Инвестиционная пауза
Exclusive продолжает публикацию цикла экспресс-статей, в которых мы попытаемся рассмотреть Казахстан через призму различных факторов. Изучение экономической, социальной, политической составляющих поможет в итоге выстроить целостную картину состояния страны, оценить ее перспективы. Попробуем взглянуть на наши достижения и провалы.
Инвестиционная пауза
Буквально на днях премьер-министр Карим Масимов озаботился настроениями иностранных инвесторов. Казахстан, по их мнению, несмотря на все усилия, стремительно теряет свою инвестиционную привлекательность. Членство в различных интеграционных объединениях только усиливает чужеземные страхи. Сложилась неприятная ситуация, когда экономическое пике может навсегда перекрыть финансовые потоки из-за рубежа. Сегодня мы предлагаем взглянуть на страну глазами иностранцев и оценить степень открытости нашей экономики.
По мнению зарубежных вкладчиков, невзирая на некоторый прогресс в области свободной торговли и открытого инвестиционного режима, для иностранного капитала существует ряд ограничений. Плюс ко всему инвесторы сетуют на чрезмерное присутствие государства во всех значимых секторах экономики.
Но особую нелюбовь иностранцы испытывают к требованиям по местному содержанию товаров и услуг. Это вызывает значительные трудности, особенно для нефтяных и газовых компаний, которые приносят львиную долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ). К тому же, те, кто ими распоряжается, убеждены, что налоговый режим для «углеводородных контор» является обременительным и чрезмерным.
Зарубежные гости сталкиваются с чисто казахстанским вариантом принятия законодательных актов и правил работы на территории страны. Метод отличается удивительной хаотичностью и непоследовательностью. Иногда такая операционная среда ставит в тупик даже мировых акул бизнеса. Также иноземных предпринимателей смущает запрет на участие в отдельных сегментах казахстанской экономики – для них ограничено участие в работе средств массовой информации, воздушного транспорта и мобильной связи.
Основным препятствием на пути ПИИ, по мнению иностранцев, является значительное присутствие государственных предприятий, продолжающих доминировать в экономике, вопреки попыткам приватизации госактивов. Национальные холдинги аккумулировали наиболее прибыльные отрасли, что во многом исключает более существенное внешнее инвестиционное участие. В таких условиях на отечественные рынки заходят только крупные компании, готовые позволить себе расходы на неопределенность.
И все же источники ПИИ признают, что Казахстан является лакомым куском и требует особого внимания. Тем более что последние лет пять-шесть приоритетом работы правительства РК стала защита интересов миноритарных инвесторов. Здесь казахстанские власти делают несомненные успехи. К примеру, Казахстану за короткий срок удалось подняться в рейтинге исполнения контрактов. Кроме того, в Астане не скрывают, что прямые иностранные инвестиции имеют важное значение для диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности. Залогом выгодного партнерства должна была стать развитая стратегия продвижения «вкладов». Основным законодательным актом, затрагивающим ПИИ, является закон «Об инвестициях». Документ включает в себя ряд положений, гарантирующих права инвесторов. Формально он обеспечивает защиту для существующих контрактов от неблагоприятных изменений в государственной политике или законодательстве, дает доступ к международному арбитражу и ограждает от произвольной экспроприации.
Однако, судя по последним событиям, в программе наметился сбой, который в экстренном порядке пытаются устранить профильные ведомства и агентства. Времени на исправление ситуации остается все меньше и меньше – государственная казна может столкнуться с эффектом «полной пустоты». Проще говоря, на намеченную индустриализацию может не хватить денег. Поэтому Кабмин определил ряд несырьевых секторов, куда пытается в срочном порядке привлечь иностранное финансирование. Прежде всего, это металлургия, нефтехимическая и пищевая промышленность, химическое, автомобильное производство, производство электрооборудования и оборудования для сельскохозяйственной и транспортной деятельности, а также производство строительных материалов.
Стимулами для зарубежных купцов стал целый ряд послаблений – они могут не платить корпоративный подоходный налог и земельный «сбор» в течение 10 лет, а налог на имущество – 8 лет. Кроме того, государство предлагает субсидии на капитальные затраты после ввода объекта в эксплуатацию. Привлечение иностранной рабочей силы может осуществляться без каких-либо квот и разрешений.
Словом, все для инвестиций, все для выживания. Для гальванизации процесса созданы десять специальных экономических зон, где иностранцы, в идеале, должны чувствовать себя словно в раю. Такие меры позволят излечить Казахстан от углеводородной зависимости, уверены чиновники. Насколько оправданы подобные ожидания, покажет время. Пока же лидером по объемам прямых вложений остается нефтегазовая индустрия, а крупнейшими вкладчиками являются Нидерланды, США, Швейцария, Китай, Франция и Великобритания.