вторник, 05 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Торговля Казахстана в состоянии хаоса

ТОРГ.2-2 Купцы ищут «маму» «Хаос и кризис» - так охарактеризовал ситуацию в казахстанской торговле президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Нурсадык Абишев. Это прямой результат пренебрежения, с которым относятся к этой отрасли в Правительстве. Торговля воспринимается чиновниками как нелюбимое и нежеланное дитя, которое всякий старается убрать куда-нибудь подальше, «с глаз долой», чтобы не надоедало и ничего не требовало. О том, как эту «беспризорную» отрасль пытались как-то пристроить, красноречиво говорит ее история последних лет. Ликвидировав Министерство торговли вначале 90-х годов, ее начали перебрасывать «с рук на руки». Вот хронология передачи торговой отрасли в министерства: 13 июня 1994 год- Министерство промышленности и торговли РК; 13 декабря 2000г. – Министерство экономики и торговли РК; 28 августа 2002года - Министерство индустрии и торговли РК; 1 июля 2010г - Министерство экономического развития и торговли РК; 16 января 2013 - Министерство экономического развития и бюджетного планирования Республики Казахстан ( здесь даже слово «торговля» исчезло из названия ведомства). К этому следует добавить, что редкий из руководителей торговли проработал на своем месте больше года. - Частая передача сферы торговли в различные министерства, не позволяет сформироваться эффективной торговой политике Республики Казахстан, действенной защите предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, профессиональному участию бизнеса в так называемых "торговых войнах" за рынки сбыта, а также не решает проблемы людей занятых в торговле. – считает Нурсадык Абишев. - Стране необходимо иметь стратегию и тактику развития торговли. Эта проблема была поднята нами еще лет пять назад. Мы просим создать не надзирающий орган, а координирующий, который мог бы наладить эффективные информационные связи между производством, торговлей, потребителями а также государственными ведомствами. Сегодня нет проблем произвести любой товар - минералку, Боинг, Мерседес – проблема продать все это. Мы не готовы к торговым войнам. У нас нет промышленности, у нас, по большому счету, нет и фермерства. Не потому, что наши люди «безрукие». Они просто не знают: какие товары и где нужны. Не знают, как развивается мировая тенденция, что завтра будет пользоваться спросом на рынке. Предприниматели, на свой страх и риск, строят заводы, которые оказываются никому не нужными. Каждое ведомство у нас самостоятельно занимается закупом и реализацией товаров и услуг. Нет единого координирующего органа, который мог бы подсказать, где купить тот или иной товар по реальной цене, без переплаты, нужного качества. Производители товаров и услуг тоже дезориентированы. И это сказывается на нас всех. Те, кто выезжал в развитые страны, наверняка удивлялся: там товары гораздо дешевле, чем аналогичные у нас в стране! Хотя жизненный уровень и зарплаты там выше. Это происходит потому, потому что у нас нет нормальной системы торговли, каждый действует на свой страх и риск, наобум. А построить такую систему торговли, без координирующего и направляющего, без изучающего рынок ведомства – невозможно. Поэтому наши товары проигрывают в конкурентной борьбе не только за рубежом, но и внутри страны. ТОРГОВ.1 - Всем, наверное памятна, недавняя ситуация с пшеницей: фермерам говорили – «Давай, выращивай как можно больше, все купим!» В результате вырастили - и сгноили половину урожая. Точно так же и с луком получилось в прошлом году.- продолжает Нурсадык Абишев. - И торговый бизнес тоже встроен в эту «систему». Он действует наугад, потому что в торговле у нас творится хаос! Да разве только в торговле? Производство, не получающее четких сигналов от торговли, зачастую выпускает не нужные товары. Кто подсчитал, в какие миллиарды ущерба выливается такая политика? «Бумажные» программы и реальное рейдерство Жибек Ажибаева, председатель профсоюзной организации предприятий торговли и сферы услуг, дала свою оценку ситуации: - У нас принято, по советской привычке, смотреть на торговлю, как на что-то «второстепенное». А ведь это - целая огромная отрасль экономики. В сфере торговли работает 14, 4% от общего числа населения, занятого в экономике (1,06 млн. чел.). По экспертным оценкам, фактическое число занятых составляет до 2 млн. чел или 28%. Торговля является социально уязвимой отраслью, в ней осуществляют предпринимательскую деятельность 54 % так называемых «самозанятых» граждан. По данным Агентства по статистике РК предприниматели торговой отрасли производят 10% от валовой добавленной стоимости в РК. В 2012 году объем торговли на рынках, включая и рынок индивидуальных предпринимателей, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 15%, доля его в общем объеме розничной торговли составила 49,9%. В структуре розничной торговли преобладают непродовольственные товары (63,6% к общему объему розничной торговли). Розничная реализация непродовольственных товаров увеличилась на 11,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продовольственных товаров - на 14,3%. И вся эта отрасль не имеет своего профильного министерства или агентства. Тот Комитет по торговле, который есть, совершенно недостаточен. Именно по этой причине вопросы, касающиеся торговли, решаются медленно. А чаще всего - вовсе не решаются. Недавняя реорганизация Министерства и передача части полномочий Министерству регионального развития и вовсе поставила в тупик предпринимателей. Министерство экономического развития и бюджетного планирования будет разрабатывать торговую политику, а министерству регионального развития отвели проблемы предпринимательства. Ясно, что министерства будут перекладывать решения важных вопросов друг на друга, вместо того, чтобы в комплексе решать их. В 2014 году завершается отраслевая Программа развития торговли в Республике Казахстан. Но завершаться нечему – Программа так и не началась. Потому что на местах люди даже не знают, что есть такая Программа, в штатном расписании местных исполнительных органов нет людей, которые этим бы занимались. Доходит до абсурда: управления местных органов по поддержке и развитию бизнеса сами принимают участие в отъеме бизнеса на торговых рынках! Такие факты были в Атбасаре, Таразе и других местах. Поэтому мы считаем, что отсутствие единого государственного органа, который занимался бы торговлей, наносит огромный ущерб всем предпринимателям, которые заняты в этой сфере бизнеса. Особенно это касается малого, среднего бизнеса. - Но эта же проблема тревожит и крупные торговые компании. – продолжает Жибек Ажибаева. - У них возникает масса вопросов, а разрешить их негде. Ведь у нас почти нет национальных торговых сетей, активно развивается только «Мега». А где наши сети, подобные «Пятерочке», «7-я», ««Cash & Carry» ? Их нет, потому что они не могут у нас развиваться. Вот, к примеру, то же «Cash & Carry». Они пришли в нашу страну, за последние лет восемь начали активно сотрудничают с нами, с другими ведомствами. Но как только они пытаются контактировать с нашим профильным министерством, решать какие-то вопросы – возникает тупик. Даже на их письма, на имя министра - никто не отвечает! Мы ничего не создали для иностранных компаний. У них же есть свои стандарты, чтобы входить на наш рынок. Мы не соответствуем этим стандартам ни по торговым площадям, ни по инфраструктуре, ни по логистике. И все-же иностранные торговые сети хотят работать в Казахстане, они готовы даже готовить наши кадры, чтобы те могли работать в торговле на новом, высоком уровне. Но не к кому обратиться. Огромное количество проблем накопилось в сфере законодательного обеспечения торговли. Доходит до парадокса: один департамент министерства разрабатывает документ, о котором Комитет торговли даже не знает! Если не выстроена система внутренней торговли – то как мы можем вообще говорить о развитии нашего экспортного потенциала? Мы становимся все боле зависимыми от иностранных товаров. Даже рынок овощей мы потеряли! Здесь у нас уже реализуются товары из Аргентины, Польши, я уже не говорю о Киргизии, Узбекистане и Китае. А наши производители не знают, что нужно выращивать, потому что в условиях такого хаоса в торговле к ним не поступает правильных «сигналов». Наши заработанные деньги «вымываются» из страны. - Пусть создадут Министерство, агентство, даже пусть это будет расширенный Комитет, но с полномочиями, которых у него сегодня просто нет – вот что нам сегодня жизненно необходимо. – говорит Жибек Ажибаева. - Этот орган будет как бы «генштаб» для всех отраслей, потому что оно будет подсказывать, какие товары нужны сегодня и потребуются завтра на рынке. Кто говорит сегодня нашему фермеру, какой салат или морковь нужны на рынке? Да никто! И потому он делит свой гектар на десять грядок, высаживая на каждой отдельную культуру – авось что-то «выстрелит»! Один-два вида овощей удастся продать, а остальные придется выбросить на свалку. Значит, много дней он работал впустую. О какой рентабельности производства в таком случае мы можем говорить, и как наш фермер может соревноваться с импортной продукцией, которая выращена с применением новейших технологий и маркетинговых исследований? - Торговый бизнес у нас очень незащищен.- считает Назим Гусейнов, предприниматель, много лет работающий в торговле. - Мы испытываем постоянное давление со стороны разных органов, а если магазинчик рентабельный, то это «лакомый кусок» для рейдерского захвата. Из-за отсутствия единого органа, занимающегося торговлей, нам не к кому обратиться. Огромные проблема возникают у нас с банковскими кредитами, в связи с растущими ценами на коммунальные услуги, на недвижимость… А ведь доход торговцев остается, в лучшем случае, прежним. Поэтому многие из малых и средних магазинов сегодня стоят на грани разорения. К этому стоит еще добавить, что хаос в торговле неизбежно ведет к огромному уровню коррупции и злоупотреблений чиновников разного ранга в этой сфере, созданию «теневых» схем бизнеса, росту цен на товары и снижения их качества. Кому-то это очень выгодно... ТОРГ.4-4 Виноваты все. Что делать? Торговцы и представители их общественных организаций предлагают срочно принимать меры, чтобы вернуть торговлю в цивилизованной русло. Среди них - срочно преобразовать комитет торговли в Министерство либо агентство по торговле. Ныне действующий комитет торговли исчерпал себя и необходимо расширить полномочия, с целью координации отделов по вертикали, подобно США, Китаю, ЕС и таможенному союзу. Их основная функциональная обязанность - содействие торговому предпринимательству, обеспечение государственной поддержки с целью выхода этого бизнеса на экспорт. Необходимо также ввести изменение в штатное расписание местных исполнительных органов, с вертикальным подчинением отделов Министерству торговли либо агентству. На региональном уровне в большинстве акиматов областного, городского и районного аппаратов отсутствуют отделы, курирующие торговлю. Кураторство над торговлей на местах поручено специалистам, как дополнительная нагрузка. Очень важно обеспечить координацию действий министерств и исполнительных органов для успешной реализации Государственных программ. Министерство экономического развития и бюджетного планирования РК и местные органы власти еще не пришли к взаимопониманию и поддержке малого и среднего бизнеса, отсутствуют региональные отраслевые программ по активному использованию человеческих ресурсов, в политику поддержки малого бизнеса не включены крупные компании, как это делается в Японии, когда «акулы поддерживают мелких рыбешек». А пока имеют место конфликты интересов между госорганами и бизнесом, факты рейдерства и превышения служебного положения государственными чиновниками. Отраслевая программа развития торговли РК на 2010-2014 годы подходит к своему завершению, так и не начав своей реализации в регионах. Ожидание бизнеса не оправдались в вопросах поддержки бизнеса по строительству объектов новых торговых форматов, реконструкции действующих торговых рынков, привлечения иностранных инвесторов в сферу торговли, в защите интересов отечественного бизнеса в условиях Таможенного Союза и вхождения в ВТО. Поэтому, считают предприниматели, необходимо ввести отрасль торговли в список приоритетных направлений индустриально-инновационных технологий, включение в программу «Дорожной карты -2020». Эти и другие предложения уже направлены в Правительство. Вот только есть серьезные сомнения, что им и в этот раз удастся до него «достучаться».
Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33