Великий исход, или Комплекс Масады
Масада — крепость у южной оконечности Мертвого моря, возведенная царем Иродом на высокой скале. Это непреступное горное возвышение имеет обширное плато, достаточное для того, чтобы на нем заниматься сельским хозяйством. Кроме того, крепость была снабжена подземными бассейнами, в которые в течение зимы собирали воду. Именно Масада была последним оплотом Израиля после падения Иерусалима и разрушения Храма в 70 году. Именно здесь нашли убежище около тысячи канаимов. В 73 году крепость пала. Римляне сделали насыпь и готовились к решительному штурму, но накануне все обитатели крепости покончили с собой.
В Израиле принято именовать «комплексом Масады» сознание, в соответствии с которым Израиль со всех сторон обложен врагами, с которыми он вынужден сражаться. Однако истинный смысл «комплекса Масады» совершенно другой. Это комплекс неуязвимости Израиля, комплекс вечности Израиля — вечности, которая не обманет.
Эта история началась три с половиной тысячи лет назад, когда легендарный Моисей вывел евреев из египетского рабства, и они обосновались на Земле обетованной, вотчине общего предка арабов и евреев Авраама. В результате череды бедствий — опустошение страны Александром Македонским, набеги персидских армий и римских легионов, вавилонское пленение — евреи изгонялись и раз за разом возвращались назад. Так продолжалось до 70 года нашей эры, когда после разрушения храма царя Давида в Иерусалиме императором Титом началось их рассеяние по всему свету. Лишь малая горстка оставалась в Палестине. С VII столетия эта земля стала частью Арабского халифата, а священный Иерусалим обрел особый смысл для последователей трех крупнейших в мире вероисповеданий — христианства, ислама и иудаизма.
Сами евреи сполна вкусили тяготы скитальцев поневоле. Почти везде, где появлялись, они приносили с собой еврейский вопрос — их отличительный менталитет, деловая хватка, помноженные на предубеждение о своей исключительности, зачастую контрастировала с народами, в гостях у которых они оказывались. Отчасти, быть может, по этой причине, отчасти ввиду чьих-то козней либо банальной дремучести, но неприятие предприимчивых и удачливых пришельцев породило такое уродливое явление, как антисемитизм. В разное время им переболели в Африке, Европе, России, в обеих частях Америки. В иных случаях события принимали вовсе чудовищный оборот — еврейские погромы, изоляции в гетто. Особенно досталось евреям в Старом свете. Их били еще со времен крестоносцев. 1000 год — убиты двенадцать тысяч евреев. 1200 год — все, кто попытался найти убежище в Англии, сосланы и повешены. 1298 год — сто тысяч евреев убиты в Баварии и Австрии. 1306 год — сто тысяч евреев изгнаны из Франции под угрозой смерти. 1348 год — их обвинили в распространении мировой эпидемии черной чумы, и около миллиона евреев были выслежены и убиты по всему земному шару. 1492 год — испанская инквизиция выслала из страны полмиллиона евреев и еще полмиллиона были казнены. И так продолжалось до ХХ века, когда Гитлер уничтожил шесть миллионов евреев.
Разве мог кто-нибудь даже в самых смелых фантазиях предположить, что спустя два тысячелетия потомки изгнанников, утерявших связи между собой, лишившиеся языка и многих других нациеобразующих признаков, смогут возродить Израиль?
В начале ХХ века совсем небольшой народ оказался в фокусе глобальной политики. Из многочисленных гонений возникло всемирное братство во имя возвращения на Землю обетованную. Авторы этого движения, получившего название сионизм (от Сион — священная гора, олицетворяющая Иудейское царство), игнорировали тот непреложный факт, что за время их отсутствия на исторической родине там появился другой народ, замешанный на генах людей, живших там до евреев и более, чем евреи, являющихся правопреемниками этой земли. Но потребовалось всего сорок с небольшим лет, чтобы сионисты с использованием всех имеющихся в распоряжении средств, начиная от террора, шантажа и до прямого подкупа, сумели организовать свое государство Израиль на не принадлежащих им к тому времени территориях. При этом удалось заставить поверить в свою правоту и склонить к поддержке основные мировые державы (США и СССР) и весь остальной мир в лице Организации Объединенных Наций. Более того, хозяин «общей квартиры» в итоге получил наименьшую часть разделяемой жилплощади.
29 ноября 1947 года на 128-м пленарном заседании Генеральная ассамблея ООН 33 голосами за (в том числе Советский Союз, США и Франция) при 13 против (в том числе все афро-азиатские страны, кроме Южно-Африканского союза и Филиппин) и при 10 воздержавшихся (в том числе Великобритания) была принята резолюция 181 (II) о разделе Палестины. За основу был принят так называемый «План большинства». На территории Палестины появились еврейское государство площадью 14,1 тысячи квадратных километров (56% территории Палестины), арабское государство площадью 11,1 тысяч квадратных километров (43% территории Палестины) и интернациональная зона Иерусалима (около 1% территорий). Между обоими государствами предусматривались экономический и таможенный союз, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, единая ирригационная система.
С той поры минуло 64 года. За это время произошло пять крупномасштабных арабо-израильских войн, в которых победу всякий раз одерживали сионисты, захватывая новые участки земли, включая Иерусалим. В том сказалось множество факторов, включая неорганизованность и нерешительность арабов, напротив, выучку и высокий боевой дух израильской армии, покровительство ведущих мировых держав, прежде всего США — Израилю и СССР — арабам. Но не меньшую роль сыграла разная мотивация противников: если для арабов каждая война была очередной, то для евреев — последней. Решение о создании в Палестине наряду с еврейским и арабского государства осталось на бумаге. Как когда-то евреи, исконные жители этой страны оказались загнаны в резервации.
Но, похоже, с наступлением 2011 года устоявшийся статус-кво начинает круто меняться. Толчком послужила волна революций, накрывшая страны арабского мира. Все прежние годы Израилю при помощи США удавалось расстраивать ряды противников, удерживая выгодный для себя баланс. Египет эпохи Садата-Мубарака был связан кабальными Кэмп-Дэвидскими соглашениями, Палестина под предлогом террористической угрозы сначала со стороны партии «Фатх», потом партии «Хамас» фактически находилась в блокаде. Ливан в силу внутриполитических дрязг замкнулся в себе. Иордания, крошечная монархия, сильно зависимая от американских дотаций, не делала большой погоды. Главные противники сионистов Сирия и Иран также пребывали в режиме перманентных санкций. Другой извечный враг Ирак после агрессии НАТО вообще находится на грани распада.
Сейчас вся эта конструкция начинает рушиться на глазах. Революционная волна в арабском мире родила другую волну — антиизраильскую: сегодня египетская улица требует денонсации Кэмп-Дэвидских соглашений, штурмуя одновременно посольство Израиля в Каире. Временное военное правительство Египта, под предлогом предотвращения проникновения отрядов «Аль-Каиды», ввело вооруженные подразделения на Синайский полуостров — демилитаризованную зону на границе с Израилем. И в без того неспокойном Ливане стремительно растет популярность партии «Хезболла», программная цель которой — уничтожение Израиля. В схожем ключе действуют другие соседи. Иран, несмотря на международный нажим, упорно движется к овладению атомной технологией, и не факт, что сугубо в мирных целях. Сирийская молодежь, которая предпринимала рейды в соседние с Израилем территории, сейчас пытается свергнуть собственного диктатора. Это значит, что совсем скоро Сирия может пополнить список стран, настроенных против Израиля. К общей волне обструкции присоединилась даже Турция, член НАТО и до последнего времени один из ближайших союзников Израиля. Наконец, в стенах ООН Палестина решительно ставит вопрос о признании своего государства не только в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, но и с включением в него всех оккупированных территорий, в том числе Восточного Иерусалима.
Между тем все идет к тому, что группу пока еще не определившихся крупных игроков, которую формируют Россия, Китай, Индия и ряд других государств, похоже, пополнят некоторые ключевые европейские державы. Причина — не вписывающаяся в международные рамки политика Израиля, которую все труднее игнорировать вопреки общественному мнению в своих странах, а также интересам сотрудничества с мусульманским миром. Пожалуй, единственным мощным фактором жизнеспособности государства, в основу создания которого легли… библейские мифы, пока являются США. Но и эта предпосылка в свете возрастающего международного давления в отношении еврейского государства тоже постепенно теряет кондицию. Вашингтон стоит перед сложным выбором: либо оставаться на стороне Израиля, тем самым ублажая традиционно сильное в Америке еврейское лобби, либо прислушаться к доводам арабов.
Враждебное окружение и международная изоляция — это далеко не все вызовы, стоящие перед нынешним израильским руководством. Удручающе выглядит демографическая ситуация внутри страны и на оккупированных территориях. Еще покойный вождь палестинцев Ясир Арафат говорил, что «конечную победу над сионистским государством одержит матка палестинской женщины». И это пророчество начинает сбываться. Арабское население Израиля, не говоря уже об оккупированных землях, увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как еврейское — стремительно стареет и убывает. При этом фактически иссякли источники увеличения еврейского населения за счет репатриантов из других частей света. Но и это население, пускай и объединенное идеологией сионизма, иудаизмом, искусственно воссозданным древнееврейским языком ивритом, далеко от того, чтобы называться цельным. Скомканное из ашкеназов (евреи из Европы), алиев (евреи из бывшего СССР), сефардов (евреи из арабских стран), фаллашей (евреи из Африки), с разным уровнем образования и ценностей, современный Израиль исполосован линиями разлома внутри себя.
Дело также в том, что и в прежние времена немало евреев, выходцев из неблагополучных стран, ехали на Землю обетованную не столько по зову сердца, сколько от безысходности и в поисках лучшей доли. Тем, кому повезло, использовали Израиль в качестве трамплина, чтобы перебраться в более спокойные Австралию, Канаду или Новую Зеландию. Но сейчас чемоданные настроения среди израильтян обретают массовый характер.
P.S. Рождение на свет сионистского государства в центре арабского мира произошло, по сути, вопреки естественному историческому процессу. Независимо от того, скрывался за этим расчет крупных держав или нет, но принятое решение на десятилетия вперед запрограммировало конфликты на Ближнем Востоке. Да, сионисты обрели главное слагаемое государственности — территорию, но они же обрекли своих потомков на выживание в экстремальных условиях. Фактически с первых дней рождения Израиль живет в осадном положении, по законам военного времени. Могли ли не предвидеть родоначальники сионизма столь тревожную перспективу, какую цену придется при этом заплатить? Кстати, по самым скромным подсчетам, с момента своего создания на войны и оборонительные мероприятия Израиль в общей сложности потратил свыше триллиона долларов. А ведь в ходе обсуждения еврейского вопроса еще в 1920-х лидерам сионистов предлагалось создать свою государственность на пустующих либо малозаселенных территориях, например в Уганде (принцип «народу без территории, территорию без народа»). Что касается Иерусалима, Лига наций (тогдашний аналог ООН) предлагала установить в священном городе особый международный статус с равным доступом адептов всех трех мировых конфессий — иудеев, мусульман и христиан. Согласись тогда сионисты на это предложение и обрати государство евреев всю свою энергию не на разрушение, а на созидание, кто знает, возможно, сегодня мы имели бы дело с совершенно другим Израилем. История, конечно, не имеет сослагательного наклонения, зато ей свойственно повторяться, давая возможность избежать прежних ошибок.
Комментарий независимого редактора
Хорошая статья. И то, что она появилась, определенным образом характеризует зрелость нашего информационного поля.
Автору надо отдать должное, как за смелость взяться за столь непростую тему, так и за умение написать о ней так, что и все острые углы видны, и никто, в общем, не обижен.
Особо стоит отметить, что в материале затронут такой важный фактор, как демография — очень часто мимо него проходят и журналисты, и политологи, не даром еще Арафат сказал слова, процитированные в статье.
Но в целом ситуация вокруг конфликта между Израилем и арабским миром не может не наводить на невеселые размышления. Автор еще не указал, что Израиль, пусть и неофициально, но уже признан страной, обладающей ядерным оружием. Как не смотреть с возрастающей напряженностью на то, что его конфликт с арабами только усиливается?