Программа финансового оздоровления АПК выгодна только олигархам
Налоговая нагрузка на аграриев может вырасти в три раза. А посевная кончиться крахом из-за отсутствия семян.
Минфин выступает за отмену единого земельного налога. В рабочих группах сегодня идет обсуждение инициативы Минфина, в котором принимают участие и эксперты Союза фермеров Казахстана.
Один из главных довод разработчиков: повышение налогов «ударит» по нерадивым аграриям, оформивших землю, но не использующих ее по назначению. Из-за этого страдает как сама земля, так и земли соседних хозяйств.
Другой довод: Казахстану предстоит войти в ВТО и от единого земельного налога, так или иначе, придется отказаться. В свою очередь, в СФК считают, что повышение налогов ударит в первую очередь по малым и средним фермерам, которые и без того «стоят на коленях». Инициаторы реформы успокаивают аграриев тем, что повышение налоговой нагрузки для фермеров, по сути, «компенсируется» увеличением субсидирования в отрасли. Однако, если в теории и в выступлениях это работает, на практике все выходит иначе и принцип равнодоступности мер господдержки для рядовых фермеров и крупных компаний вообще не работает.
В нашей стране почему-то принято поддерживать крупный сельский бизнес, а мелкие крестьянские фермы остаются «за бортом». Вот конкретный пример. В Правилах по субсидированию отрасли животноводства, утвержденных постановлениями правительства, прописаны требования и нормы, отсекающие большинство фермерских хозяйств от мер господдержки. Субсидии на производство молока могут получить только те товаропроизводители, которые на 1 января соответствующего года имеют в наличии не менее 100 голов коров и телок старше 2-х лет. При этом на повышенные субсидии могут рассчитывать хозяйства, содержащие свыше 400 голов маточного поголовья. И таких примеров из этих Правил можно привести массу. Суть в том, что «благодаря» этим правилам господдержку получат уже состоявшиеся, крупные бизнесмены. Вместо того, чтобы помогать мелкому фермеру встать на ноги и расширится, государство все внимание уделяет крупному бизнесу. Где логика? И это напрямую касается и ВТО. Если сегодня не поддержать мелких и средних фермеров, как казахстанские фермеры завтра будут конкурировать с производителями других стран? И это несмотря на то, что львиная доля сельскохозяйственной продукции, особенно в животноводстве, сегодня производится именно мелкими фермерами и в личных подворьях граждан, а никак не на мегафермах.
Так согласно официальным данным Агентства по статистике РК крупные холдинги и сельхозформирования производят всего лишь 5,7% мяса-сырья, 4% молока-сырья, 5% шерсти. Остальные проценты, а это свыше 90%, приходятся на долю личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств.
Где здесь справедливость и рыночный подход – задают вопросы в СФК? Было бы правильным, если бы меры господдержки для разных категорий производителей распределялись пропорционально их вкладу, а не в зависимости от мощности их коровников или применяемых технологий. Справедливости ради стоит отметить, что на одном из последних заседаний рабочей группы позиция МСХ РК оказалась уже ближе к фермерской, то есть и там сегодня понимают, что разработанные ими Правила никак не стимулируют рост предприятий, а решают проблемы крупного бизнеса. В СФК также считают, что усложнение налогового администрирования скажется на затратах фермеров. Крестьянам придется нанимать бухгалтеров, которых в сельской местности очень не хватает.
В этой связи в Союзе фермеров Казахстана считают, что Госпрограмма по финансовому оздоровлению в АПК больше похожа на кампанию по спасению олигархов. Эксперты данного общественного объединения принимают участие в обсуждении проекта Правил по финансовому оздоровлению. Свои замечания и пожелания фермеры уже направили в МСХ РК.
Так, отмечают в Союзе, весьма подозрительно, что государство намерено помочь аграриям с долгами «тянущимися» аж с 2003 года, то есть уже 10 лет! Это предусмотрено проектом Правил. По мнению руководства СФК, рядовые фермеры не могут столь долго отбиваться от кредиторов и за 10 лет уже давно бы стали банкротом, а имущество ушло с молотка. К тому же, все в тех же Правилах говорится о государственной помощи с задолженностью до 4,5 млрд. тенге.
- Подумайте, какие фермеры могут взять кредит в 4,5 млрд. тенге и не отдавать его 10 лет?! Понятное дело, речь тут о крупных холдингах, а никак не о мелких либо средних фермерах. Или вот такой момент: в Казахстане у некоторых олигархов до 20, а иногда и больше компаний в холдинге, что же получается?! Если каждой из этих 20 ТОО одобрят «списание» долгов на сумму 4,5 млрд. тенге, то выходит, только в одни руки может уйти почти 40% всех денег, выделенных на финансовое оздоровление по всей стране. Представьте: если соберется 10 таких «воротил бизнеса», то от бюджетных 300 млрд. тенге реальным фермерам ни тиына не достанется?!, - возмущен президент Союз фермеров Казахстана Ауезхан Даринов.
В СФК опасаются, что благие намерения по оздоровлению субъектов АПК в итоге могут обернуться лишь спасением крупных компаний. Несмотря на то, что за счет своих размеров последние имеют доступ к кредитным финансовым ресурсам и государственным субсидиям, дела у них часто идут не очень хорошо. Все из-за «перекачки» денег из сельскохозяйственной отрасли в другие направления деятельности или даже из-за «перекачки» средств в бизнес-проекты за рубежом. А здесь, в Казахстане, учредители этих компаний «ходят с протянутой рукой», считают в СФК.
Для большего эффекта в СФК предлагают установить лимит в 500 млн. тенге «в одни руки», что позволит охватить гораздо большее количество аграриев. Что касается временных рамок, достаточным было бы помочь с долгами, образовавшимися с 2008 года, когда и случилась сильная засуха, не позволившая фермерам рассчитать с кредитами.
Кроме того, одно из предложений Союза фермеров Казахстана – публикация списков участников программы финоздоровления в СМИ и открытый доступ к нему на сайтах соответствующих ведомств.
Но больше всего фермеров сегодня волнуют проблемы нового сельскохозяйственного сезона. Посевная кампания в Казахстане «буксует» из-за нехватки семян. И причина тут в первую очередь в нерасторопности и не сплочённости самих фермеров, считают в Республиканском общественном объединении «Союз фермеров Казахстана».
Напомним, еще осенью прошлого года в Союзе предрекали дефицит семян к предстоящей посевной. Тогда, по прогнозам Союза, в целом по стране дефицит составлял около 110 тысяч тонн. Сегодня, как заверяют в СФК, с призывом о помощи к ним ежедневно обращаются аграрии с разных регионов.
- Если Вы помните, уже в октябре прошлого года мы били в колокола, настойчиво напоминали, что и фермерам и правительству необходимо принять меры – семян на следующий год просто на просто не хватит. Мы просили фермеров, чтобы они письменно собрали заявки на семена, чтобы мы с этими заявками на руках пошли добиваться решения вопроса в Минсельхоз и в Правительство. Мы ведь не можем ссылаться на устные обращения или звонки. Однако крестьяне надеялись на «авось», кому-то из фермеров местные акиматы обещали «решить вопрос», дабы те не поднимали лишнего шума. Что мы имеем сегодня? Чуть ли не ежедневно к нам обращаются крестьяне с просьбой срочно помочь найти семена! Мы, конечно, пытаемся что-то сделать, но я открыто говорю обратившимся: «Сами виноваты!». Что или кто мешал сделать это раньше? - весьма эмоционально комментирует ситуациюглава СФК Ауезхан Даринов.
По словам главного фермера страны, огромное количество проблем аграриев можно было бы разрешить, но только если действовать дружно, сообща.
Алихан Кенже