понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Нет – и не надо. Другую найдем

Новость  о том, что компания Statoil уходит из Казахстана, стала еще одним свидетельством нарастающих противоречий между  западными нефтегазовыми  корпорациями и государственными структурами, участвующими в перспективных нефтяных проектах на Каспии. Так считают некоторые аналитики. Другие же  не видят в этом событии ничего особенного. Семь лет назад норвежский концерн Statoil и казахстанская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз»  подписали меморандум о взаимопонимании в области возможного сотрудничества на участке «Абай» в казахстанском морском нефтяном блоке Каспийского моря. Блок «Абай» находится в 65 километрах от берега и, по расчетам, содержит запасы условного топлива в 387 миллионов тонн (2,8 миллиарда баррелей). В марте 2011 года национальная компания «КазМунайГаз» и Statoil подписали соглашение о принципах сотрудничества. Поначалу казалось, что Statoil приходит в проект всерьез и надолго. Ведь кроме собственно разработки перспективного месторождения,  «КМГ»  договорилась об участии «Statoil» в строительстве самоподъемной буровой установки, которая в будущем  должна была  использоваться для освоения других участков шельфа Каспийского моря. Однако  этим планам не удалось сбыться.  В январе компания Statoil отправила в «КМГ»  извещение о своем решении выйти из проекта.  Как сообщает  агентство ZacksEquityResearch, задержки в запуске проекта и  экономическая неэффективность разработки этого блока препятствуют в реализации стремлений Казахстана увеличить добычу нефти. Реакция казахстанских официальных органов оказалась спокойной. Министр нефти и газа  С. Мынбаев успокоил атаковавших его вопросами журналистов: Казахстан не понесет убытков  в результате выхода западной компании из проекта. Кроме того,  «КазМунайГаз», согласно казахстанскому законодательству, имеет право на 50% долю во всех новых проектах на шельфе Каспия. При этом все расходы на стадии разведки Statoil должен был  взять  на себя. Он выразил уверенность, что  Казахстан достаточно быстро найдет другого партнера по освоению этого нефтяного блока, благо в желающих  нет недостатка. ​​Это не первый  пример  выхода иностранных компаний из казахстанских нефтяных проектов, пишет американское агентство Bloomberg. Ранее о своем выходе из крупнейшего нового проекта по развитию Кашаганского месторождения объявила компания ConocoPhillips. Причиной послужили затраты, выросшие до 46 миллиардов долларов на первом этапе проекта, который завершился на восемь лет позже запланированного срока. То же агентство  пишет, что компания «КазМунайГаз» покупает доли в каспийских проектах, теряя своих партнеров. Между тем пятилетний план компании по производству нефти на сумму 557 миллиардов тенге (3,7 миллиарда долларов), о котором было объявлено в декабре 2011 года, ставится под сомнение. «КазМунайГаз» планировал бурение 435 скважин для оценки потенциала морских месторождений, включая участки «Н», «Жамбыл» и «Сатпаев», и начать разведочные работы на участке «Абай», а также на участках «Исатай» и «Шагала» вместе с итальянской компанией Eni. Однако  компания ConocoPhillips вышла из проекта разработки блока «Н» и продала свою долю казахстанской компании за 32 миллиона долларов, а также намерена продать свою долю размером в 8,4 процента в Кашагане. Эти события ставят под угрозу  намеченные  «КМГ» планы. Казахстанское правительство до 26 марта 2013 года должно определиться, воспользуется ли оно правом первичной покупки доли ConocoPhillips или уступит другим инвесторам. О заинтересованности в сделке заявила индийская компания Oil&NaturalGasCorporation. Компании ExxonMobil и RoyalDutchShell отказались от покупки доли ConocoPhillips в Кашагане. Exclusive.kz попросил прокомментировать последние события экспертов: Надир Каримов,  Генеральный директор НИЦ «Нефть» НИА РК, академик: - Уход некоторых западных компаний из нефтяных проектов  не сможет остановить освоение богатейших запасов Каспийского шельфа.  Эти компании   сыграли свою роль, выполнили большую работу, за это им можно сказать спасибо. Сегодня Казахстан предъявляет все более высокие требования  к  ним как по срокам освоения месторождений, так и по качеству и экологичности этих работ.  Возможно, кому-то эти требования кажутся чрезмерными, но таково веление времени. Казахстан  и так долго ждал начала добычи на Кашагане, его сроки неоднократно переносились - вначале в 2006, затем в 2007, наконец,  в этом году… Сегодня Казахстан выходит на новый этап развития. Уже затрачены около 90 миллиардов долларов, создана разветвленная нефтяная инфраструктура.  Так что все идет как надо.  Я уверен, что большая нефть Кашагана  будет добыта в этом году. Расул Рысмамбетов, аналитик, публицист: Уход ConocoPhillips  и Statoil  имеет под собой, скорее всего, экономические причины. На мой взгляд - это перегруппировка и перераспределение внутрикорпоративных капитальных затрат. Отказ Statoil от сотрудничества с казахстанской стороной не является проблемой для этой компании, это  скорее проблема для нас. Оставшиеся в проекте разработки блока "Нурсултан" –«КазМунайГаз» и Mubadala не имеют опыта разработки подобных месторождений. Вообще, разработка месторождений на шельфе водоема с закрытой экосистемой, такой как Каспий - уникальная и опасная инициатива. Возьму на себя смелость сказать, что ни одна компания в мире не владеет полностью технологиями нулевого сброса при разработке нефтяных месторождений на море. Норвежцы, шотландцы, китайцы, вьетнамцы – все они  имеют опыт работы на океанском шельфе, где открытое море часто прячет ошибки бурения. Вполне вероятно, что уход Statoil - отчасти признание неспособности норвежцев работать по предъявленным требованиям. Но если они ушли по технологическим причинам, то это чрезвычайно серьезная проблема, которая обязательно  обозначится при запуске Кашагана. Что будет после ухода Statoil? Есть ряд компаний с опытом работы на шельфе, которые хотят работать у нас. Это PetroVietnam и Chinanationaloffshoreoilcorporation. Обе компании уже присылали свои делегации в Казахстан и изучали рынок. Смогут ли они обосновать свои претензии, покажет время. Ведь  условия работы на блоке "Нурсултан", где глубина моря в 8-10 метров, может оказаться для них очень сложной задачей. Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества : - Что касается ConocoPhillips,  то здесь никакой особой неожиданности нет, эта компания вообще ликвидирует свои активы во многих странах, в том числе и в Казахстане. А вот со Statoil – вопрос другой, ведь, судя по всему, она действительно хотела работать на каспийском шельфе, долго  и детально исследовала все детали проекта, вела переговоры. Но, видимо, предложения с казахстанской стороны оказались для нее все-же недостаточно привлекательными. Мне  думается, что нашим переговорщикам не мешало бы быть  поуступчивей, «помягче», когда имеешь дело с компанией такого масштаба, какStatoil. Ведь сегодня Атырау, Актау, весь прикаспийский регион живет за счет инвестиций, которые приносят туда такие компании, как Statoil. При том, что большая нефть с каспийского шельфа не стала еще  реальностью.  Что будет с ними, если уход  таких компаний  будет продолжаться? На это наслаиваются еще и геополитические проблемы, вопросы себестоимости каспийской нефти, маршрутов ее транспортировки и другие. Так что нашему Правительству нужно хорошо  проанализировать этот факт и сделать правильные выводы.
Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33