Как мы губим транзит
Транспортные ограничения, как элемент «гибридной войны», развязанной Россией со своими дальними и ближними соседями, бьют и по экономике Казахстана, как члена Евразийского экономического союза. Грузоперевозчики, особенно на большегрузных машинах, сегодня постоянно сталкиваются с различными неприятностями на территории России, особенно на границах, по неделям ждут оформления документов и пропуска, теряют время и несут финансовый ущерб. Вслед за российскими экономическими санкциями против Украины и Турции «под раздачу» российских властей попали и польские грузоперевозчики.
31 января истек срок международного договора о транзите, а переговоры о его продлении, которые прошли 21 января в Калининграде, — провалились. 28 января в Гданьске должен был пройти новый раунд переговоров, но российская делегация туда не приехала. И теперь Россия не пропускает польские грузовики на свою территорию, а Польша — не пропускает российские. Поскольку основной грузопоток между Россией и Польшей идет через территорию Белоруссии, именно здесь опустели пограничные переходы. Легкового транспорта новый конфликт не касается, как не касается и прямых перевозок между Россией и Польшей. Речь идет только о транзите.
В такой ситуации Казахстан вполне мог бы стать альтернативой маршрутам по российской территории для грузов из Европы, стран СНГ и Ближнего Востока в Китай и обратно, используя свое географическое положение и достаточно развитую дорожную инфраструктуру. Грузы могут идти через порт Актау – центральный казахстанский транспортный узел на Каспии, а там, через паромы – на Азербайджан, Иран, Турцию и в Европу. Это ненамного дальше, а в ряде случаев – и более короткий путь, чем через Россию, к тому же здесь имеются явные преимущества, в виде более теплого климата и короткого транспортного плеча до потребителей. Про бюрократические придирки, чем славятся российские таможни, можно и не говорить.
Но, как оказалось, мы опять упускаем выгодную для нас ситуацию, не можем использовать благоприятную экономическую конъюнктуру. СМИ и телевидение в последние месяцы то и дело пестрят сообщениями, что караваны иностранных «дальнобойщиков» то и дело застревают в снежных заносах на казахстанских трассах, и нет им ни помощи, ни поддержки. Чиновники разводят руками – буран, снег, ничего не поделаешь… Грузовые автомобили неделями томятся в снежном плену, пока службы нашего ЧС соизволят почистить дороги. На границах тоже ситуация не лучше – то и дело сотни машин скапливаются на пунктах перехода и по нескольку дней ждут оформления документов. Ладно – российские власти решили наказать турецких «дальнобойщиков», но наши-то зачем идут на поводу этой нелепой и глупой политики?! Мы сами губим те прекрасные транзитные возможности, которые могли бы принести в Казахстан и товары, и деньги, и хорошую бизнес-репутацию.
Проблема эта стала настолько острой, что ею уже даже озаботились в правительстве.
Морской торговый порт Актау посетил первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев. Когда он посмотрел, как здесь проходят процедуры оформления грузов и автотранспортных средств, он сделал вывод, что ему было бы легче заплатить, чем «проходить все круги этого ада». Водители фур рассказали ему без утайки, что прохождение всех необходимых процедур в морском порту Актау у них занимает в среднем 5-8 часов, а иногда доходит и до 15 часов. Но ведь еще надо дождаться очереди, которая растянулась на несколько дней!
- В связи с приостановлением Российской Федерацией взаимоотношений с Украиной, транзитный поток, который следовал через Россию, поменял свое направление, и весь поток пошел через порт Баку к нам. - объяснил ситуацию вице-премьер.- Здесь мы увидели, что резко увеличился транзитный поток товара и транспортных средств, и возникли серьезные проблемы. Та технологическая схема, которая сегодня имеется, никого не удовлетворяет. Я не знаю, что испытывает водитель, который проходит через это. Сегодня я так и не понял, кто, что и где здесь делает. В конце концов, у меня появилась мысль, что легче я заплачу, чем буду проходить через все круги этого ада. Все сделано именно для этого, нет человеческого подхода. Мы несколько дней работали, придумывали разные схемы. Будем менять технологическую схему.
Возмущенный этими безобразиями Бакытжан Сагинтаев не скрывал своего раздражения, остро раскритиковав работу всех ведомств на территории порта:
- Они должны работать по-другому. В частности, когда мы обсуждали этот вопрос со всеми госорганами первый раз, ветеринары говорили, что сутки они работают, потом отдыхают, то есть как им удобно и выгодно, так и работают. Миграционная служба не запрещает находиться в течение пяти дней без регистрации, ничего страшного значит, пять дней бумага полежит. Хотя водители сказали, что им негде ночевать. Никаких бытовых условий нет. И раз мы создали эту ситуацию, мы должны позаботиться о людях, которые здесь находятся. Поэтому сегодня наша задача — сокращение времени оформления грузов, чтобы машины не стояли здесь часами. Мы не можем остановить поток грузов. Турецкий и украинский грузы сегодня идут через порты Актау. И если мы говорим бизнесу, что государство вас защитит и обеспечит бесперебойный поток через наши пункты вашего груза, на деле получается сегодня не так, - сказал первый вице-премьер.
На территории Актауского морского порта прошло совещание, где вице-премьер и местные чиновники попытались срочно решить эти все нарастающие проблемы, и хоть в этот раз, пробить эту транспортную «пробку», видимо, удастся. Но в целом наш казахстанский альтернативный путь для грузов не стал лучше. «Дальнобойщики», прибывающие в Казахстан, остаются буквально в «чистом поле», без поддержки и помощи, и должны надеяться только на себя. Вот уже который год от них слышатся одни и те же жалобы: нет нормальных кемпингов, гостиниц, нет нормальных кафе, хотя бы как в Турции или Восточной Европе. Самым главным вопросом для водителей остается создание инфраструктуры. Чиновники бодро сообщили вице-премьеру, что они уже переговорили с предпринимателями, и те уже начали изготовление мобильных кемпингов, объектов общепита, биотуалетов… Ведь известно: обещать- не лопатой махать. Может, кое-что из этого списка на территории порта через полгода и появится, а дальше, за ним, перед «дальнобойщиком» откроется только степь да степь – без конца и края… Ни гостиниц, ни душа, ни еды. Опять мы упускаем возможности, на которых могли бы неплохо зарабатывать.