Хартия безвольности
Почему мажилис Казахстана называют самым распущенным в мире парламентом
В мировой практике возможность роспуска парламента обозначена в большинстве конституций. Dissolution of parliament возможна при вотуме недоверия правительству, при невозможности избрать кабинет министров и его главу или же по согласованному с главой правительства решению президента (или, например, императора, как в Японии). Сама по себе невозможность работы высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, теми же законодателями предполагалась еще во времена Римской империи, затем укрепилась в Англии XIII века, когда король Иоанн Безземельный, глубоко страдая, подписал-таки Великую хартию вольностей, и с тех пор ни один английский монарх не называл своих наследников этим именем. Дурная примета, видимо.
Казахстанский парламент за свою историю превзошел все мыслимые ожидания. Став своего рода преемником Верховного Совета КазССР, парламент вытоптал свою неведомую дорожку. В 1993 году депутаты советов всех уровней, вплоть до Верховного Совета, стали активно слагать с себя полномочия. Менее чем за полтора месяца система советов в республике самоликвидировалась — более четверти депутатов-коммунистов сдали мандаты, и в декабре 1993-го на сессии Верховного Совета приняли решение о первом в истории страны самороспуске и передаче всех полномочий до новых выборов президенту.
Не прошло и полгода, как народ Казахстана выбрал новый парламент, состоящий из 177 депутатов вместо привычных 350. Конституционный суд по обращению Татьяны Квятковской о признании выборов по ее округу не соответствующими Конституции не только опротестовал результаты выборов по Абылайхановскому округу, но и признал не соответствующими Основному Закону постановление Центризбиркома об образовании избирательных округов, а также метод подсчета голосов. Итого через год и четыре дня Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда», и распустил парламент.
В «смутные девяностые» часть депутатов во главе с Олжасом Сулейменовым попыталась остаться на месте и даже создала «народный парламент», но через шесть дней сопротивление было сломлено. Вскоре Олжас Сулейменов стал послом Казахстана в Италии и по совместительству в Греции и на Мальте (позже — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО, Париж).
В конце лета 1995-го проходит референдум о новой Конституции, согласно которой теперь парламент состоит из двух палат. Выборы прошли в декабре, мажилисменами стали 67 человек.
В сентябре 1998-го Назарбаев в своем традиционном Послании народу предложил на следующих выборах, осенью 1999-го, избирать мажилис по пропорциональной системе и увеличить количество депутатов до 77. В марте 1999-го на съезде учреждается партия «Отан», и осенью, после конституционных изменений и за месяц до окончания работы, парламент вновь распускают.
«Я не вижу никакого рационального зерна в этих решениях. Как будто мы совершили здесь такое, что от нас надо немедленно избавляться… Как будто в нашей стране какая-то революция произошла или какая-то огромная опасность угрожает и надо в срочном порядке созвать новую сессию. В конце-то концов, можно было и в следующий понедельник созвать новый состав парламента», — заявил тогда еще спикер мажилиса Жармахан Туякбай.
«Публичный выход из «Отана» (Туякбая. — Exclusive) и негативная оценка прошедшей избирательной кампании не могли не отразиться на том, чтобы новый депутатский корпус приступил к работе в начале ноября», — заявил советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев.
История тем временем шла своим чередом. В сентябре 2004 года состоялись выборы по смешанной схеме. В мажилис были избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии — «Отан», Гражданскую, Аграрную и Коммунистическую.
Парламент стал мягче и податливее. После двух роспусков «сверху» депутаты не стали дожидаться подзатыльника, проголосовали за изменения в Конституцию и 19 июня 2007-го сами обратились к президенту с просьбой принять «пусть непростое, но историческое, важное для судьбы Казахстана решение — распустить мажилис парламента Республики Казахстан третьего созыва и назначить досрочные парламентские выборы». «Мы не должны выступать в роли тормоза реформ, то есть ждать истечения срока своих полномочий в 2009 году», — заявили избранники народа. На следующий день президент издал указ о роспуске мажилиса, а депутаты принялись выбивать себе пособия в размере недополученных ими из-за роспуска зарплат.
Новый состав мажилиса сформировали в августе 2007 года. В соответствии с обновленной Конституцией мажилис стал состоять уже из 107 парламентариев. Палата четыре года трудилась в поте лица, осваивала новые технологии.
Советник президента Ермухамет Ертысбаев порекомендовал мажилису задуматься о досрочном роспуске. Депутат Ирак Елекеев не выдержал и выступил с громким заявлением: «Я не понимаю, почему мы вместо того, чтобы вскрывать язвы, помогать следственным органам, помогая раскрыть весь преступный синдикат, сами того не понимая (или понимая), лоббируем интересы взяточников и казнокрадов? В результате нашей непринципиальности и соглашательства миллиарды тенге уходят мимо казны. Мы должны быть сами примером для всех… Если мы не способны, давайте распустимся!» Коллеги обиделись. Еще бы, ведь отчасти их обвинили в непрофессионализме. «Даже Марченко оскорбляет наших депутатов, что среди нас нет ни одного экономиста […] и ему не с кем из нас разговаривать. […] Никто не может с правительством поспорить по тем или иным позициям. Есть необходимость именно усилить ряды депутатов личностями, которые могут высказать свое мнение по тем или иным вопросам». Депутаты продолжали трудиться — их ждал двухмесячный оплачиваемый отпуск.
Кто-то очень хорошо сказал: «Лидер — это не тот, кто заставляет людей, а тот, кто создает иллюзию свободы. И люди делают то, что он хочет, хотя им кажется, что они делают это сами».
Одним словом, в ноябре депутаты обратились к президенту страны Нурсултану Назарбаеву с просьбой опять распустить мажилис. Депутаты даже привели ряд причин своей инициативы: «Ожидается новая волна финансово-экономического кризиса, в связи с этим важно быстрее, до наступления кризиса, пройти через избирательный цикл… В мире сейчас нестабильно… В Казахстане благодаря проводимому курсу сохраняется стабильный рост экономики, важно через ускоренное проведение избирательного цикла сохранить эту тенденцию, обеспечить преемственность проводимой политики. Будет символично и важно его начать с новым правительством и парламентом».
Ссылаться на нестабильность в мире и стабильность в Казахстане — не самый убедительный довод для собственного увольнения. Но другие объяснения еще менее внятны. Сторонники роспуска заявили, например, что «осуществляется масштабная Программа индустриально-инновационного развития», что парламент должен создать для нее законодательную базу и что для этого «важно формирование нового депутатского корпуса». Депутаты решили признаться, что им эта задача не по зубам? «Значит, они не справляются со своими обязанностями и как законодатели не могут обеспечить принятие нормальных законов, чтобы наша индустрия развивалась инновационно, — съязвил по этому поводу депутат сената Гани Касымов. — У них уже и на это ума не хватило?»
Итого в портфолио народных избранников — три самороспуска и два указа президента. Фактически ни один состав мажилиса не отсидел полного срока, используя либо «примерное поведение», либо попадая под «амнистию». Первый самороспуск и два роспуска были объяснимы. Два последних крика депутатских душ — явление забавное и теми, кто следит за политической жизнью страны, ожидаемое.
Что ожидает новый состав? Пока считается, что новые депутаты смогут принять толковые законы. По логике процесса, они должны будут бороться с коррупцией и не быть «тормозом реформ». Если этого не произойдет, то неминуем шестой роспуск. Вероятно, опять с депутатской ненаказуемой инициативой. Или с очередным изменением Конституции страны. Избиратели улыбаются и машут.
Комментарий Петра Своика:
Поневоле посочувствуешь автору (и себе — тоже): уместный экскурс в античную еще и раннесредневековую историю, детальный разбор нашего «самого распущенного в мире» парламентаризма, а концовка безнадежно подвешена — дальше-то что?
Допустим, новые депутаты захотят принимать толковые законы, бороться с коррупцией и не быть «тормозом реформ». Но тогда первым делом они должны затребовать себе полномочий для этого, что гарантированно подведет их под новый роспуск.
Как стране выбираться из этого замкнутого круга (бездеятельный парламент Акорде не нужен, а деятельный — тем более), никто не знает. Впрочем, исторического оптимизма терять не стоит, повод же для него парадоксальным образом мы можем найти в собственной истории.
Как говорится, нет худа без добра. Да, мы, конечно, феодалия, но — «раннеспелая», много более податливая, чем, например, «зацементированные» фундаментальным исламом и классическим средневековым феодализмом братья-узбеки. Перед революцией 17-го года, менее ста лет назад, в Степи еще сохранялся общинно-родовой строй и первичное феодальное расслоение лишь формировалось. Способность же к адаптации, приспособлению к самым радикальным изменениям у номадов всегда была на высоте. Потому-то в советские годы Казахстан был самой «советской» из всех советских республик, сейчас же мы далеко обогнали соседей в приспособлении к современному капитализму и рынку.
Да, приспособление всегда содержит в себе симуляцию, копирование формы, а не содержания. В этом мы преуспели во многих сферах, парламентаризм же наш — симуляция почти стопроцентная. Тем не менее если есть форма, содержание неизбежно накапливается. Даже если бесконечные самороспуски организуются по принципу переливания из пустого в порожнее, здесь главное — движение, а оно налицо. Это, знаете ли, собаке не дано ухватить собственный хвост, как бы активно она ни крутилась. У нас, может, и получится…