно, неправильно.
Во-вторых, Казахстан – государство многонациональное, в нем живут миллионы представителей других наций, для которых свинина является одним из важнейших и традиционных элементов национальной кухни. Широкое развитие свиноводства и дешевая свинина помогло бы этим гражданам не только разнообразить свой стол, но и заметно снизить «нагрузку» в потреблении других видов мяса – говядины, баранины, конины, что, в свою очередь, дало бы весомую «добавку» к столу граждан, исповедующих ислам. Словом, кому казы, а кому – свиной хрящик…
Да и уровень религиозности наших граждан не стоит преувеличивать. Огромное число мусульман только внешне соблюдают обряды религии, в быту же постоянно нарушают эти табу. Например, водка и вино тоже запрещены исламом, но ведь пьют, и немало! Так что употребление в пищу колбас, сосисок, разных мясных деликатесов давно стало традицией у представителей всех наций. А ведь при изготовлении их без свинины не обходится. Правда, несколько лет назад появилась мода на «халяльные» колбасы и сосиски, которые, якобы, не содержат свиного мяса. Я всегда подозревал, имея информацию о технологии мясного производства, что здесь что-то не то… И мои сомнения подтвердило сообщение агентства BNews.kz, которое, ссылаясь на Агентство РК по защите прав потребителей, сообщило, что при изготовлении казахстанских колбас, сосисок, сарделек и других мясных изделий под маркой «халял» массово используется свинина. И вообще, сообщает Агентство, действующим законодательством продукция «халял» не регламентируется по качественным показателям безопасности и качества, имеется лишь национальный стандарт «СТ РК 1353-2005» по варенной колбасе «халял», соблюдение которого носит добровольный характер и данная продукция не входит в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Казахстане. Согласно информации уполномоченного органа в области технического регулирования - Министерства индустрии и новых технологии, законодательные акты, устанавливающие и регулирующие порядок выдачи сертификатов соответствия продукции со знаком «халял», отсутствуют. Так что каждый может делать при производстве такой колбасы, что хочет, лишь бы она была безопасной. А то, что потребители вводятся в заблуждение… Ну, что – ж, это, видимо, издержки бизнеса, без которых не обойтись.
Кроме ментальных и психологических факторов, которые мешают свиноводству нормально развиваться, есть главные – экономические и организационные. Мне довелось побеседовать с казахстанским фермером Виталием Буртом, в семье которого свиноводство – дело семейное и традиционное. Виталий сам зоотехник, прошел обучение в Германии, сегодня имеет небольшое хозяйство в Казахстане. Выращивает свинину и делает из нее разные деликатесы.
По его мнению, уже одно то, что почти вся свинина в Казахстане выращивается в личных подсобных хозяйствах, намертво убивает все перспективы этой отрасли на конкурентную борьбу с импортным мясом.
- В Германии, например, себестоимость свинины — 1, 4 евро (за килограмм). И это она еще выросла, потому что выросли цены на корма. У меня, по моим подсчетам – почти 4 евро. Причина столь существенной разницы в цене — организация за рубежом этой мясной отрасли, как единой, четко выстроенной системы и высокая автоматизация как фермерских хозяйств, так и мясоразделочных предприятий. – говорит Виталий.- В Германии вся эта система работает как конвейер. Поросята тщательно осматриваются и сортируются: максимально плодовитые, способные принести 28 особей в год, идут для селекции, остальные откармливаются и попадают на скотобойню. Расход и содержание кормов — одна из главных составляющих мясного бизнеса. «Свиные» диеты немецкие фермеры скрывают даже друг от друга. Но каждый рассчитывает их максимально результативно. Например, каждая свинья получает чип, который считывает кормушка и выдает ей тот состав корма и в том количестве, который максимально подходит именно для нее. Диеты по степени калорийности меняются практически еженедельно по мере роста, состояния свиньи и планируемых параметров для производства — веса, жирности и пр.
В среднем дорога от фермы до скотобойни у каждого из фермеров занимает 30 минут, что дает возможность, во-первых, сильно сокращать расходы на перевозку, а во-вторых - обеспечивать максимальную загрузку мясоперерабатывающих комбинатов. Только на одном West Fleisch — предприятии с оборотом 2 млн. евро в день — забивается 9 тыс. свиней. На забойное предприятие Boeseler Goldschmaus («Золотая вкусняшка») свиней отправляют 250 фермеров.
-Но у нас – то ведь ничего этого нет! Фермеры «крутятся» сами, как могут. – говорит Виталий. - Проблема кормов, которые постоянно растут в цене, проблема с забоем. Ведь у нас нет даже убойных пунктов для забоя скота, хотя они обязаны быть, по регламенту ТС! К тому же, отрасли совершенно не помогает государство, нет какой-то внятной политики в этом вопросе.
И это – только маленькая часть проблем, придавивших казахстанское свиноводство тяжелым грузом. По мнению специалистов Северо-Казахстанским научно-исследовательского института животноводства и растениеводства и ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана» мы, как и в 70-х годах прошлого века, повторяем ошибки в модернизации отрасли - сначала хотим построить или провести реконструкцию свиноводческих комплексов с современной технологией, потом думаем об их комплектации маточным поголовьем.
Рис. С.Корсун
«Собственники предприятий, получив за рубежом наглядный урок огромного знания селекции в свиноводстве, следуя хорошо поставленной рекламе, принимают решение о завозе импортного поголовья, не разбираясь в существе вопроса. Им нужны высокопродуктивные свиньи, и они их приобретают за любые цены, не отдавая себе отчет в том, что это поголовье является не тиражированным, как и кроссы линий в птицеводстве. Гибридное поголовье является разовым продуктом. Поэтому, прежде чем закупать за рубежом поголовье, необходимо знать, что оно собой представляет. Закупать необходимо только чистые линии для того, чтобы получить комбинационный эффект при скрещивании (гибридов).
Что касается отечественного свиноводства, то в Казахстане практически нет системы гибридизации. То, что мы называем гибридами, это простейший вариант промышленного скрещивания, так как гибрид по определению - это продукт скрещивания специализированных пород и линий, отселекционированных на эффект комбинационной способности с гарантированным проявлением гетерозиса. Просто скрещивание еще не является залогом получения генетически регулируемого эффекта гетерозиса. Скрещивать необходимо не столько породы, сколько специализированные линии пород, сочетающиеся на эффект комбинационной способности. Их в Казахстане нет. Массовая закупка племенных животных, особенно F1, без создания соответствующей инфраструктуры племенной сети бесперспективна.» - пишут в аналитической статье ученые – животноводы Р. Асаубаев, С. Витмер, а также В. Лим, председатель правления и Ж. Сарсенбаев, исполнительный директор ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана»
Ученые и практики предлагают создать Научно-исследовательский генетический селекционно-гибридный центр (НИГСГЦ). Создание одного крупного НИГСГЦ имеет ряд преимуществ: будут определены и изучены адаптационные способности; созданы на основе импортного поголовья отечественные нуклеусы племенного репродуктора по трем породам и гибридным свинкам; организованна группа специалистов из отечественных ученых и практиков с целью обучения специалистов практическим навыкам работы с племенным поголовьем, сопровождение по всем аспектам работы: по искусственному осеменению, опоросу, в области ветеринарии, кормления, содержания, биологической безопасности.
Этот НИГСГЦ должен быть построен абсолютно с нуля и оснащен новейшими инновационными технологиями кормления и содержания. Для комплектования НИГСГЦ должны использовать минимум три породы мясного направления продуктивности такие как: йоркшир, ландрас, дюрок, пьетрен, что позволит создать сырьевую базу беконной и мясной свинины. Работа по выбору поголовья должна сопровождаться отечественными и иностранными учеными лаборатории страны импортера и дельнейшее сопровождение проекта в течение 3-5 лет. Одновременно должно идти ускоренное создание забойных и перерабатывающих производств, совершенствоваться логистика и торговля. Только создание единого комплекса, работающего на современной промышленной и технологической основе, поможет свиноводству Казахстана раскрыть весь свой потенциал.
Дамир Салимов
Кстати, о свинках. Свиноводство часто обвиняют в том, что это очень вредное экологическое производство. Метан там, плохие запахи, отравление почвы… Но вот , словно в ответ на эти обвинения, недавно ученые решили определить: какое самое затратное для окружающей среды мясо?
И выяснилось: говядина обходится окружающей среде во много раз дороже, чем все другие сорта мяса. Это установили американские ученые. Исследователи впервые сравнили, сколько природных ресурсов тратится в расчете на каждую калорию говядины, курицы, свинины, яиц и молока, потребляемых американцами. Выводы авторов представлены в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Гидон Эшель и ее коллеги взяли данные за 2000-2010 годы у трех министерств страны (сельского хозяйства, энергетики и внутренних дел). Целью ученых было сравнить и рассчитать в объективных показателях урон окружающей среды от основных составляющих рациона американцев. Именно поэтому в исследовании не учтена рыба: она дает всего 2% калорий в диете граждан США.
Оказалось, что молочные продукты, мясо птицы (куриц, уток, индеек), яйца и свинина требуют примерно одинаковых объемов земельных и водных ресурсов, а также азотных удобрений, при их производстве также выделяется равное количество парниковых газов. Однако говядина оказалось во много раз более затратным продуктом, чем ее конкуренты, в рационе американцев: для ее производства требуется в 28 раз больше земли, в 11 раз больше воды и в шесть раз больше удобрений. Из-за нее выделяется в пять раз больше парниковых газов. А дешевле всего природе обходится растительная пища: для выращивания картофеля, риса и зерна необходимо в два-шесть раз меньше ресурсов, чем для любого мяса. Авторы призывают максимально распространить полученные ими выводы и указывать их на упаковках продуктах, чтобы граждане могли менять свои пищевые пристрастия еще и исходя из экологических последствий выбора того или иного мяса…