Кого развивать будем?
Елена Дудка
На недавней встрече глав правительств Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке стороны подтвердили намерение создать Банк развития ШОС. Ранее эта идея была озвучена в мае на встрече министров финансов и руководителей центробанков стран ШОС в Пекине. За это время никакой информации об этом проекте так и не появилось.
Между тем, по поводу Банка развития возникает ряд непраздных вопросов. Кто был основным инициатором этой идеи? Почему она появилась именно сейчас? Как будут распределяться доли стран-участниц ШОС в капитале Банка? И, в конечном итоге, насколько эта инициатива согласуется с национальными интересами каждого из государств ШОС?
Эти вопросы возникают в связи с теми тенденциями, которые происходят в Китае и вокруг него. На конференции по риск-менеджменту в Алматы об этих тенденциях подробно говорил ведущий российский китаевед Алексей Маслов.
По его словам, одной из проблем, с которыми Китай сталкивается в последние 1,5-2 года является его сомнительная внешняя политика. С одной стороны Китай становится все более мощной мировой державой. С другой – его быстрый рост вызывает страх и отторжение во многих странах. Потому что его экспансия в эти страны была подготовлена экономически, но не политически. В связи с этим Китай сегодня все больше использует возможности «мягкой силы». А также стремится к вступлению во всевозможные региональные союзы для опосредованного влияния на партнеров.
Другая проблема Китая – избыток капитала, поступающего от экспорта и внешних инвестиций. Как ни парадоксально, этот фактор приводит к снижению эффективности ряда отраслей китайской экономики. Например, предприятия горно-металлургического комплекса живут за счет заведомо безвозвратных огромных государственных кредитов. У них нет стимула для повышения качества продукции и улучшения менеджмента. А низкая цена их продукции объясняется не столько низким уровнем заработных плат, как принято считать, сколько колоссальными государственными вливаниями.
Дешевые кредиты на протяжении последних 15 лет нарушили разумное ценообразование в Китае. И, если до определенной поры они стимулировали рост экономики, то сегодня являются одним из главных дисбалансиров дальнейшего развития. Кроме того, избыточная денежная масса подстегивает инфляцию и имеет ряд других неприятных сторон. Поэтому важнейшей задачей для Китая является максимальное расширение экспорта капитала, в том числе в Центральную Азию. Причем чем быстрее, тем лучше. Если до 2014-16 гг. Китай не успеет с этим, его экономика начнет захлебываться, считает Алексей Маслов.
Поэтому Китай так охотно раздает многомиллиардные кредиты, в том числе странам СНГ, особенно Центральной Азии. И будет раздавать их еще больше. Тем более что, по свидетельству эксперта, сегодня Китай на всех конференциях и переговорах в России, Казахстане, Кыргызстане, других странах Центральной Азии, очень много говорит об интеграции. «Прикрываясь этим, он стремится как можно больше экспортировать капитала, техники, технологий в эти страны. Пытается решить собственные проблемы за счет концепции интеграции. Не учитывая, честно говоря, интересы других стран» - отметил Маслов.
И вот тут появляется идея создания Банка развития ШОС - организации, в которой наиболее активным и экономически сильным участником является Китай. Идея, во многих смыслах блестящая. Во-первых, создание такого банка позволит снизить градус общественного настроения относительно китайской экспансии. Потому что одно дело китайские кредиты и проекты. И совсем другое – кредиты и проекты Банка развития. Во-вторых, создается институциональная основа для постоянного экспорта капитала в страны ШОС. Если раньше кредиты давались от случая к случаю, то после создания Банка развития могут идти сплошным потоком. В-третьих, Китай, как основной донор ШОС, наверняка будет пытаться продавливать финансирование Банком проектов, выгодных главным образом ему.
Алармизм, китаефобия? Возможно. Но информации о переговорах нет практически никакой. А общая картина развития взаимоотношений Китая с партнерами по ШОС дает много поводов для размышления. Вышеприведенные аргументы – это аргументы не против Банка развития. А против того, чтобы под эгидой Банка развития происходило скрытое от глаз общества дальнейшее углубление зависимости наших стран от китайского капитала. Самое главное здесь – определить и отстаивать национальные интересы страны, которые не всегда совпадают с экономическими интересами текущего момента.