Льгота и расплата
Итак, за дело льготного автокредитования взялись квазигосударственные компании. Пришло сообщение, что АО «Народный Банк Казахстана» и АО «Банк развития Казахстана» (дочерняя организация АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек») подписали договор банковского займа в рамках Программы поддержки автомобильной промышленности.
АО «Народный Банк Казахстана» выделен наибольший объем государственного финансирования по программе льготного автокредитования среди БВУ, который составляет 4 миллиарда тенге.
Программа льготного автокредитования, как известно, распространяется на автомобили казахстанского производства стоимостью до 5,6 миллиона тенге. Номинальная процентная ставка по льготному автокредиту равна 4% годовых, годовая эффективная ставка вознаграждения (ГЭСВ) с учетом расходов по страхованию и оформлению автотранспорта – не более 7,5% годовых. Для клиентов Народного банка – участников зарплатного проекта, первоначальный взнос не требуется. Во всех остальных случаях первоначальный взнос составит 10-20% от стоимости авто. Срок кредитования – до 5 лет. Дополнительные комиссии не взимаются. Пакет требуемых от заемщика документов – минимальный.
Включение в программу холдинга «Байтерек» - показатель того, что бизнес наконец-то разглядел в Программе коммерческий интерес. Основой его стала высокая популярность нового автокредита среди казахстанских заемщиков, в которой правительство поначалу сомневалось. Поэтому – то средства под нее поначалу выдавал Минфин, через банки второго уровня. И думали, что с учетом явственного сжатия денежной массы и растущих настроений общества экономить, запросы на такие займы будут минимальными. Еще в начале года, рассуждая о перспективах этой акции, Ержан Мандиев, президент АО «АЗИЯ АВТО» говорил о 3 тысячах казахстанцев, готовых взять такие кредиты. Но уже вскоре в правительстве заговорили о 6 тысячах, а когда в банках начался настоящий кредитный бум и претендентам пришлось даже отказывать – Программу решили значительно расширить. Общая же сумма льготных кредитов, как сообщал вице-министр финансов РК Руслан Даленов, составит 15 миллиардов тенге.
Что же конкретно смогут приобрести по этой программе казахстанцы, и сколько будут за это платить? Эксперты подсчитали: в рамках программы им станут доступны 24 модели, выпускаемые в г.Усть-Каменогорске. Например, Lada 4×4 по цене от 1 590 тыс. тенге, 13 моделей KIA по цене от 1 787 тыс. тенге, 6 моделей Chevrolet по цене от 2 645 тыс. тенге и 5 моделей Skoda стоимостью от 2139 тыс. тенге.
Минимальный ежемесячный платеж для участников программы составит 23,4 тыс. тенге. А в среднем ежемесячные выплаты составят 32-35 тыс. тенге.
И все, вроде бы, хорошо, все довольны – автопроизводители, банки, автолюбители. Однако, если рассматривать проблему в целом, в динамике, налицо немало и негативных моментов.
Дело в том, что Программа была задумана для поддержки отечественных автоппроизводителей, через стимулирование спроса. Однако большая часть выделенных денег уйдет за границу, к поставщикам комплектующих для автомобилей. Всем известно, что наш автопром - это «отверточное» производство, т все комплектующие туда завозятся, а наши заводы только лишь осуществляют сборку. Кроме того – масштабы этой поддержки минимальны. Мощности наших сборочных автозаводов достаточны для выпуска 120 и даже, как говорят, 150 тысяч автомобилей. Что для таких объемов «льготные» 6, или даже 7 тысяч авто?
Об этих «родовых болезнях» нашего автопрома немало говорилось, причем на самом высоком уровне. Например, в Парламенте. Депутат мажилиса Нурлан Жазылбеков поднимал этот вопрос на одном из заседаний, когда обсуждался вопрос запрета на ввоз в страну автомобилей иностранного, прежде всего российского, производства. По его словам, наши автозаводы заняли потребительскую позицию: собирать импорт, а не развивать собственное производство. В так называемых «казахстанских» автомобилях казахстанского содержания почти и нет! Ни автомобильного стекла, ни резиновых комплектующих, ни каких-то деталей кузова или двигателей мы не делаем. Хотя в стране полно нефти и всех других полезных ископаемых. По его мнению, эта работа на зарубежного «дядю» ничего не прибавляет к индустриальному потенциалу нашей страны. Трудно с ним не согласиться. А если учесть, что благодаря бешеному лоббированию в правительстве автопромовских агентов в стране постепенно вводятся разные ограничения на импорт автомобилей для разных мелких субъектов бизнеса, оставляя это право только за крупными импортерами, то становится ясно – кому выгодна эта система поддержки «отечественного производителя», о которой так много кричат. За государственные (собранные из налогов со всех граждан и организаций) деньги, опять поддерживается узкая группа бизнесменов, связанная с автозаводами, связанными с ними банками и их радетелями во властных кругах. А расплачиваться за эти льготы будем все мы.