понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как не «завалить» государственный проект?

КАРИБАЕВА -4 Озвученная недавно Главой государства новая экономическая политика «Нурлы Жол» предполагает переориентировать государственные средства в развитие транспортно - логистической, индустриальной и энергетической инфраструктур, которые окажут наибольший мультипликативный эффект на рост экономики государства. Одними из основных точек роста экономики Казахстана и источниками  мультипликативных эффектов в ближайшие 5 лет,  на наш взгляд, являются строительство и развитие специальных экономических зон - «Хоргос - Восточные ворота», которая способствует использованию географических преимуществ Казахстана и созданию  транспортно - логистического хабба «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»,  созданного с целью организации  стратегических производств по переработке имеющегося сырья. Как известно, строительство СЭЗ, прежде всего, начинается со строительства инфраструктуры СЭЗ. А это значит с  подведения на территорию СЭЗ  воды, света, канализации, тепла, транспортных коммуникаций, услуг связи и объектов первой необходимости, обеспечивающих финансово- хозяйственную деятельность и безопасность участников СЭЗ.  Средняя стоимость строительства инфраструктуры СЭЗ в зависимости от площади освоения земли и мощности Проекта составляет 20-40 млрд. тенге,  со сроком строительства 2-3 года. Как показывает практика, строительство инфраструктуры СЭЗ в Казахстане финансируется из республиканского бюджета. Основной причиной бюджетного финансирования заявители подобных проектов  называют обязанность государства обеспечить функционирование СЭЗ за свой счет. В то же время, необходимо отметить, что Законом, обеспечивающим правовую основу функционирования СЭЗ, еще с 2011 года предусмотрено обеспечение СЭЗ объектами инфраструктуры, как за счет бюджетных средств, так и  иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников. Одним из альтернативных источников  бюджетного финансирования инфраструктуры СЭЗ является частный капитал. Многим известно, что  сегодня в экономике сложилась ситуация, когда  у государства не хватает свободных денег, а у бизнеса основной  вопрос - куда вложить свободные деньги, чтобы их не только сохранить, но и приумножить. КАРИБАЕВА 2-2 Консенсусом является  взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса.  Казахстану не нужно придумывать «велосипед» - новые схемы и механизмы. За нас это уже сделали развитые страны. Такое сотрудничество в мировой практике называется государственно-частным партнерством ( ГЧП). Тем более,  что инфраструктурные проекты  являются  самыми популярными в сфере ГЧП. Для государства преимуществами реализация проектов посредством ГЧП является возможность построить качественно, своевременно и с использованием новейших технологий,  необходимую инфраструктуру, которая является одним из  основных факторов, способствующих росту экономики. Дополнительным преимуществом государства от участия в ГЧП - проектах  является  «рассрочка» оплаты за строительство или  создание объектов из республиканского бюджета. Обычно государство начинает компенсировать инвестиционные затраты инвестору после ввода объектов в эксплуатацию. Суммы этих выплат определяются в заключенном с участниками  ГЧП - проекта договоре, исходя из периода действия договора и с учетом утвержденной ставки доходности. Интерес же частного бизнеса к таким проектам вызван следующими причинами. Во - первых, это возможность основать семейный бизнес, которым в будущем могут управлять наследники. Во- вторых, это возможность вложения свободных денег под гарантию или  поручительство государства, что является наиболее безопасным видом инвестиций. По таким проектам предполагается различная  государственная поддержка. Например, гарантия минимального трафика при инвестициях в транспортную инфраструктуру, защита частных инвестиций от инфляции, гарантия инвестору минимального платеж после завершения строительства инфраструктурного объекта. В- третьих, это распределение рисков проекта между государством и бизнесом по принципу лучшего управления риском. В настоящее время Правительства разных стран, в том числе иКазахстана, разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов. Все условия сотрудничества описываются в договоре, который обсуждается,  и при достижении обоюдных договоренностей подписываются уполномоченными представителями сторон. Почему же тогда на строительство инфраструктуры СЭЗ не привлекаются иные источники? Итак, для того, чтобы на финансирование инфраструктуры СЭЗ, или  иной инфраструктуры в стране привлекались частные средства, на наш взгляд, требуется   больше внимания уделять отработке проектов в  прединвестиционном периоде. Во всех учебниках по управлению проектами  указано, что начало реализации проекта начинается с инициации проекта. Топ-менеджеры,  инициирующие  стратегические проекты,  формулируют плановые цели и результаты  проекта, обозначают окружение проекта и его участников. После инициации проекта, при  дальнейшей его проработке определяются ресурсы, необходимые для достижения целей и результатов,  организационная и финансовая  схема  проекта.  Чем раньше будут определены источники финансирования проекта, тем успешнее будет проект, так как вид и форма финансирования проектов определяет длительность периода его  реализации. Так, при  реализации проектов с участием механизмов ГЧП, например, концессию, этап планирования занимает более длительный период  (до 2 лет), чем при реализации государственных инвестиционных проектов (до 1 года). На практике же мы часто стакиваемся с проблемой - по проекту  подошел уже инвестиционный период, определенный в стратегических документах, а сам проект еще не прошел все необходимые экспертизы. Так как времени уже нет, а срывать мероприятия, обозначенные Правительством или государственными программами, слишком опасно,  выбирается наиболее быстрое решение вопроса - реализовать его за счет государственного бюджета. Для того, чтобы искоренить подобные проблемы с нехваткой времени на реализацию  проекта, считаем, что одним из основных правил успешности его реализации  является определение команды менеджеров, обладающих как теоретическими, так и практическими навыками управления проектами. Именно такие менеджеры должны участвовать в проекте на самом важном его этапе - разработки и планировании проектов. В результате, при более детальной проработке государственных инвестиционных проектов и правильно определенной  схеме финансирования проекта, повышается вероятность его успешного завершения, которое определяется своевременным завершением и достижением результатов проектов.  Раннее определение вида и способа финансирования проектов обеспечит  ежегодное высвобождение  государственных средств  в несколько сот миллиардов тенге. Такова цена вопроса.  Алия Карибаева, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»  
Оставить комментарий

Бизнес

Турецкий марш Турецкий марш
Редакция Exclusive
30.09.2014 - 11:38
Авторынок на подъеме Авторынок на подъеме
Редакция Exclusive
08.09.2014 - 10:01
КНБоб КНБоб
Редакция Exclusive
29.08.2014 - 10:53
По ранжиру По ранжиру
Редакция Exclusive
21.08.2014 - 09:50
«Быстрое» мясо -2 «Быстрое» мясо -2
Редакция Exclusive
14.08.2014 - 10:39
На пути IT-инноваций На пути IT-инноваций
Редакция Exclusive
12.05.2014 - 10:28
Бизнес прямого действия Бизнес прямого действия
Редакция Exclusive
04.05.2014 - 10:50
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33