понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Бензин в ЕЭП будет дороже

В середине сентября владельцы АЗС обратились в Министерство нефти и газа, требуя либо пересмотреть предельную розничную стоимость топлива, либо установить ценовой порог для оптовиков. АЗС заявляют об убытках. В России оптовая цена на топливо растет, и Павлодарский НПЗ уже предупредил бизнесменов, что отпускная стоимость бензина может пойти вверх вслед за российской. Предложение российского товара в Казахстане на сегодняшний день выросло на $60–70 за тонну. СМИ сообщают, что коммерсанты готовы стучаться в двери даже Евразийской экономической комиссии. Поможет ли это? Вряд ли. Еще весной прошлого года Казахстан ратифицировал Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Беларуси, Казахстана и России, подписанное в Москве 9 декабря 2010 года. Под общим рынком нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства теперь понимается «совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-участников в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях этих стран, необходимых для удовлетворения потребностей в них участников ЕЭП». Основные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов: ·         неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение); ·         приоритетное обеспечение потребностей государств-участников в нефти и нефтепродуктах; ·         унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты. Внедрение этих принципов изменит внутренний рынок нефтепродуктов Казахстана, на котором сейчас невооруженным глазом виден дисбаланс между структурой производства и потребления нефтепродуктов, характеризующийся наличием дефицита производства высокооктановых марок бензина и авиатоплива. Сейчас и в обозримом будущем дефицит покрывается за счет импорта из России. Нехватка производства нефтепродуктов и объем их импорта характеризуют общее недостаточное технологическое состояние существующих НПЗ, не способных удовлетворить внутренние потребности Казахстана. Технологические возможности АНПЗ и ПКОП не позволяют осуществлять глубокую переработку черного золота. В силу технологических особенностей нефтеперерабатывающие мощности Казахстана также зависимы от импорта российской нефти (порядка 7 млн тонн российской нефти ежегодно перерабатывается на отечественных НПЗ). Правда, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе уже заложили «первый камень» в фундамент строительства комплекса глубокой переработки нефти, но срок строительства займет три с половиной года, плюс вывод на полную мощность, плюс бизнес-процессы и т. п. В Павлодаре во время 9-го Форума межрегионального сотрудничества России   и Казахстана на Россия и Казахстан подписали протокол, регулирующий поставки российской нефти и нефтепродуктов в республику. Документ разработан в рамках российско-казахстанского сотрудничества по созданию правовой базы Единого экономического пространства. Протокол создает условия для беспошлинных поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Казахстан для удовлетворения внутренних потребностей республики в объеме, согласно утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов на территориях двух государств. В документе также содержатся механизмы компенсации выпадающих доходов федерального бюджета РФ от беспошлинных поставок нефтепродуктов в Казахстан. Дело не в том, что в Казахстане не хватает нефти и нефтепродуктов. В 1-м полугодии 2012 г Казахстан экспортировал 34,6 млн т  сырой нефти и газового конденсата на $29,7 млрд. Россия и Казахстан договорились о беспошлинных поставках российской нефти на Павлодарский НХЗ еще в июне 2012 г. Правда тогда было не ясно, как это будет компенсировать Казахстан. Теперь это прояснилось. Согласно протоколу, казахстанская сторона за ввезенные российские нефтепродукты осуществляет встречную поставку нефти в Россию. Порядок расчета объемов встречных поставок и порядок их осуществления устанавливается Методикой встречной поставки нефти на территорию РФ за ввезенные из России в Казахстан нефтепродукты, которая является частью данного протокола. Это важный момент в отношениях России и Казахстана. Еще в мае 2012 г  о  беспошлинных поставках российской нефти на Павлодарский НХЗ и речи не шло. Да и раньше  поставки приостанавливались, к примеру, в феврале 2010 г. Тогда из-за угрозы введения экспортной пошлины большинство российских нефтяных компаний приостановили оформление поставок нефти на НХЗ в Казахстане. Более того, Россия в 2 раза сократила поставки нефти на ПНХЗ из-за того, что Казахстан не подписал методику расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках Таможенного союза. По соглашению Казахстан получает возможность получения определенного гарантированного объема нефти и нефтепродуктов, необходимых ему для обеспечения своих потребностей в рамках согласования долгосрочного индикативного баланса добычи, производства, потребления, транспортировки, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов государств–участников Единого экономического пространства. Нынешняя система ценообразования на нефтепродукты, несмотря на якобы социальную направленность, не рыночная и в рамках ЕЭП вряд ли будет действовать. С августа 2011 года в стране действует Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Уже больше года устанавливают предельные розничные цены на наиболее популярные виды ГСМ — бензин марок Аи-80, Аи-92/93 и дизельное топливо. У российской стороны такого ограничения нет. Более того, стоимость реализуемых в России ГСМ значительно выше, и ГСМ из Казахстана перетекают в Российскую Федерацию. Так уже было в Западно-Казахстанской области, когда российские потребители буквально «опустошали» казахстанские АЗС, на ценниках которых цифры были намного ниже, нежели у соседей в приграничных районах России. Система ценообразования на нефтепродукты не привлекает на местный рынок потенциальных конкурентов. Агентство по регулированию естественных монополий предполагает, что в дальнейшем существующий механизм ценообразования на нефтепродукты будет упразднен, а значит, цены на нефтепродукты будут расти. Это не единственная причина. Трем странам предстоит проведение соответствующей работы по совершенствованию и унификации механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов в рамках ЕЭП. В данном случае стоит отметить существующие в настоящее время различия в налоговой нагрузке между Казахстаном и Россией. Так, доля косвенных налогов в литре российского бензина составляет более 50%, в республике же — в среднем 20–25%, что также отражается на стоимости ГСМ.
Налог Ставка, %
Казахстан Россия Беларусь
НДС 12 18 20
Налог на прибыль 20 20 18
Подоходный налог 10 13 12
Налог на недвижимость 0,1-1,5 0,1-2,2 0,1-2
Налог на землю Размер налога зависит от кадастровой стоимости и направления использования земельного участка
В Казахстане ниже ставка НДС и подоходного налога, в Беларуси — налог на прибыль. В Министерстве финансов Беларуси считают экономически не обоснованной идею снижения действующей ставки НДС (20%) до уровня России (18%), а тем более до уровня Казахстана (12%) из-за различий в структурах экономик. «Снижение ставки НДС в Беларуси до уровня России приведет к росту дефицита в условиях 2012 года на 4,6 трлн белорусских рублей (около 1% ВВП), до уровня Казахстана — на 18,3 трлн белорусских рублей (3,7% ВВП). Такие серьезные потери доходной части, несомненно, потребуют пересмотра экономической политики в области доходов, в том числе на социальное обеспечение, субсидирование услуг ЖКХ и транспорта, льготного строительства жилья, бесплатного здравоохранения, образования. Ситуацию осложняет и предстоящая в 2013–2015 годах полоса пиковых выплат по внешнему государственному долгу», — отмечает начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Беларуси Дмитрий Кийко. По его мнению, партнеры Беларуси по ЕЭП могут себе позволить более низкие ставки НДС с учетом доли доходов бюджета от нефтегазового сектора, которые в России составляют почти 30% ВВП в РФ и 10,6% ВВП в Казахстане (без учета трансфертов из Национального фонда Казахстана, в котором накапливаются налоговые доходы от нефтяного сектора, — еще 4,4% ВВП в 2011 году). При этом в РФ за счет НДС формируется около 15% доходов бюджета, в Казахстане — около 10%, а в Беларуси — более 30% всех доходов бюджета. Россия на снижение ставок до уровня казахстанских тоже вряд ли пойдет. В итоге, вероятнее всего, свои ставки до некоторых разумных пределов поднимет Казахстан, что непременно отразится и на стоимости ГСМ. Поднимутся цены на транспортные расходы, увеличатся розничные цены на продукты, вырасту и другие тарифы.  Уровень инфляции возрастет, и макроэкономические показатели перестанут радовать глаз. ВРЕЗКА: Эффективное функционирование ЕЭП требует решения следующих вопросов. ·                    Формирование согласованных принципов тарифной политики. В условиях формирования ЕЭП важное значение приобретает разработка общих методологических подходов к расчету тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов. В перспективе странам ЕЭП необходимо перейти на систему единых транзитных тарифов. Для Казахстана решение данной задачи весьма актуально, учитывая удаленность республики от моря и мировых рынков. ·                    Сохранение качества каспийской нефти в системе трубопровода Атырау–Самара. Реализация данного направления будет способствовать увеличению заинтересованности казахстанских грузоотправителей в поставках нефти по указанному маршруту, повышению конкурентоспособности транспортировки углеводородов по трубопроводу Атырау–Самара, расширению его пропускной способности и доведению объемов транспортировки до 25 млн тонн в год. ·                    Решение проблемы недискриминационного доступа в газотранспортную систему Российской Федерации для транспортировки казахстанского газа в третьи страны. Отсутствие возможностей свободной транспортировки газа из РК по территории РФ противоречит основным принципам ЕЭП, предусматривающим свободное движение товаров, капитала, услуг, рабочей силы. Кроме того, целесообразно внести изменения в принятое Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Изменения и дополнения должны регулировать отношения сторон по доступу к газопроводной системе государств ЕЭП для транспортировки газа, происходящего с территории Единого экономического пространства, не только в пределах ЕЭП, но и за его пределы. Реализация данного направления весьма актуальна для Казахстана, который заинтересован в расширении экспортных возможностей поставок газа на мировые рынки. ·                    Регулирование вопроса поставок нефти на Павлодарский нефтехимический завод. ПНПЗ ориентирован на переработку российской нефти. Сейчас достигнуты договоренности по поставкам нефти из РФ на ПНПЗ до 1 января 2014 года. России в целом невыгодно поставлять нефть на Павлодарский НПЗ, так как данные поставки осуществляются беспошлинно и бюджет РФ при этом теряет ежегодно более $2 млрд. Казахстан же, напротив, заинтересован в развитии взаимоотношений с Россией, поскольку, импортируя сырье из РФ, «высвобождаемую» нефть республика отправляет на экспорт. При этом бюджет и Национальный фонд РК ежегодно получают около $1,5 млрд. Поэтому необходимо либо выстраивать более долгосрочные отношения с Российской Федерацией и компенсировать импорт российской нефти поставками такого же объема из РК в РФ по трубопроводу Атырау–Самара, либо нужно решать вопрос переориентации производственного процесса на ПНПЗ на переработку казахстанской нефти, что требует привлечения дополнительных инвестиций. ·                    Повышение конкурентоспособности нефтегазовой промышленности Казахстана. Для Казахстана в условиях функционирования Таможенного союза и вступления в силу с 1 января 2012 года Единого экономического пространства принципиально важное значение имеют повышение конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств и введение на предприятиях стандарта Евро-5.
Оставить комментарий

Бизнес

Лифт только для токалок Лифт только для токалок
Редакция Exclusive
01.07.2012 - 08:24
Сокращение будущего Сокращение будущего
Редакция Exclusive
01.07.2012 - 08:18
Безумству сильных Безумству сильных
Редакция Exclusive
01.07.2012 - 08:15
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33