Четырехколесные «оккупанты»
Евразийское экономическое пространство привело к «оккупации» казахстанского рынка российскими автомобилями. Военный термин здесь тем более уместен, что захват торговых территорий соседнего государства был произведен неожиданно, без объявления войны и очень быстро… Роль вежливых «зеленых человечков» сыграли рядовые казахстанцы, воспользовавшиеся удачным моментом и массово скупавшие российские автомобиле в конце прошлого года.
По словам Андрея Лаврентьева, президента Ассоциации Казахстанского Автомобильного Бизнеса, сегодня казахстанский автобизнес делает максимальные усилия для удержания своих позиций и удовлетворения потребностей автолюбителей. «Объявлены грандиозные скидки на автомобили популярных моделей, благодаря которым приобретение автомобилей в салонах в Казахстане стало более выгодным. Для сравнения стоимости автомобиля на территории ЕАЭС дилеры и дистрибьюторы ведут переговоры с Российскими производителями по фиксированию отгрузочных цен в рублях. Казахстанские производители автомобилей, со своей стороны, ведут активную работу по формированию более доступной для Казахстанского покупателя цены, за счет усиленной работы с заводами производителями по получению более выгодной закупочной стоимости, работы по оптимизации производства, повышению уровня локализации и внедряют ряд маркетинговых инструментов».
Итоги начала года действительно обескураживают. За первый месяц 2015 года продажи новых автомобилей снизились почти на 30%. В январе продажи на официальном автомобильном рынке Казахстана составили 7774 единиц новых легковых и грузовых транспортных средств. Падение рынка составило 40,42% по сравнению с декабрем прошлого года, и 28,53% по сравнению с январем прошлого года. Снижение продаж связывают с давлением на отечественный рынок со стороны автомобилей, хлынувших из РФ. Конкурентное преимущество оказалось у российских дилеров в результате существенной девальвации рубля.
Итоги продаж автомобилей отечественного производства за январь 2015 года показали количественный спад на 62,21% по отношению к АППГ (936 ед. против 2477 ед. в АППГ). Доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 12,04%. Продажи по легковым автомобилям составили 462 ед. Спад в количественном выражении составил 850 автомобилей.
В денежном эквиваленте, за период с начала года, официальный рынок продаж новых автомобилей показал спад на 11,53% и составил сумму 205,7 млн. USD (по нашим оценкам базовых цен), в АППГ эта цифра равнялась 232,5 млн. USD.На долю национальных производителей пришлось 25,1 млн. USD, это на 55,96% меньше, чем в 2014. В прошлом году за аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 57,0 млн. USD).На долю импортеров пришлось, в денежном выражении, чуть более 180,6 млн. USD (175,5 млн. в 2014 году, рост составил 2,91%).Лидером по доле рынка в денежном эквиваленте в очередной раз стал бренд Toyota, за отчетный период был продан 1181 автомобиль на сумму более 63,4 млн. USD.
В аналитическом отчете АКАБ отмечается, что среди стран-производителей автомобилей Россия укрепила за собой первое место на официальном рынке новых автомобилей в Казахстане(4822 ед. с начала года, доля рынка среди новых автомобилей составляет 62,0%). Однако наблюдается снижение продаж на 18,88% к АППГ, что связано с усилением конкуренции в рамках ЕАЭС. Количество новых автомобилей собранных в Японии и проданных в Казахстане показывают рост как в количественном выражении (34,62%), так и в долевом (5,7%). Японские автомобили сумели усилить свои позиции благодаря акциям салонов на популярные модели. Узбекские автомобили заняли 5,1% доли рынка среди официальных продаж. Впервые в рейтинге, составленном по итогам продаж новых импортируемых автомобилей, США заняли 4 место с количественным показателем – 118 ед. Из этой страны в Казахстан импортируются некоторые модели таких брендов, как BMW, Ford, Honda, Mercedes—Benz, а так же Toyota Highlander. Количественный спад продаж показывают автомобили, собранные в Турции(113 ед. против 138 ед. за аналогичный месяц прошлого года). Белоруссия так же впервые поднялась на первые ряды рейтинга среди стран-производителей. Связано это с продажами Geely, часть которых импортируются из этой страны. Таким образом, в январе текущего года автомобили, импортируемые из США и Белоруссии, были более популярны, чем привычные автомобили производства Кореи и UK.
Результат утери значительной части рынка – закономерен. Наш автобизнес долгое время пребывал в эйфории и уверенности, что государство ему всегда поможет и что конкуренция с производителями соседних стран, в условиях открытого рынка, не помешает ему работать по -старинке. Но в условиях жесткой экономии со стороны государства пришлось срочно менять стратегию.Кризисы отсекают неконкурентоспособную часть компаний, стимулируют реструктуризацию корпоративного сектора, провоцируют изменения в отраслевой структуре. Все это неприятно, затратно, но придется это делать. Государство согласилось помогать, но объемы этой помощи резко сократятся. Конечно, падение курса рубля к мировым валютам стало основным фактором снижения цен в России и ответить на такую ситуацию можно только встречным снижением цен. Радует, что наш автопром перестал ныть и просить у государства опять закрыть рынок, а принялся за работу. Однако, даже при этом, российские автомобили все еще значительно более конкурентоспособны по цене, чем казахстанские. Так что у предприятий АКАБ впереди еще много работы, если они хотят сохранить хоть часть рынка за собой. И не факт, что у всех предприятий это получится.
Дамир Салимов